Консультация для родителей "Разминка на суше как средство совершенствования плавательных умений"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №44
Консультация
«Разминка на суше как средство совершенствования
плавательных умений»
Составила
инструктор по физической культуре
Скузоваткина Г.В.
Саров
2021
Важной формой оздоровительной работы в детском саду является плавание. Популярность и необходимость обучения плаванию продиктованы, прежде всего, жизненной необходимостью.
Плавание играет важную роль в жизни человека: укрепляет и развивает опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую систему, дыхательную систему, оказывает закаливающий эффект. Если этот навык получен в дошкольном возрасте, он прочно закрепляется на всю жизнь.
Главная задача инструктора по плаванию – помочь детям освоиться в воде, не испытывать боязни и страха, чувствовать себя уверенно и совершенно свободно.
Необходимым средством при обучении детей плаванию является разминка на суше, или сухое плавание
Что такое сухое плавание?
Под сухим плаванием понимают тренировки на суше с выполнением комплекса упражнений, основанных на имитации движений в воде. Таким образом,дети учатся концентрироваться на движениях, изучают несколько техник без риска уйти на дно.
Разминка на суше позволяет предварительно организовать детей, скорректировать технику выполнения упражнений в более контролируемые условия. Занятия на суше способствуют более эффективному построению дисциплины в группе занимающихся (построение, перестроения, работа в команде, проведение командных игр и эстафет). В результате наши воспитанники безболезненно переходят к занятиям в бассейне, получая опыт и навыки.
Важной задачей разминке на суше является подготовка организма ребёнка к водной среде. Проведение подготовительных занятий позволяет активизировать организм ребенка, настраивает нервную систему на работу в некомфортных, непривычных условиях, тем самым снижая возможность проявления стрессовых ситуаций при контакте с водой. Особенно важным считается включение специальных дыхательных упражнений, так как дыхание – это основа обучения плаванию.
Правильное дыхание при выполнении упражнений – необходимое условие полноценного физического развития. При обучении ребёнка правильному дыханию, прежде всего, учат его глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их снабжения кислородом, обращают внимание детей на то, что дышать надо через нос. Правильное носовое дыхание – условие здоровья ребенка, профилактическое средство против тонзиллитов и респираторных заболеваний.
Для освоения физических упражнений с элементами дыхательной гимнастики необходимо решить следующие задачи:
-
повысить общий жизненный тонус ребёнка, сопротивляемость, закалённость и устойчивость его организма к заболеваниям дыхательной система;
-
развивать дыхательную мускулатуру, увеличить подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшить лимфо- и кровообращение в легких, улучшить деятельность сердечно-сосудистой системы.
Разминка на суше проводится:
-
инструктором по физической культуре (плавание) на каждом занятии
-
в случае карантина на группе, закрытия бассейна, отсутствии инструктора по физической культуре проводится воспитателями
-
отдельные упражнения используются как индивидуальная образовательная деятельность по рекомендациям инструктора.
Структура разминки на суше
Разминка на суше состоит из трех частей: подготовительная, основная, заключительная.
Подготовительная часть: подготовить детей к выполнению напряженной работы по разучиванию техники движений
Средства: ходьба и ее разновидности с различным положением рук, круговые движения прямых рук вперед-назад, бег и его разновидности, бег с произнесением звуков (О),(Ы),(А),(Ю), прыжки, дыхательные упражнения.
Основная часть: разучивание и закрепление специальных упражнений необходимых для плавания способом кроль на груди, кроль на спине, брасс, дельфин.
Средства: специальные упражнения, выполняемые из разных исходных положений, имитирующие технику плавания.
Заключительная часть: снижение нагрузки, расслабление, развитие физических качеств.
Средства: упражнения на гибкость, дыхание.
Упражнения начинаем выполнять с верхней части тела
Делаются наклоны головы, круговые вращения, повороты.
Постепенно спускаются к туловищу — повороты корпуса, махи руками, наклоны к ногам с вытянутыми руками.
Далее разрабатываются ноги — махи ногами, круговые движения голеностопом, вставание на носочки с попеременным опущением на пятки.
Выполняют все движения плавно, мягко, соблюдая равномерный темп. По времени это не более 2 минут, после чего переходят к другим упражнениям.
Во время выполнения упражнений происходит тренировка всех мышц. В результате улучшается растяжка верхних и нижних конечностей. В дальнейшем минимизируется риск получения травмы.
Разминка предусматривает развитие мышц, что положительно сказывается потом на сохранении баланса на воде.
Упражнения зачастую включают работу сразу нескольких «противоположных» мышц — рук и ног одновременно, ног и спины, плечевого пояса. Это предотвращает образование мышечного дисбаланса, когда одни мышцы развиты сильнее, а другие слабее. Дисбаланс приводит к нарушению координации в воде, плохому контролю скорости.
Упражнения улучшают работу суставов, что необходимо во избежание получения травмы при плавании.
Из сказанного выше становится понятным, что упражнения для плавания на суше для детей важны с целью обучения движениям в воде, а также укрепления мышц
Дети 3-4 лет начинают обучение плаванию по программе «Первая волна»
«Первая волна»
Задачи
-
способствовать формированию у детей навыка задерживать дыхание на вдохе (5-10 мин) формировать умение выполнять выдох через нос и рот
-
формировать умение выполнять круговые движения прямыми руками
-
формировать умение работать ногами способом кроль
-
способствовать увеличению подвижности в плечевых суставах
Самым простым способом обучения детей дошкольного возраста плаванию является кроль на груди, и спине.
Кроль – это стиль плавания, в котором:
-
руки делают попеременные гребки (со стороны чем-то похожие на “мельницу”),
-
ноги вытянуты и по очереди делают удары (со стороны чем-то похожие на “ножницы”),
-
голова опущена в воду, для вдоха во время гребка поворачивается вбок.
С детьми 3-4 лет мы используем подводящие упражнения, которые необходимы для обучения плаванию способом кроль на груди и спине.
Педагоги должны обращать внимание на правильное и.п. , дозировку упражнений и темп, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка
Упражнения для верхнего плечевого пояса
Подготавливают мышцы, суставы детей к физическим нагрузкам, увеличивают работу с.с.с., дыхательной системы, «разогревают» организм, уберегают от травм, а также способствуют развитию гибкости, подвижности в суставах, формируют навык выполнения движений руками при способе кроль на груди, спине.
Приведу примеры упражнений для верхней части тела:
1. «Бокс»
И.п. – стоя, ноги врозь, руки согнуты в локтях, кисти в кулак
Поочередное сгибание, разгибание рук
2. «Мельница»
И.п. – стоя, ноги врозь, руки вверху одновременные круговые движения прямыми руками вперед, назад.
Упражнения для туловища
1 «Дедушка косой траву косит»
И.п. – стоя, ноги врозь, руки в стороны
Повороты туловища в стороны с произнесением звука (с)
2. «Вертишейка»
И.п. – стоя , ноги врозь , кисти к плечам
Повороты туловища в стороны
3. «Часики»
И.п. – стоя , ноги врозь , руки на поясе
Поочередные наклоны в стороны с произнесением «тик –так»
Следующий блок упражнений является подводящим для обучения плаванию и может использоваться для проведения индивидуальной образовательной деятельности.
Упражнения из и.п лежа на груди, спине
Позволяют имитировать движения детей в воде, развивают гибкость.
1. «Звездочка»
И.п. – лежа на груди, ноги врозь, руки в стороны
1-2-3 – прогнуться , задержать дыхание
4 – и.п.
2. «Кобра»
И.п. – лежа на груди , руки согнуты в локтях, кисти около груди
1 – выпрямить руки , прогнуться – вдох;
2 – и.п. на выдохе произнести звук (ш)
3. «Звезда»
И.п. – лежа на спине , ноги врозь, руки в стороны
1-2-3 – поднять таз, прогнуться
4 – и.п.
Упражнения для ног
1. «Ножницы ногами»
И.п. – сидя упор на предплечья сзади
Попеременные движения прямыми ногами вверх – вниз
2. «Велосипед»
И.п. – сидя , упор руками сзади
1-8 – выполнять движения, имитирующие езду на велосипеде, сгибание, разгибание ног в коленях.
3. "Ножницы на груди"
И.п. – лежа на груди, руки впереди
Попеременные движения прямыми ногами вверх-вниз
При выполнении упражнений педагог должен контролировать, чтобы ноги были, как у балерины — с оттянутыми носками, прямыми и напряженными. Это способствует формированию ощущений, сходных с теми, которые возникают в воде.
Дыхательные упражнения включаются в комплекс разминки, как в подготовительную часть, так и заключительную.
Дыхательные упражнения
1. «А как ветер подул?»
И.п. – сидя на полу
«Подул тихо» - вдох через нос, выдох через рот, губы сложены «трубочкой»
«Подул сильно» - глубокий вдох через рот, выдох через рот и нос, губы сложены «трубочкой»
2 . «Сдуваем снежинки (листочек)»
Вдох через рот, выдох через губы, сложенные «трубочкой» Во время выдоха дуть на ладошки
3. «Да»
И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища
1 – руки вверх – вдох
2 – и.п. – выдох с произнесением «да-да-да»
Осваивая способ плавания кролем, необходимо научить детей правильно выполнять движения руками. С этой целью предлагается детям:
-
Встать прямо, ноги на ширине плеч, наклониться вперед, смотреть прямо перед собой, одна рука впереди, другая сзади, у бедра. Делать движения прямыми руками, как при плавании кролем на груди.
-
Встать у гимнастической стенки в наклоне, руки положить на перекладину. Выполнить движения одной рукой как при плавании кролем на груди
Типичные ошибки детей: сгибание рук, раскачивание плечами, во время «гребка» рука уходит в сторону от туловища и слишком рано «вынимается из воды».
Педагог должен осуществлять контроль за правильностью и качеством выполнения упражнения.
С целью обучения детей согласованию движений можно предлагать упражнения:
-
«Мельница» с притопыванием ногами: на один «гребок» рукой — три шага ногами.
Предыдущие упражнения, но в согласовании с дыханием. Вдох выполняется под правую или левую руку в конце «гребка».
-
Встать прямо, ноги на ширине плеч, наклониться вперед. Делать движения руками как при плавании кролем на груди с одновременным притопыванием ногами: на один «гребок» рукой — три шага ногами.
Предыдущее упражнение, но в согласовании с дыханием.
Разучивая с детьми отдельные упражнения, применяем метод расчлененно-конструктивнй. Используя в практике это метод,все упражнения сначала разучиваются по частям, а затем воспроизводятся в целостном виде.Предусматривает многократное выполнение отдельных элементов техники, направленное на овладение способом плавания в целом. При этом необходимо давать детям точные указания к выполнению упражнений, предупреждающие возможные ошибки и оценивающие результаты выполнения.
Дети 4-5 лет, а иногда и дети старшего дошкольного возраста, ранее не посещающие занятия по плаванию начинают обучение по программе «Вторая волна»
Работа на втором этапе обучения детей плаванию усложняется.
Задачи
-
способствовать закреплению навыка задерживать дыхание на вдохе (10-15сек)
-
способствовать закреплению навыка выполнять выдох через нос и рот
-
способствовать закреплению навыка работать ногами способом кроль на груди и спине
-
способствовать закреплению навыка плавания комбинированным способом (руки брасс, ноги кроль)
9 слайд
В этом возрасте вводится новый способ плавания - брасc
Брасс - способ плавания на груди, при движении которым выполняются одновременные и симметричные гребки руками, а также одновременные и симметричные толчки ногами под водой.
В сухую разминку могут включаться традиционные упражнения для верхнего плечевого пояса:
1.Круговые движения согнутых рук вперёд, затем назад
2.«Мельница» (медленно, а затем быстрее) вперёд, назад
3. Имитационные движения руками способом брасс
Упражнения для туловища
1. «Журавлик»
И.п. – стоя, руки сцеплены вверху
1 –медленный наклон вперёд
2 –и.п.
2. «Дровосек»
И.п. – стоя , ноги врозь, руки сцеплены вверху
1 – наклоны вперёд с произнесением «ух»
2 – и.п. – вдох
Упражнения для ног
1. «Ежик пыхтит»
И.п. – о.с.
1 – присесть, коснуться ладонями пола, на выдохе произнести (пха)
2 – и.п.- вдох через нос
2. «Колесо сдувается»
И.п. – о.с.
1 – руки в стороны – вдох
2 – присед с обхватом руками ног и произнесением звука (Ш) на выдохе
3. «Пружинка»
И.п. – упор присев
Сгибание, выпрямление ног
Подводящими упражнениями к обучению плаванию будут являться аналогичные, с которыми дети уже знакомились в младшей группе.
Упражнения изи.п. лежа на груди и спине
1. «Рыбка»
И.п. – лежа на груди , руки впереди
Прогнуться , поднять прямые ноги и руки вверх = держать 2-5 секунд. Затем вернуться в и.п.
2. «Звездочка»
И.п. – лежа на груди, ноги врозь, руки в стороны
1-2-3 – прогнуться , задержать дыхание , держать
4 – и.п.
3. «Звезда»
И.п. – лежа на спине , ноги врозь, руки в стороны
1-2-3 – поднять таз, прогнуться
4 – и.п.
4.«Потягивание»
И.п. – лежа на груди, руки согнуты в локтях, ладони около груди выпрямить руки - вдох
1 - выпрямить руки - вдох
-
– и.п. – на выдохе произнести «бр-р»
5.«Попеременное движение ног»
. И.п. – сидя, упор сзади
Попеременные движения ног способом кроль
Дыхательные упражнения
1. «Сдуй пылинку с ног»
И.п.- сидя, руки вдоль туловища
Выдохи через рот, нос.??Во время вдоха широко открывать рот.
2. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища
1 – поднять правую руку вверх – вдох через нос
2 – и.п – выдох
3 – то же левой рукой
4 –и.п.
5 – обе руки вверх – вдох
6 – и.п – выдох
7 – еще раз то же самое
8 –и.п.
3. «Ветерок»
И.п. – сидя
После глубокого вдоха дуть на пальцы ног так, чтобы им было прохладно
4. «Сдуй листочек»
Дыханием рисовать фигуры в воздухе
Необходимо проводить и специальные упражнения для освоения способа плавания брасом, такие как:
-
Встать, слегка наклонившись, руки вытянуть вперед. Имитировать движения руками брассом.
-
Первое упражнение только в согласовании с дыханием. Вдох выполняется одновременно с началом гребка руками, а выдох во время выведения рук вперед.
С детьми 4-5 лет отрабатывается только движение рукимитирующие плавание. Имитационные упражнения используются для ознакомления с общей формой движений при плавании.
Таким образом, при обучении плаванию детей руководствуемся основным принципом обучения – учить плавать технически правильно, для того чтобы заложить прочную основу для дальнейших занятий, то есть учить детей техничным, экономичным и целесообразным движениям, а значит наиболее полезным для здоровья
Дети 5-6 обучаются по программе по «Третьей волне», а 6-7 лет по программе «Четвертая волна»
Задачи работы с детьми этих возрастов схожи.
Задачи:
-
способствовать закреплению навыка задерживать дыхание на вдохе (15 -25сек)закреплять и совершенствовать движение ног в плавании способом кроль на груди, спине, брасс, дельфин
-
закреплять и совершенствовать движение рук в плавании способом кроль на груди, спине, брасс, дельфин
-
способствовать повышению функциональных возможностей органов дыхания
-
способствовать развитию гибкости, силы
Детей начинают обучать новому способу плавания – дельфин.
Дельфин – способ плавания, в котором руки делают гребок в воде, а затем одновременно проносятся под водой, ноги и туловище выполняют активные волнообразные движения (напоминают движение хвостом у дельфина)
В разминку традиционно включаются все группы упражнений.
Упражнения для плечевого пояса
1.«Руки назад»
И.п. – стоя, ноги врозь, руки согнуты перед грудью
1-2 – отведение локтей назад;
3-4 – отведение прямых рук назад
2. "Руки в стороны"
Поднимать и опускать прямые руки вперед через стороны в быстром темпе с регулированием дыхания.
3. Круговые движения согнутых рук вперед – назад или поочередные круговые движения прямой рукой вперёд –назад
Упражнения для туловища
1. Наклоны в стороны со скользящими движениями кистей вверх –вниз по бокам . Во время наклона - выдох с произнесением звука (ж)
2. Присед, хват кистями рук за голень, затем выпрямить ноги и сделать вдох .
Для туловища так же используются традиционные упражнения наклоны вперед, повороты.
Упражнения из и.п лежа на груди и спине
-
Медленное поднимание о пускание ног вверх.
2. «Ножницы» ногами
3.Одновременные круговые движения прямых ног влево, затем вправо
4. «Велосипед»
5. «Качели»
Упражнения на дыхание
-
Медленные повороты головы вправо и влево с вдохом через рот и выдохом через нос и рот
-
Лежа на спине маховые движения прямых рук с произнесением «ха» на выдохе, повернуться на бок вдохнуть.
-
После выдоха медленно втягивать воздух «Улавливать ароматы природы» Тело
предельно расслаблено.
-
Дыханием рисовать геометрические фигуры , цифры, буквы в воздухе
Для освоения способа плавания дельфиннеобходимо научить детей правильно двигаться. В разминку и индивидуальную образовательную деятельность можно включать, например такие упражнения:
1. Лечь в упоре сзади. Делать упругие движения тазом вверх и вниз.
2. Встать прямо, с поднятыми руки вверх, на расстоянии полушага от стены спиной к ней. Делать упругие движения тазом, как при плавании дельфином, стараясь касаться ягодицами стены.
3. Встать на одной ноге на носке боком к стенке с опорой на нее рукой, другую поднять вверх. Делать волнообразные движения туловищем и свободной ногой как при плавании дельфином.
Так же разучиваются с детьми упражнения на освоение движений рук при плавании способом дельфин. Приведу примеры таких упражнений:
1. Встать в наклоне вперед, руки вперед на ширине плеч ладонями вниз, голову слегка приподнять, смотреть на кисти рук. Делать круговые движения руками вперед.
2. Встать в наклоне вперед, руки вперед на ширине плеч ладонями вниз, лицо опустить вниз. Делать круговые движения руками вперед.
3. Встать в наклоне вперед, руки вперед на ширине плеч ладонями вниз, лицо опустить вниз. Делать круговые движения руками как при плавании баттерфляем.
В подготовительной к школе группе завершается обучение в детском саду. Но это не означает, что дети полностью овладевают технически правильными способами плавания. Их движения еще недостаточно слитны и точны, наблюдается нарушение ритма. Конечной целью не является обучение спортивному плаванию. Дети должны освоиться с водой, преодолеть водобоязнь, получить азы техники плавания.
Для проведения разминки на суше для всех возрастных групп инструктором по физической культуре (плавание ) разработаны конспекты упражнений.
Педагогам предлагается включать упражнения в спортивные вечера досугов, в игровую деятельность, индивидуальную работу.
Вывод: Разминка на суше, т.е. «Сухое плавание» :
-
Во-первых, играют существенную роль в подготовке организма ребёнка для занятия в воде.
-
Во-вторых: в процессе выполнения упражнений есть возможность доступно объяснить ребёнку его технологию, уделить больше времени его изучению и совершенствованию
Научившись выполнять движения на суше
-
ребёнок легко воспроизводит его в воде;
-
легко справляется с сопротивлением воды;
-
повышается объём двигательной активности.
Литература:
1. А.А.Чеменева , Т.В. Столмакова «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста» Санкт-Петербург Детство-ПРЕСС, 2011
2. Осокина Т.И. Как учить детей плавать: Пособие для воспитателя детского сада / Т.И.Осокина. - М.: Просвещение, 2000.-80 с
3.Плавание-крепость здоровья /// Журнал Дошкольное воспитание. -2001.- № 6, 7.
4. https://rebenokvsporte.ru/suhoe-plavanie-dlya-detej-pravila-provedeniya-trenirovok
На странице приведен фрагмент.
Автор: Скузоваткина Галина Владимировна
→ Публикатор 02.02.2022 0 1121 151 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.