Консультация для родителей "Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».
В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы общественной и частной жизни. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов. Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию, которая так же жизненно важна для каждого современного человека, как и умение писать и читать. Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение).
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем.
Современные дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще одним важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Что означает для ребенка быть финансово грамотным?
Финансовая грамотность состоит из нескольких элементов, которые полностью взаимосвязаны между собой, она включает в себя создание накоплений, установление целей. Что означает для ребенка быть финансово грамотным?
- Знать, как экономить средства;
- Научиться ставить финансовые цели, как на длинный, так и на короткий промежуток времени;
- Уметь управлять средствами и заставлять деньгам генерировать деньги, то есть, работать самим на себя;
-Уметь распределить бюджет на все жизненно важные нужды;
- Выполнять контроль над своими средствами, в том числе и с помощью современных средств;
-Осознавать, что за свои деньги ответственен только их хозяин;
-Уметь жертвовать часть своих средств без ущерба для себя и одновременно для помощи нуждающимся;
- Правильно принимать решения о трате средств;
- Знать, как работают банковские системы;
- Уметь зарабатывать средства и достигать финансовые задачи.
Все вышеперечисленные умения – это самое минимальное и основное, что вы должны дать своему ребенку из области финансов. Они помогут ребенку в будущем развиться и стать успешным человеком, ведь финансовая грамотность – залог финансового благополучия, поэтому выучив его, вы спокойно сможете отпускать его во взрослую жизнь, не опасаясь, что он попадет в финансовую проблему.В 5-6 лет для ребенка деньги имеют для ребенка значение только как средство, на которое можно что-то купить. Дети обращаются с деньгами небрежно, они теряют их или бездумно тратят, в этом возрасте еще нет потребности в экономии. Поэтому смысла давать карманные деньги нет. Но в этом возрасте закладываем основу отношения к деньгам.В дошкольном возрасте Вы можете научить ребенка самой концепции денег — иными словами, что такое деньги и зачем они нужны. Вы можете поговорить с ними о значении различных монет и бумажных денег. Вы также можете научить их тому, что деньги используются, чтобы покупать вещи. Рассказать о истории возникновения денег, откуда берутся деньги. Игра в «Магазин», «Кафе», «Супермаркет», является простым способом преподавания концепции денег для детей младшего возраста.Дети — ваши наследники, и от них в конечном итоге зависит успех следующих поколений семьи.
Как стоит разговаривать с ребенком о деньгах?
1. Расскажите ребенку, какие потребности есть в вашей семье. Объясните, что в первую очередь деньги, которые вы зарабатываете, необходимо тратить на удовлетворение основных потребностей: оплатакоммунальных счетов, покупка продуктов, одежды и др.
2. Составьте совместно с ребенком таблицу семейных расходов за неделю
(месяц). Таблица может включать в себя разделы: продукты питания, сладости, одежда, коммунальные услуги, игрушки, проезд, лекарства, крупные покупки и развлечения.
3. Чтобы ребенку было интереснее, обозначьте каждый раздел таблицы
рисунком-символом.
4. Заполняйте таблицу ежедневно. Например, если вы покупали молоко,
хлеб, масло, пусть ребенок приклеит звездочку в разделе «Продуты питания». Купили игрушку, книгу – звездочку в разделе «Игрушки».
5. В конце недели подведите итоги. На что больше всего расходовалось
денег? Какие разделы оказались пустыми?
6. Планируя посещение супермаркета, привлекайте ребенка к подготовке к этому походу. Заранее продумайте покупки, обсудите это сребенком. Вместе с ним вырежьте и приклейте на лист бумаги картинкитоваров, которые нужно купить. Придя в супермаркет, попросите ребенка найтина полках то, что вы планировали приобрести. Пусть он научится выбирать,анализировать существующие альтернативы между хорошим и плохим, междудорогим и дешевым и т.д. Ребенок, путешествуя по супермаркету, по картинкамотслеживает, что вы кладете в корзину. Это отвлечет его от полок с красивымиигрушками, а вас избавит от капризов и незапланированных трат. Придя домой,разберите то, что вы купили вместе с ребенком, и еще раз попросите егопроговорить, для чего это необходимо (какую потребность удовлетворяет этоттовар). Похвалите ребенка за оказанную вам помощь.
7. Обратите внимание ребенка на то, как можно расплатиться за покупки:
наличными деньгами или при помощи карточки. Расскажите, какие
преимущества имеет каждый способ оплаты (при оплате по карточке – не
требуется сдача, оплата наличными деньгами заставляет рассчитывать
средства, так как карманная наличность всегда ограничена).
8. Учите детей видеть связь между трудом и деньгами. Ребенок должен понимать, что деньги просто так никто не дает. Расскажите ребенку о своей профессии, где вы работаете, чем занимаетесь. Если существует возможность, возьмите ребенка с собой наработу, познакомьте со своими коллегами, объясните, как важен труд каждогоработника в общих результатах, которых вы достигли. Не следует скрывать инегативные стороны профессии, например,: «У корректора, редактора, ученого,
писателя, архитектора устают глаза, ему много приходится читать, писать,
работать с чертежами; у полицейского – очень опасная работа» и т. д. Уребенка должно складываться объективное, реальное представление о той илииной профессии.
9. Играйте с ребенком «В профессии». Выполняя работу по дому, предложите ребенку на время «стать тележурналистом» и подготовить передачу «Полезные советы». Пусть он возьмет у вас интервью на темы: «Какприготовить вкусный суп», «Как пришить пуговицу», «Как почистить ковер?» идр.
10. Поручите ребенку собирать ваши мелкие монеты и складывать в баночки (коробочки). Вместе с ребенком подсчитайте деньги, которые онсобрал за неделю. Расскажите, что можно купить за эту сумму. Поговорите сребенком о том, что любые деньги выплачены за труд и к ним следует относиться с уважением. Объясните ему смысл пословицы «Копеечка к копеечке – рубль набегает».
11. Не оставляйте без внимания испорченные ребенком одежду, книжки,игрушки. Покажите ребенку сумму денег, которую вы потратили, чтобыприобрести ту или иную испорченную вещь. Объясните, что новая покупка
этой вещи потребует такого же количества денег. Малыш не должен привыкатьк тому, что все, что ломается, тут же заменяется новым. Ребенку должна статьочевидна причинно-следственная цепочка: он испортил вещь, и теперь ее у негонет. Предложите ребенку вместе починить испорченное.
12. Вместе с ребенком сделайте вывод о том, что на крупные покупки необходимо экономить.
13. Разработайте вместе с ребенком и запишите правила или советы «Как
можно сэкономить семейный бюджет?».
Использованные источники:
1) Что такое финансовая грамотность? -
2) Советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей
3) Практические советы родителям по формированию финансовой
грамотности у детей среднего дошкольного возраста -
На странице приведен фрагмент.
Автор: Корюнова Ирина Олеговна
→ Публикатор 12.07.2022 0 1094 83 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы