Статья по теме "Развитие художественного творчества и эмоциональной отзывчивости", дошкольники с нарушениями зрения


5


АВТОР: Зыкова Галина Александровна

МЕСТО РАБОТЫ: МДОУ «Детский сад №21» г. Кировск Мурманской обл.

ДОЛЖНОСТЬ: воспитатель

Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.

В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики, то есть уметь держать себя в обществе).

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать – этому поможет театр.

Театрализованные игры являются одним из важнейших элементов работы с детьми, страдающими нарушениями зрения. Они позволяют решать творческо-художественные, коррекционно-педагогические, эмоциональные задачи.

Раскрытию творческих способностей необходимо создать театрализованную зону, а также тихий уголок, где ребенок может быть один, примерить костюм, используя в театрализованной деятельности, репетировать роль перед зеркалом, рассмотреть иллюстрации к сказкам.

Поэтому в уголке театрализованных игр разместили разные виды театра: игрушки, фланелеграф, настольный, пальчиковый, би-ба-бо, маски, шапочки, костюмы, декорации.

В начале года познакомила детей с видами театра. Рассказала детям, что здесь живет сказка, все оживает, если дети сами очень захотят.

В процессе работы разъясняю детям, что каждую потешку, сказку или присказку можно обыграть словом, выразительностью голоса ребенка – артиста, исполняющего роль героя сказки, а также движением соответствующей куклы.

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель.

В начале года провела диагностику взаимоотношений между детьми. Коэффициент взаимоотношений высокий, 63 %. Из изучения эмоционально-волевой сферы выяснила, что 6 % детей имеют высокий уровень, 5 % - средний, 1 % - низкий.

Стараюсь создать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия. Воспитываем у детей уважение друг к другу. Ребенок только тогда сможет проявить творчество, когда почувствует доброжелательное отношение к себе детей и взрослых.

Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию. Их содержание, формы и методы проведения должны соответствовать одновременно достижению основных целей: развитию речи и навыков театральной исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей с нарушениями зрения.

Кружок по театрализованной деятельности провожу один раз в неделю, а элементы игр по театрализованной деятельности включаю во все режимные моменты и занятия. Каждый день бывают десятиминутные «Веселушки» (подвижные игры, хороводы, приход Веселушки). Все это помогает созданию эмоционального настроя детей.

Содержание занятий – это не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения, но и с жестами, мимикой, костюмами, мизансценой. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому превращению, то есть владел основами актерского мастерства.

При чтении детям необходима не столько артистичность, сколько искренность чувств педагога. Для малышей это является как бы эмоциональным отношением к тем или иным ситуациям. Так, знакомство с произведением С.Я. Маршака «Котята». После чтения стихотворения спрашиваю: «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения?» Или после рассказывания сказки «Заюшкина избушка» предложила вопросы: «Какие герои были злыми, трусливыми, храбрыми?»

Чем полнее и эмоциональнее воспринимают произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать произведение.

Во время чтения произведения не следует детям делать замечания, призывать их сидеть тихо, т.к. можно не заметить эмоционального состояния ребенка, что чувствует малыш, на что направлены его переживания.

Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, представлять образы героев использую упражнения «Ты согласен с этим?».

Так, например, сказка «Волк и семерок озлят». Вы согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе? («Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся»). Или при показе иллюстрации с лисой спрашиваю: «Вы согласны, что это лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему вы так думаете? Отвечая на вопросы и объясняя, почему они так думают, дети вынуждены вспомнить текст сказки и представить определенный образ.

Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах, а также видеофильмы по различным произведениям. При рассматривании иллюстраций особое внимание уделяю эмоциональному состоянию персонажей, изображенных на картинках: Что с ним случилось? Почему он плачет?

После беседы о прочитанном, необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Я не добиваюсь буквального воспроизведения содержания. Когда текст будет усвоен, стоит поощрять точность его изложения.

Имитационными движениями (сказочных животных) можно обучать на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.

Передать характер персонажей в движении помогает музыка. После прослушивания грамзаписи русской мелодии «Курочка и петушок» спросить детей: «Подходит ли эта музыка к петушку из сказки «Лиса, заяц и петух»? Покажите, как ходит петушок. Затем загадать загадки, имитируя различных животных.

При обучении детей средствами речевой выразительности использую знакомые и любимые сказки.

Таким образом, ненавязчиво и непринужденно дети учатся словесному перевоплощению, стремясь к тому, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались. Стараюсь предоставить больше свободы в действиях, в фантазиях при имитации движений.

Нашим детям близка игрушка: игрушки – зверюшки, игрушки – машины, посуда и т.д. Они входят в жизнь детей и остаются навсегда: мишка с оторванной лапой, кукла без носа, облезлый заяц, белочка с орехами – это друзья.

Подарили в группу паровозик. Стоит, блестит, молчит. Вот паровозик запыхтел, загудел, поехал, заговорил, встречая на пути зверюшек. Дети сидят с широко открытыми глазами, просят: « Пусть паровозик покатает зайчика». Теперь паровозик – театральный герой. Дети придумывают самостоятельно истории и обыгрывают их.

Игрушки лежат в коробке. Собрала их, расставила на столе и показала сказку «Кто сказал мяу?» Сутеева. Дети смотрели и слушали сказку с интересом, с желанием взять игрушку быстрее и заговорить самому с ними, подвигать их.

В этом процессе я стараюсь привлечь внимание детей к игрушке, вызвать желание играть с ней. Игрушки развивают речь детей, делают речь детей выразительной, и никогда не обидят.

Исходя из особенностей зрительного восприятия детей с нарушением зрения, мы проводим игры: «Где спрятались котята?», «Что изменилось на лужайке?», «Зайка играет в прятки с лисой».

Обучаем простейшим приемам кукловождения настольных кукол. Для этого используем игрушки – резиновые, мягкие, конусные. Даем детям подержать в руках, определить характер, голос, походку, попытаться «оживить» ее.

Предлагаю придумать небольшие истории, происходящие с игрушками, чтобы ребенок сам сочинял диалоги, искал выразительные интонации. Помогаем только наводящими вопросами, не давая готового образца для подражания. Здесь важна роль взрослого, т.к. речь детей 2-й младшей группы еще не развита, внимание рассеянно.

История, которую сочинила Полина Ворожцова:

Я лягушка, я квакушка

Ква –ква- ква, ква – ква- ква!

Я лягушка – хохотушка

Ха – ха – ха, ха – ха – ха!

Я лягушка – попрыгушка

Прыг – прыг – прыг!

Я ловлю комара

Ха – ха – ха!

А комарик улетел

Ква – ква – ква.

И животик заболел

Ой – ой – ой!

Почему?

Кушать хочет.

Как бы примитивны не были истории, сочиненные малышами, радуемся вместе с ними любому проявлению творчества.

Развитие речи тесно связано с состоянием мелкой моторики. Используем для этой цели потешки, попевки.

В начале года у многих детей пальцы непослушные, напряженные. Начинали с простых упражнений типа: «Сорока», «Коза», «Мальчик – пальчик, где ты был?». Этот вид упражнений – прикосновение пальца к каждому другому .

Следующий этап – пальцы обеих рук касаются друг друга: «Здравствуйте, дети», «Приветствие» (поклон друг другу).

Упражнение для рук «Прогулка в лес». Воспитатель говорит текст и показывает пальцами, а дети копируют эти несложные упражнения.

Когда у детей пальцы ловко показывают различные движения, мы начинаем работать пальчиковыми куклами. Эти куклы стали верными друзьями и помощниками наших детей, они помогли нам раскрепоститься, почувствовать себя спокойно и уютно.

Опыт свидетельствует о том, что куклы помогают развивать силу голоса (говорить тихо – громко), эмоциональную выразительность речи (говорить ласково, сердито, строго, жалобно), память, умение вести диалог, отвечать и задавать вопросы. В играх мы используем диалоги из сказок «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка».

Работа над этюдами. Этюды – это своеобразная школа, где дети постигают основы актерского мастерства. Используем этюды на внимание, память, воображение, выразительность движений, жестов, основных эмоций. Малыши играют в игровой форме, учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это помогает им избежать затруднений в общении со сверстниками и с взрослыми. Работа над этюдами развивает ребенка, дает необходимые навыки для участия в спектакле. Только развив фантазию ребенка, создав обстановку творческого сотрудничества. Можно приступить к созданию спектакля.

Мы обыгрываем сказки, потешки, хорошо знакомые стихи и небольшие по объему рассказы. Первое наше представление было «Кошачья семья». Для детей был настоящий праздник. Следующее представление – чтение стихов А.л. Барто для первой младшей группы, «Зимние картинки», «Новогодний праздник», «Мамочка милая, мама моя».

Без помощи родителей наша работа была бы не так интересна. Родители помогают в создании условий театрализованной деятельности: шьют костюмы, делают декорации, театральные игрушки, дарят театральные куклы. Осуществили совместное представление детей и родителей «Теремок». Это еще более заинтересовало детей в театрализованной деятельности.

Для знакомства родителей с результатами нашей работы мы подготовили фотовыставки театрализованных представлений, ширмы, консультации и анкетирование родителей. Это также способствовало большей заинтересованности родителей в этом виде деятельности детей.

Повторное обследование уровня развития детей планирую провести в апреле текущего года.

На сегодняшний день могу сказать, что наши дети овладевают техникой управления настольными куклами, умеют до конца спектакля концентрировать свое внимание на кукле, умеют внимательно слушать своего партнера, вовремя подавать реплики, пытаются сочинять небольшие сказки, сопровождая движение куклы песенкой, которую придумывают самостоятельно.






















Полный текст материала Статья по теме "Развитие художественного творчества и эмоциональной отзывчивости", дошкольники с нарушениями зрения смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зыкова Галина Александровна  Galinka1
30.05.2011 1 2518 496

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК