Опыт работы на тему "Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ".








Впервые оказавшись на группе раннего возраста, да ещё в период приёма детей в детский сад, передо мной обозначилась проблема. Проблема адаптации детей к условиям ДОУ. Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя комфортно? Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми и сверстниками могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот период был плавным, гибким, нетравматичным. И работники детского сада, а в первую очередь мы, воспитатели, должны глубоко понять сущность процесса адаптации ребёнка к условиям общественного воспитания. Ведь до сих пор некоторые считают, что слёзы и капризы ребёнка во время поступления - это результат его избалованности и изнеженности. Не правы и те, кто расценивает беспокойство, слёзы, испуг ребёнка как неизбежное состояние в период адаптации. Третьи объясняют трудности адаптации возрастом и т.п.

Действительно, много зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребёнка, за его душевный комфорт. Вот здесь-то и хочется вспомнить народную пословицу:"Не от еды растёт дитя, а от радости".Необходимо понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, "проникнуть в духовный мир ребёнка"(В.А.Сухомлинский), чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.

Проанализировав многие источники, я сделала вывод о том, что в специальной литературе для педагогов и психологов проблема адаптации ребёнка к детскому саду обозначается как ведущая (К.Л.Печора, г.Москва; В.А.Холопова, г.Великий Новгород; Л.В.Белкина, г.Воронеж и др.)

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, животном, так и в социальном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам (адаптированность,

т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики), или негативным (стресс). Социальная адаптация включает активное усвоение действующих в обществе норм и овладение соответствующими формами и способами общения и деятельности.

Выделяются два основных критерия успешной адаптации:

- внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и

- внешняя адекватность поведения.

В ходе комплексного исследования, проведённого учёными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса :

1.Острая фаза, или период дезадаптации (сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, часты респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии).

2.Подострая фаза или собственно адаптация (характеризуется адекватным поведением ребёнка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития по сравнению со средними возрастными нормами).

3.Фаза компенсации или период адаптированности (характеризуется убыстрением темпа развития; дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее).

Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

- лёгкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребёнок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идёт на контакт; заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений; вес без изменений;

- адаптация средней тяжести : поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении; нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности); заболеваемость до 2-х раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений; вес не изменился или несколько снизился;

- тяжёлая адаптация : характеризуется, во-первых, значительной тяжестью всех проявлений ; может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки:

1-й вариант:

поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Нервно-психическое развитие отстаёт от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания - не более 3-х раз сроком более 10-ти дней. Ребёнок не растёт и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов.

2-й вариант :

дети старше 3-х лет, частоболеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, занимающие центральное место в семье. Поведенческие реакции нормализуются к 3-4 месяцу пребывания в ДОУ. Нервно-психическое развитие отстаёт от исходного на 2-3 квартала. Замедляются рост, прибавка в весе.

Мне, как воспитателю группы раннего возраста, хотелось стремиться к тому, чтобы ребёнок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне лёгкой адаптации, и я всячески старалась не допускать проявлений тяжёлой адаптации. А для этого необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

- от особенностей типа высшей нервной деятельности и возраста ребёнка;

- от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;

- от состояния здоровья;

- от резкого контраста между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома, и той, в которой находится в дошкольном учреждении;

- от разницы в методах воспитания.

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребёнок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребёнка, возникновению отрицательных форм поведения.

Таким образом, я поставила перед собой цель - создать благоприятные условия в группе для успешной адаптации детей к условиям детского сада.

Чтобы достичь данной цели, необходимо было решить следующие задачи :

1.Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, для облегчения периода адаптации.

2.Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:

а)организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребёнку физический и психологический комфорт;

б)формировать у детей простейшие навыки самообслуживания;

в)воспитывать осознанное отношение детей к выполнению режимных процессов;

г)создавать условия для проявления самостоятельной двигательной активности.

3.Способствовать развитию личности ребёнка:

а)воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;

б)закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым;

в)формировать доброжелательное отношение детей друг к другу;

г)развивать познавательный интерес к окружающей действительности;

д)пробуждать эмоциональную отзывчивость к окружающему миру (природе, предметному миру, музыке, художественным произведениям).

Работу по адаптации детей к условиям ДОУ стала планировать в несколько этапов.

1 этап - до поступления ребёнка в ДОУ.

Знакомство с детьми, поступающими в ДОУ, проводить заранее.

В мае-июне - первое знакомство. При беседе с родителями самое серьёзное внимание обращала на следующие аспекты:

1.Поведение ребёнка, связанное с удовлетворением его физиологических потребностей.

2.Уровень нервно-психического развития.

3.Некоторые черты личности.

После проведения анкетирования родителей, тестирования, совместно с психологом и медицинским персоналом выводим прогноз адаптации по среднему числу баллов:

- готов к поступлению в ДОУ;

- условно готов;

- не готов.

Вот здесь очень важно выявить проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации и посоветовать родителям, как подготовить ребёнка к детскому саду. Благодаря такому методу работы, я могу предварительно узнать об особенностях развития и поведения малыша - своего будущего воспитанника и предупредить трудности адаптации.

Кроме анкетирования и тестирования, помогли следующие формы работы с родителями:

- посещения на дому;

- консультации;

- индивидуальные беседы;

- родительские собрания;

- выставки;

- папки-передвижки;



- присутствие родителей и ребёнка в процессе проведения прогулок, разнообразных игр и занятий, среди которых наиболее эффективны: пальчиковые, хороводные, подвижные игры, совместное конструирование из крупных модулей, игры с водой и песком и др.

- укороченное время пребывания ребёнка в группе во время адаптационного периода.

Цель последних двух форм работы - сформировать у детей и родителей позитивное и доверительное отношение к детскому саду.

Родители являются активными участниками и помощниками процесса адаптации .Для этого я отдельно спланировала работу с родителями на адаптационный период, чтобы повысить уровень их педагогической компетенции и выработать единые требования к воспитанию детей.

2 этап - поступление ребёнка в ДОУ.

.

Формы и методы работы с детьми в период адаптации:

- Тематическое планирование видов деятельности в течение одного дня с целью разнообразия будней.

Например, "Праздник воды" (игра с воспитателем "Ловись, рыбка", пальчиковые игры "Лодочка", "Пароход", подвижная игра "Солнышко и дождик", рассказывание потешки "Водичка, водичка...", рассматривание картины "Игры с водой", игра-занятие "Купание куклы Кати", игры-экспериментирования с водой и т.п.). Или,"День сказок", "День музыки", "Праздник воздушных шаров", "Я и моя мама - большие друзья", "Папины помощники" и т.д.

- Смена обстановки за счёт проведения занятий не только в группе, но и в других помещениях детского сада (физкультурном и музыкальном залах, ИЗО-студии, кабинете психолога).

- "Походы" в гости (проводились дни под девизом "Жили-были сто ребят, все ходили в детский сад...", "Без друзей нам не прожить ни за что на свете", "День радостных встреч" и т.п.

- Игровые комплексы утренних гимнастических упражнений, способствующие здоровьесбережению детей.

- Комплексы игр для снятия мышечного и эмоционального напряжения, игровой массаж помогают укрепить эмоциональные контакты между детьми и взрослыми, развивают навыки общения.

- В уголке экспериментирования дети имели возможность поработать с природными материалами - глиной, песком, водой; красками (арт-терапия);магнитами.

- Музыкальная терапия: регулярное проведение музыкальных пауз, слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах.

- Пальчиковые, хороводные, подвижные игры.

- Достаточно легко установить контакт с ребёнком помогает фольклор, особенно прибаутки, уговорушки, потешки для новичков, потешки на сон грядущий, потешки при умывании, при кормлении, при одевании на прогулку, потешки для тех, кто плачет и т.д.

- Различные виды театров забавляют малышей, создают у них хорошее настроение.

- Изобразительные виды деятельности (рисование в разной технике, аппликация на ковролине, лепка) способствуют проявлению первых творческих возможностей и самостоятельности.

- Конструирование из разных конструкторов привлекает детей, развивает моторику, пространственное мышление.

- Сенсорный стол (разнообразие дидактических материалов), к которому детишки обращаются с большим удовольствием.

- Совместные сюжетно-отобразительные игры, значение которых нельзя переоценить.

С момента поступления детей в группу, совместно с психологом велось наблюдение за их поведением, результаты которого отражались в листе адаптации до тех пор, пока оно не нормализовалось.

Так же на каждого ребёнка заполняется карта развития и поведения. В конце периода адаптации проводится её анализ. Опять же совместно с психологом проводится диагностика нервно-психического развития ребёнка. В соответствии с её результатами намечается индивидуальная работа с каждым ребёнком.

Благодаря проводимой работе на протяжении трёх лет, наблюдались положительные результаты. В процессе системной работы, направленной на успешную адаптацию к условиям ДОУ, были реализованы поставленные задачи, и у детей сформировались умения и навыки, свидетельствующие о благополучной адаптации.

В заключение хочу отметить, что организация периода адаптации - серьёзная работа для всего педагогического коллектива, но, безусловно, главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем режимным процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и со сверстниками, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребёнка к новым условиям, тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.









Использованная и рекомендуемая литература :

1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условия ДОУ. Воронеж.2004.

2. Павлова Л.В. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. М. 2006.

3. Региональная программа развития ребёнка раннего возраста, как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности "Будь здоров, малыш!" Пермь.2003.

4.Комплексы гимнастических упражнений, способствующих здоровьесбережению детей. Пермь. 2005.

5. Комплекс игр для снятия эмоционального и мышечного напряжения. Пермь. 2005.






Полный текст материала Опыт работы на тему "Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ". смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Деменева Юлия Александровна  ДЮА
20.06.2011 2 8209 762

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК