Статья "Формы и методы работы с детьми и родителями по охране прав ребенка"


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Якорек» город Калач на Дону Волгоградской области
















Тема: Формы и методы работы с детьми и

родителями по охране прав ребенка











Подготовила воспитатель I категории Ильина Татьяна Васильевна


















г. Калач на Дону

2011





I. Часть. Психологическая



  1. Актуальность.

Права детей дошкольного возраста в детском саду и семье зачастую нарушаются. Сократилась система учреждений социальной сферы. Если до 90-х годов XX в. охват детей дошкольным образованием составляла 70%, то в настоящее время он снизился до 50% и дети все чаще остаются без надзора. В результате у большинства родителей вызывает отчаяние те или иные отрицательные поведения ребенка. Не зная, как вести себя в трудных ситуациях, родители нередко используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают их и проявляют чрезмерную строгость. Подобные ситуации опасны как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Установлено, что у подростков, страдающих неврастенией, основной причиной заболевания является нарушение внутрисемейных отношений в период дошкольного возраста, В частности хронический недостаток любви. Права и достоинства ребенка защищает международное и семейное законодательство.


  • Декларация прав ребенка (1923)

  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989)

  • Всемирная декларация об обеспечении Выживание, защиты и развитии детей (1990)


Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов: «Семейный кодекс Р.Ф.», Федеральный закон «Об основных гарантиях, прав ребенка в Р.Ф.», закон «Об образовании"

Проведенная диагностика показала, что большинство родителей имеет низкую педагогическую культуру: с положением о конвенции, о правах ребенка знакомы лишь 20 % родителей. О существовании Семейного кодекса известно 50 % опрошенных, назвать свои права и обязанности смогли лишь 10%. Об остальных нормативных и правовых документах Р.Ф. родителям ничего не известно.

Проведенный мной анализ показал что:


  • Недостаточное понимание родителями проблемы защиты прав детей как в моральном и личном, так и юридическом плане.

  • Рассогласование правильных представлений о том, «что хорошо и что плохо» в воспитании, в частности при использовании наказаний и реальных методов регулирования поведения детей.

  • Незнание детьми их прав и обязанностей.



Правовое образование обеспечивает каждому ребенку оптимальных условий для развития индивидуальных способностей, возможности самореализоваться.

Построение единой содержательной системы по защите прав ребенка напрямую связано с преемственностью между всеми ступенями образования и подкрепляется тесной связью с семьей. С этой целью я построила свою работу по двум направлениям


  • Работа семьей по правовому воспитанию.

  • Ознакомление детей с их правами.


Передо мной встала следующие задачи.






II. Задачи, решаемые в опыте



Основные цели правового образования детей и родителей я вижу в последующей реализации следующих задач:


  • Формировать правовое сознание дошкольника

  • Создавать условия для социально-эмоционального развития детей

  • Создавать условия для объединения семьи и ДОУ по охране прав детей

  • Осуществлять мониторинг семейного воспитания с выявления и коррекции нарушений прав детей

  • Формировать индивидуальную родительскую позицию, стиль воспитателей практики




III. Педагогические средства используемые в опыте




Чтобы вовлечь родителей и детей в воспитательно - образовательный процесс по правовому воспитанию я использовала следующие формы взаимодействия












Технология опыта



Известно, для того что бы воспитательная работа была результативной необходимо объединение педагога и родителей, создание особой формы общения между ними.

По некоторым вопросам совершенно необходимо достичь общего понимания. Я старалась объяснить родителям, что каждый ребенок имеет права, которые охраняются законом, но прежде всего их родителями. Поэтому передо мной встала задача заинтересовать родителей перспективами нового развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделав их сознательными в своей работе.

Для реализации этих задач, я определила следующие этапы работы:

    1. Информационно аналитический

Это сбор и анализ сведений о родителях и детях; изучение семьи, их трудности в отношении с детьми.

    1. Теоретический:

Это выбор форм и методов по правовому образованию детей и их родителей.

    1. Практический:

Реализация программы по правовому воспитанию

    1. Результативный:

Это анализ конечных результатов по правовому воспитанию и в перспективах дальнейшей работы.

На первом информационно-аналитическом этапе мной был проведен самоанализ, изучения мотивационной готовности работать с семьей, которая показала, что у меня средний уровень готовности к работе (Приложение №)

Реализация этой работы не возможна без изучения целей своих воспитанников. Эффективным в этой связи я считаю наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья», так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семьи отношения и общения. Анализ рисунков «Мой самый любимый человек». Изучение семейной микросреды является тестирование родителей.

Анализ показал, что только 15% имеют высокий уровень, 30% средний, 55% низкий уровень правовой культуры. Исходя из этих данных, я перешла ко второму этапу – теоретическому.

Значительную роль в этом этапе играет – повышение правовой культуры детей и их родителей. Повышение правовой культуры осуществляется мной по следующим направлениям:


  1. Формирование дошкольного сознания дошкольника.

  2. Повышение правовой психолого-педогогической культуры родителей

  3. Содействие в приобщении детей к правовой культуре.


Третий этап



Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создавать условии я для их практического применения.

Организуя работу по нашему направлению, я опиралась на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественную продуктивность.

  • Ролевые, театрализованные и дидактические игры. (Приложение)

  • Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, импатии, коммуникабельных навыков и умений

Организовала:

  • Поисковую деятельность (Работа в группе по решению задач, разработка совместно с родителями проектов.) (Приложение).

  • Продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов и т.д., презентация).


Для обсуждения и закрепления представлений о каждом положении конвенции????? были сделаны плакаты. На которых были изображены не люди и дети, а сказочные животные, которые соблюдают (а не нарушают) права своих детенышей.

Работа с плакатами позволяет подробно обсудить каждое право и закрепить полученные представления.

После того, как малыши усвоили основные положения Конвенции, я перешла к проблемным занятиям – размышлениям. Цель этих занятий состояла в том, что бы каждый ребенок поставил себя в воображаемой ситуации на место страдающего персонажа и проиграл возможные поиски помощи и самозащиты. (Приложение)

Раскрытию содержания статей Конвенции во многом помогает художественная литература. Чтобы данный вид деятельности был именно правильным, я сделала подборку «Приходи сказка».

Анализ произведений позволяет детям оценить поступки персонажей, соотнести сказочные сюжеты с действующими в реальной жизни правами, увидеть торжество закона или его нарушении. Однако знакомство дошкольников с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказочного мира, к осуждению героев и оправданию злодеев.

Параллельно я вида работы с родителями. Прежде всего, было проведено анкетирование, которое позволило мне выявить отношение родителей к нарушению прав ребенка, их юридическую и психолого-педагогическую грамотность и компетентность.

Эффективным средством педагогического и правового просвещения родителей, является наглядная агитация, включающая:

  • Использование папок передвижек с темами «Искусство быть родителем» (приложение); Наказывая, подумай: зачем?

  • Фотовыставка, Иллюстрирующая работу по соблюдению прав ребенка (свобода самовыражения, отраженная в театральной деятельности).

  • Уголок с книгами, содержащий нормативно-правовой правовые документы по защите прав ребенка.

  • Рисунки детей к семейным стихам.


Родительские собрания на тему: Воспитание не насилием в семье», Целью которого было: убедить родителей в преимуществе ненасильственных методов семейного воспитания. Обсудить средства и приемы построения гуманных взаимоотношений с детьми

«Защита прав и достоинств ребенка»

Были организованы интеллектуальные дискуссионные клубы и гостиные для родителей по обсуждению статей конвенции.

  • Детско-родительская гостиная «Поговорим о ваших правах»

  • Создание клуба «Бережные»

Одной из интересных форм совместной работы педагога и родителей является тематические недели (приложение).

Совместно с родителями были созданы мини альбомы «Имя моего ребенка» (Приложение)

«Я и моя семья»

На четвертом результативном этапе проведена работа по выявлению эффективности использования системы педагогических средств по правовому воспитанию.

С целью выявления уровня правой культуры родителей был организован «Турнир знатоков по правам ребенка», этот вид работы подчеркнул насколько важно значение знание прав ребенка.

Он выявил повышение правовых знаний с 15%-2003г, 80%-2006г

Тематическое решение с целью запрещение с целью закрепление знаний о правах ребенка «космический полет» показал, что уровень знаний детей по правовому воспитанию повысился на 50%.

Всё это показывает, что творческий подход к работе, позволяет выявить и результативно использовать нетрадиционные формы работы по правовому воспитанию.

    1. Результативность опыта.

Использование системы инновационных форм в работе с детьми и радетелями позволила достичь следующего:

- повышение родительской компетентности в правовом воспитании ребенка

- рост посещаемости родителями, другими старшими членами семьи мероприятий по правовому просвещению и активности их участников.

Стремление родителей активизировать свои действия с действиями других родителей:

- появление у родителей осознанного отношения к ребёнку как к личности, наделенной правами и охраняемые государством. Умение понимать ребёнка, анализировать свои достижения и ошибки.

- общественное мнение родителей о правовом воспитании дошкольников в детском саду.

- разработанные конспекты мероприятий по работе с детьми и радетелями по правовому воспитанию.

- создана картотека.

Анализ результатов и анкетированные подтверждающий результативность избранных форм работы показал, что 90% родителей пришли к выводу, что полученные знания помогли справиться с трудностями в воспитании ребёнка; и 92% родителей определили, что приобретенный опыт в ДОУ помогает им при решении педагогических задач.


3 часть. Рекомендации по внедрению опыта.


1.Условия работы.

- изучение и обобщение лучшего опыта правового воспитания.

- приобретение методической и детской литературы.

- анкетирование, тестирование;

- Составление оптимального плана работы.

- Разработать конспекты мероприятий по работе с детьми и родителями.


Практическая сторона опыта строится на материалах следующих авторов.


Антонов В.В.

«Младшим школьникам о Всеобщей

декларации прав человека. М.,1995г.»



Даронова Т.Н.

«Защита прав и достоинств ребенка

М.,2003г.»


Лиханов А.

«Дите и их права//

Права ребенка. Основные

международные документы.

М., 1992г»


Суслова Э.К.

«Растим гражданина»

Журнал «Дошкольное воспитание

1999г. №1»


Шнекиндорф З.К.

« Путеводитель по Конвенции

о правах ребенка. М., 1997г.»


Антонов В.В.

«Изучаем права человека

М., 1997г.»


Усачев А.

«Приключения маленького

Человечка М., 1997г.»

Шабельник Е.С.

«Права человека»

М., 1997г.


Шабельник Е.С.

Каширяева Е.Г.

«Ваши права»

М., 1995г.


Яковлев Ю.

«Ваши права, дети»

М., 1992г.


Данилина Т.А.

Степина Н.М.

«Социальное партнерство

педагогов, детей и родителей»



Жукова Р.А.

«Правовое воспитание

В., «Корифей» 2007г»



Журнал «Ребенок в

детском саду» №3 2003г

Царенко Л.

«Мы такие имеем права»



Тыжянова Л.

«Права ребенка».




4-5 2002г

Борисова О.

«Практикум по правовому воспитанию».


Ребенок в детском саду

4-5 2005г.

Нагорная Е.

«Охрана прав ребенка».



Журнал «Управление»

3 2005г.

Соболева М.Н.

Савина Н.В.

«Правовое воспитание в семье

и ДОУ.»



Проява Л.В.

«Система работы по реализации прав

ребенка в образовательном учреждении»


Журнал

«Управление»

6 2005г.

Данилина Т.А.

«Проблема защиты прав ребенка в семье».






12



Полный текст материала Статья "Формы и методы работы с детьми и родителями по охране прав ребенка" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ильина Татьяна Васильевна  кратер
26.09.2011 1 5706 627

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК