«Методическая работа как средство повышения профессиональной культуры педагогов ДОУ»
«Методическая работа как средство повышения профессиональной культуры педагогов ДОУ»
Назарова Е.Ю.
Заведующий ГОУ детский сад №1051
Особенностью современного этапа развития образования России является изменение ориентиров и требований к дошкольному образованию как ее начальному звену. Смена парадигмы образования, переоценка его концептуальных основ, переосмысление целей, задач, содержания развития, обучения и воспитания дошкольников нашли свое выражение в переходе к личностно-ориентированной модели работы с детьми.
Современная система дошкольного образования характеризуется разнообразием видов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), расширением спектра применяемых педагогических технологий, широким распространением инновационной и экспериментальной деятельности. В таких условиях требуется обновление управления педагогическими кадрами ДОУ, которое должно иметь стимулирующий, развивающий и демократический характер. А это в свою очередь предполагает изменение управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении.
Методическая работа с педагогическими кадрами в ДОУ выступает как средство научного управления целостным педагогическим процессом, повышения профессиональной культуры педагогов и развития их творческой активности. Организатором, координатором методической работы в ДОУ является старший воспитатель.
Современная практика управления дошкольным образованием предъявляет высокие требования к старшему воспитателю. Он должен обладать потребностью и готовностью решать образовательные проблемы в русле изменившихся социально-культурных ценностей и приоритетов: осуществлять дифференцированный, системный подход к организации работы с педагогами; учитывать их индивидуальные способности, возможности, профессиональные запросы; развивать творчество инициативу
каждого члена педагогического коллектива; создавать условия для
вариативности образования; стимулировать образовательные инициативы.
Управление методической работой в ДОУ на основе диагностирования позволяет оптимизировать педагогический процесс посредством изучения потребностей педагогов; осуществления личностно-ориентированного подхода к развитию каждого педагога: совместно выявить и осознать его затруднения, выбрать оптимальные пути их преодоления, а так же определить сильные стороны педагога, наметить конкретные способы их закрепления в индивидуальном стиле деятельности.
Следовательно,
особую актуальность приобретает проблема
управления методической работой в ДОУ
на диагностической основе.
В
педагогической науке и практике все
более усиливается стремление осмыслить
управление образовательным учреждениям,
придать ему строгий, научно обоснованный
характер.
Управление методической работой в ДОУ, ее содержание и формы рассматривались в исследованиях В.Г. Алямовской, Л.А. Бахтуриной, К.Ю. Белой, А.К. Бондаренко, А.И. Васильевой, Е.Ю. Демуровой, В.П. Дубровой, Т.С. Комаровой, И.И. Кобитиной, Е.П. Милошевич, Л.Ф. Островской, Л.В. Поздняк, О.И. Соловьевой, Л.П. Тарасовой, Н.А.Виноградовой, Н.В. Микляевой и др.
В настоящее время существует реальная проблема недостаточной эффективности управленческих действий по повышению профессиональной культуры педагогов. Такие значимые и актуальные проблемы как, например, неактивность воспитателей, отсутствие их заинтересованности, пассивность в работе на педсоветах, консультациях, семинарах являются существенными проблемами сегодня. Вследствие этого многие руководители дошкольных образовательных учреждений находятся в поиске новых подходов к организации непосредственно методической работы, новых форм и наиболее эффективных методов активизации творческой активности педагогов. дается понятие и содержание профессиональной педагогической культуры педагога.
Под профессиональной культурой педагога дошкольного образовательного учреждения мы понимаем интегральное качество личности, представленное единством ценностно-смыслового, гносеологического, деятельностного компонентов, обеспечивающих в своем взаимодействии продуктивную педагогическую деятельность и творческую самореализацию педагогов дошкольного образовательного учреждения [1, с. 115].
В связи с этим целью нашего исследования стало определение эффективных форм и методов методической работы, способствующих повышению профессиональной культуры педагогов в дошкольном образовательном учреждении.
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:
изучить научно-методическую литературу и теоретически обобщить изучаемую проблему;
выявить уровень профессиональной культуры педагогов и определить потребности в теоретических и технологических аспектах организации образовательного процесса.
спроектировать и апробировать систему методической работы, способствующую повышению профессиональной культуры педагогов ДОУ.
Исследовательская работа осуществлялась на базе Государственного образовательного учреждения детского сада № 1051 ЮЗОУО ДО г. Москвы.
На констатирующем этапе эксперимента стало определение уровня профессиональной культуры педагогов ДОУ, который определялся по адаптированной методике И.Ф. Исаева путем самодиагностики.
Для анализа и обобщения информации была использована диагностическая карта сформированности профессиональной культуры педагогов, где были определены 3 критерия, и каждый конкретизировался показателями.
Ценностно-смысловой (личностный) критерий - ценностное отношение к профессии; ценностное отношение: к событиям, к людям, к себе; готовность к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту.
Гносеологический критерий - знания теоретических и методологических основ предметной области образования; знание психолого-педагогических основ современного образования (в том числе нормативных документов); знание требований, предъявляемых к современному учителю; широта и глубина дополнительных знаний.
Деятельностный критерий (умения) – гностические, аналитические, проектировочные, коммуникативные, конструктивные, креативные,
оценочные, информационные умения.
Таким образом, на этапе констатирующего эксперимента общие показатели сформированности профессиональной культуры педагогов можно представить следующем образом:
высокий уровень – 32% (6чел.), средний уровень - 58% (11чел.), низкий уровень – 10% (2чел.);
На формирующем этапе эксперимента стало определение направления методической работы, ее форм и методов, обеспечивающих повышение профессиональной культуры педагогов ДОУ. В рамках проектного планирования была разработана система методической работы, направленная на расширение педагогического кругозора, совершенствование профессиональных умений и повышение общей культуры педагогов: «Детский сад – территория здоровья», «Изучаем и бережем природу», «Семья – детский сад - перспективы сотрудничества».
Каждый проект предусматривал разнообразные формы методической работы: теоретический семинар, консультация, педагогический совет – конференция, практикум, тематическая неделя, работа творческих микрогрупп, коллективный просмотр, смотр – конкурс.
Для активизации педагогов использовались активные и интерактивные методы обучения: метод анализа и обобщения, метод дискуссии, игровые методы, практические, метод «Кейсов», «технология открытого пространства», «открытый микрофон», беседа, «мозговой штурм», проектный метод, рефлексия.
Таким образом, спланированная и реализованная на практике методическая работа, где педагоги активно участвовали, используя свой творческий потенциал, способствовала развитию их профессиональной культуры, а именно: целеполаганию и планированию деятельности; самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемных задач); презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов; поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля; практическому применению знаний, умений и навыков в различных ситуациях; выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления методического продукта.
Контрольный эксперимент позволил проследить динамику развития профессиональной культуры педагогов и убедиться в правильности выдвинутой гипотезы. Методика контрольного этапа эксперимента была идентична методике констатирующего этапа.
Общий уровень профессиональной культуры педагогов составил:
высокий уровень – 68 % (13чел.);
средний уровень – 32% (6 чел.);
низкий уровень – 0 %
Сравнивая результаты констатирующего и контрольного экспериментов, мы можем проследить динамику, которая составила: по низкому уровню – «- 10%»; среднему – «- 27%»; высшему уровню – «36%».
Таким образом, методическая работа, ее разнообразные формы и методы активизации педагогов способствовала повышению их профессиональной культуры. В связи с этим можно сказать, что результаты исследования соответствуют поставленным целям, имеют положительную динамику, а, следовательно, могут быть использованы практическими работниками дошкольных образовательных учреждений.
Список литературы:
Исаев, И.Ф. Профессионализм преподавателя: культура, стиль, индивидуальность [Текст] : учеб. пособие / И.Ф. Исаев, Л.Н. Макарова – Белгород : Изд-во БелГУ, 2002. – 194 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Е.Ю. Назарова
→ 111118095 28.11.2011 0 3907 610 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.