Формирование мотивации педагогов к изучению и внедрению в практику современных образовательных технологий
Куярова Элла Александровна
Воспитатель
МАОУ «Прогимназия № 119» г.Саранск
Формирование мотивации педагогов к изучению и внедрению в практику современных образовательных технологий
В современном образовании важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм – дополнительных и альтернативных государственной системе образования. И поэтому в этих условиях педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных образовательных технологий, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. Даже если старший воспитатель, заместитель директора проводят цикл семинаров, педсоветов по ознакомлению педагогов с образовательными технологиями – это не гарантирует 100% внедрение в образовательном учреждении инноваций в работе с детьми. Знания о современных образовательных технологиях у педагогов находятся на достаточно высоком уровне, а желание использовать их на практике низкое. Необходимо повышение мотивации педагогов к данной проблеме.
Мотив – это не что иное, как предмет потребности. В основе мотивационного процесса лежит стремление работника к удовлетворению потребностей. В различных исследованиях потребность определяется как нужда в чем-то (Е.А. Климов, Маслоу и др.), противоречие между желаемым и действительным. Потребности порождают мотивы деятельности. Отсюда мотив понимается как всякое побуждение к деятельности, возникшее вследствие актуализации потребностей. По природе возникновения мотивов труда возможно выделение внутренней и внешней мотивационных доминант в поведении педагогов. Именно недостаточный уровень сформированности высокой внутренней мотивации влияет на степень внедрения и качество инновационных процессов. Мотивация к деятельности тем выше, чем выше уровень активности педагога в освоении новых знаний.
Я предлагаю провести исследование мотивационной сферы педагогов при помощи адаптированного опросника К. Замфир «Изучение мотивации профессиональной деятельности». В результате можно выделить 3 группы педагогов:
1 группа с высокой внутренней мотивацией (ВМ), т.е. для педагога имеет значение деятельность сама по себе. У них доминируют такие внутренние регуляторы мотивации, как личностный рост. Возможность экспериментирования, творчества, самовыражения, повышения профессионализма. Их главный регулятор мотивации – интересная работа.
2 группа с внешней положительной мотивацией (ВПМ). Педагоги, которым присуща потребность в признании и самоутверждении, а также в принадлежности. Им важно ощущать себя частью коллектива, группы, что их достижения будут оценены по достоинству, они стремятся к повышению квалификации.
3 группа с внешней отрицательной мотивацией (ВОМ). Этим педагогам не интересно работать в данной области.
Я предлагаю провести ориентационную анкету Б.Басс «Определение направленности личности» с целью выявления причин низкого процентного соотношения педагогов, имеющих высокую внутреннюю мотивацию
С помощью методики Б.Басса выявляются следующие направленности:
• направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность;
• направленность на общение (О) – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
• направленность на дело (Д) – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
А это значит, что и методическую работу необходимо строить с учетом этих показателей или менять направленность мотивов. Администрация имеет возможность и должна прежде всего снизить уровень неудовлетворенности подчиненных, улучшив положение с регуляторами мотивации.
Ведущие мотивы могут меняться в ходе трудовой деятельности, поскольку изменение производственной ситуации приводит к появлению новых стимулов к работе. Существуют факторы, влияющие на повышение внешней мотивации:
-комфортность рабочих мест – удобное рабочее место;
- система вознаграждений – справедливое вознаграждение по результатам работы;
- безопасность – ощущение своей принадлежности к коллективу, нужности и важности своей работы, уважение, признание, одобрение со стороны коллег и руководителя;
- возможности для творческого роста – предоставление возможности для обучения;
- участие в инновационной деятельности – возможность самореализоваться работая по новым технологиям;
- активные виды деятельности.
Тем педагогам, кто начал использовать в практике элементы образовательных технологий можно вручить похвальные листы, отметить их успехи подарочными сувенирами и т.п. Тех педагогов, кто по результатам тестирования «Определение направленности личности» определился во вторую группу (ориентация на социальное одобрение) можно привлечь к выступлениям на семинарах как на уровне ОУ, так муниципального уровня.
Несмотря на то, что для части педагогов основное значение имеют материальные стимулы, использование морально – психологического стимулирования остаётся наиболее значимым. Для педагогов, у которых доминируют такие внутренние регуляторы мотивации, как личностный рост, возможность экспериментирования, творчества, самовыражения, интересная работа:
- участие в работе творческих групп;
- передача дополнительных полномочий, предоставление возможности реализовать себя в качестве лидера (руководитель методического объединения, председатель методического совета, председатель экспертной группы и т.д)
Для педагогов, которым присуща потребность в признании и самоутверждении, которым важно знать, что их творческие достижения будут оценены по достоинству:
-почетная грамота;
- публичная похвала;
-аттестация на более высокую категорию;
- привлечение к управленческой деятельности.
Педагог должен быть творцом педагогического процесса, обладать гибким мышлением, умело использовать инновации. Но необходима мотивация.
Куярова Э.А.
МАОУ «Прогимназия № 119»
г.Саранск
На странице приведен фрагмент.
Автор: Куярова Элла Александровна
→ ello4ka 31.05.2012 0 5083 593 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.