Статья "Восприятие комического дошкольниками"
Гришина Ольга Михайловна
Воспитатель логопедической группы
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка»
Восприятие комического дошкольниками.
Человек смеется. А что лежит в корне смешного, что рождает смех? Мы смеемся, услышав по-взрослому умную фразу или слово из уст ребенка, не можем не улыбнуться, увидев в жаркую погоду человека в теплой одежде и галошах. Нелегко перечислить все, что рождает у человека чувство юмора. Но что бы ни вызывало у нас смех, в основе его лежит восприятие несоответствия. Многое вмещает человеческая улыбка, которую могут вызвать и органическое удовольствие, и забавная игрушка, и юмор, и сатира. Постепенно улыбка вбирает в себя все больший круг представлений, доступных человеческому разуму. Как же постигает человек комическое, как идет развитие чувства смешного у ребенка?
Не все комическое, не всё оттенки смеха способен воспринять, ребенок. Развитие восприятия комического происходит постепенно в ходе общего умственного, нравственного и эстетического развития.
Первая улыбка у ребенка появляется очень рано, примерно на втором месяце, а смех - к четвертому месяцу жизни. Но первые улыбка, смех - это еще не проявление чувства комического; вначале это показатель просто веселого настроения, «выражения радости», как писал Ч. Дарвин. Это природный смех, выражающий органическое удовольствие. Такой смех, улыбка есть и у слепоглухонемых и умственно отсталых.
В раннем возрасте в игровых ситуациях ребенок смеется в ответ на улыбку, ласковый голос. Его смех могут вызвать ритмическое похлопывание в ладоши, танец взрослого перед ним, определенные звукоподражания. Смех в этом возрасте часто возникает и при ожидании, предчувствии приятного, например перед прогулкой, при радостных подвижных играх. В этом случае смех является выражением доброго, хорошего настроения. Детская кепка на голове взрослого, «попытка» его взобраться на игрушечного коня и другие подобные несоответствия к концу раннего возраста вызывают смех. Но такой смех, как выражение чувства смешного, возникает тогда, когда ребенок уже может различать нарушение норм, правил в поступках.
Улыбка и смех доказывают, что у ребенка появилось какое-то отношение к другому человеку. Это новое, чисто человеческое чувство появляется у детей только в результате контакта с другими людьми.
Как идет развитие этого чувства дальше? В дошкольном возрасте по-прежнему смех у ребенка вызывают веселые, радостные моменты, действия, события, аттракционы, игры.
Развитие чувства смешного зависит от изменения содержания деятельности ребенка, расширения области осознаваемых им связей и отношений, от усложнения мотивов его деятельности. Подмечать комическое несоответствие ребенок может лишь тогда, когда хорошо укрепится в знании действительности, поскольку предпосылкой к восприятию комического является твердое знание реального. Когда ребенок способен оценить соотношения в размере, величине, объеме, пространстве, он может смеяться над несоответствиями, которых раньше не замечал.
Жизненный опыт младшего дошкольника невелик. Поэтому, как отмечает французский психолог Ж. Шато, маленькие дети легче всего воспринимают лишь внешнюю сторону комического, им нравятся буффонада, комизм голосовой и комизм жестов.
Детскую улыбку вызывает и речевая ошибка, необычно звучащее для детей веселое слово, языковая игрушка типа народной припевки.
Чуть постарше дети могут смеяться над небылицами и перевертышами, если их знания о предметах и событиях достаточно прочные. Если же умственные игры, о которых идет речь, кажутся ребенку смешными, это происходит, во-первых, от обратной координации предметов, которая сама по себе порождает в большинстве случаев эффекты комические; во-вторых, оттого, что эти игры всегда неизменно ощущаются ребенком как игры.
Мир перевертышей и небылиц не только не искажает детские представления о действительности, а, напротив, помогает познать ее еще лучше. Ребенок любит перевертыши и небылицы за то, что они дают ему возможность испытать некоторое чувство гордости, радости, что кто-то не знает, кто-то ошибся, а вот он-то знает, он-то не ошибся бы.
Дети смеются иногда и над реальными фактами, принимая их за шутку, если увиденное противоречит уже имеющимся у них, но еще недостаточно полным представлениям о предметах. Например, ребенок, привыкший к игрушечному разноцветному петуху, впервые увидел белого и тоже рассмеялся. Смех, улыбку детей, особенно старшего дошкольного возраста, вызывает и проявление находчивости любимого героя.
Осознание же смешного у детей младшего дошкольного возраста очень слабое. Им непонятно, например, задание: «Нарисуй самое смешное». В ответ на это предложение они обычно рисуют то, что умеют (машину, лестницу, мяч). Отдельные комические элементы встречаются, в рисунках детей примерно с четырех лет.
Дошкольники 3 - 4 лет часто смешивают понятия «смешное» с «радостным», «значительным». «Дед Мороз приходил!», «Салют был!», «Папа приехал!», «Петрушка танцевал!» - такие ответы нередко можно услышать от малышей на обращение к ним: «Расскажи самое смешное». В ответ на это предложение они часто рассказывают не смешное, а пересказывают знакомые им любимые сказки. Нередко малыши смешивают понятия трагического и комического, в свои рассказы о смешном вставляют страшные эпизоды.
Легче всего дети младшего и среднего дошкольного возраста воспринимают комическое в поведении животных, близких им по возрасту сказочных персонажей, ровесников, труднее - в поведении взрослых. Комизм поведения животных более понятен, так как дети относятся к ним несколько покровительственно, чувствуют свое определенное превосходство над ними, поэтому признают за животными возможность ошибаться. Взрослые же для них - образец разумного, правильного, и комическое в их поведении противоречит сложившемуся у детей отношению к ним.
Каковы особенности восприятия комического старшими дошкольниками? «Ребенок по-иному воспринимает мир по мере того, как он глубже его познает», - говорил С. Л. Рубинштейн. Старший дошкольник познает очень многое, стремится глубже проникнуть в открывшиеся ему тайны; развивается его мышление, шире становится круг представлений, повышается общая эмоциональная чувствительность. Поэтому более тонкие несоответствия он может заметить, эмоционально откликнуться на них. Это можно наблюдать и во время игр детей, экскурсий, посещении цирка, рассматривании картин, чтении книг, где присутствует комическое, юмор.
Если детям этого возраста предложить нарисовать самое смешное, в рисунках обязательно будет отражена попытка изобразить смешные движения, передать динамику. Чем ребенок старше, тем все чаще его привлекает в динамике юмор ситуации. Дети 5 - 7 лет не только с интересом ищут и находят смешное в путаницах, небылицах, но очень любят сочинять их сами.
Чувство комического у дошкольников проявляется и тогда, когда они смеются над хвастливым Неумейкой, над любопытным, но глупым щенком, не знающим даже, кто сказал «мяу». Смеются дети и над глупым волком в народной сказке «Лиса и волк». «Эка сколько рыбы привалило - и не вытащишь», - думает одураченный волк. А они-то знают, что это вовсе не рыба, а просто хвост волка примерз в проруби. Недостаток знаний и умений у героев, их бесплодные попытки выйти из глупого положения - вот что смешит детей.
Не удивительно, что у старших дошкольников любимым героем является Незнайка и больше всего в нем их привлекает то, «что он ничего не знает и все путает», «что он придумывает, как фокусник». Дети любят его за го, что этот веселый, добрый человечек вводит их в перевернутый мир. Особенно старших дошкольников привлекают моменты, когда любимый герой проявляет находчивость, изобретательность.
Вызывают детский смех и нравственные пороки, недостатки (трусость, жадность, лень и т. п.). Весело смеются старшие дошкольники, слушая остроумные народные побасенки-диалоги. Но для ребенка важно, у кого проявляются вышеупомянутые качества. А. В. Запорожец отмечает, что хитрость и обман по отношению к любимым героям в сказке вызывают смех лишь тогда, когда эти пороки караются.
Одушевление знакомых предметов также чаще всего воспринимается детьми как комическое. Этим приемом дети и сами пользуются, пытаясь изобразить смешное.
Хорошо понимая значение слов, овладев достаточно правильной речью, ребенок может смеяться не только над необычностью звучания, причудливым сложным словом («вагоноуважаемый, глубокоуважатый» и др.), но и над грамматической ошибкой в речи, предложением, где замена одного слова другим меняет или даже искажает смысл всего предложения. Смешно получилось, когда от перестановки слов в потешке у мишки вдруг выросли длинные усы, а усатый зайка стал толстопятым. Иногда дети умышленно перефразируют строчки известных им стихов, чтобы получить несоответствие, несуразность, посмеяться самим, вызвать смех окружающих. Но чем старше дети, тем быстрее они подмечают в речи более глубокие, тонкие стороны. Их по-прежнему смешит также образное, меткое слово. Объектом смеха - в этом возрасте иногда становятся и страшные образы, знакомые им по сказкам и иллюстрациям.
Находя в страшном смешное и изображая страшное в смешном виде ребенок перестает бояться его. Об этом хорошо сказал Максим Горький, отмечая, что страшное надо показывать детям в смешном виде, тогда будет весело, а не страшно.
Старшие дошкольники эмоциональнее младших воспринимают комизм в поведении сказочных героев и их ровесников (Буратино, Незнайки, Чиполлино и др.), они часто смеются и над нелогичностью действий, поступков взрослых.
Чувство юмора у детей проявляется и тогда, когда они воспринимают шутки взрослых, поддерживают их сами подшучивают над другими. Старшие дошкольники уже способны воспринять и шутки иронического характера.
В тех группах детского сада, семьях, где воспитатели, родители часто шутят с детьми, используют в речи поговорки, пословицы, веселое слово, там и дети рано понимают шутки, любят их, шутят сами.
Умственное и эстетическое развитие ребенка, обогащение его представлений, развитие наблюдательности, воображения в значительной степени определяют развитие чувства смешного. Воспитать у детей жизнерадостность, развить у них чувство юмора - задача воспитателей и родителей. Помочь же этому могут самые разнообразные средства: забавные игрушки, веселые картинки, диафильмы, кукольный театр, цирк и, конечно, веселые и добрые книги.
Список литературы.
Бондаренко Е. А. Восприятие комического дошкольниками. – Минск, 1968.
Бореев Ю. Б. Комическое или о том, как смех казнит несовершенство мира и обновляет человека, и утверждает радость бытия. – М., 1970.
Крутецкий В. А. Психология. – М., 1986.
Крысько В. Г. Психология и педагогика. – М., 2004.
Психология детства. Под ред. Реана А. А. – Санкт - Петербург, 2006.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гришина Ольга Михайловна
→ zauka33 27.01.2013 0 3402 445 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.