Статья "Восприятие комического дошкольниками"


Гришина Ольга Михайловна

Воспитатель логопедической группы

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка»


Восприятие комического дошкольниками.

Человек смеется. А что лежит в корне смешного, что рождает смех? Мы смеемся, услышав по-взрослому ум­ную фразу или слово из уст ребенка, не можем не улыб­нуться, увидев в жаркую погоду человека в теплой одеж­де и галошах. Нелегко пере­числить все, что рождает у человека чувство юмора. Но что бы ни вызывало у нас смех, в основе его лежит вос­приятие несоответствия. Многое вмещает человеческая улыбка, которую мо­гут вызвать и органическое удовольствие, и забавная игрушка, и юмор, и сатира. Посте­пенно улыбка вбирает в себя все больший круг представ­лений, доступных человеческому разуму. Как же постига­ет человек комическое, как идет развитие чувства смеш­ного у ребенка?

Не все комическое, не всё оттенки смеха способен воспринять, ребенок. Развитие восприятия комического происходит постепенно в ходе общего умственного, нрав­ственного и эстетического развития.

Первая улыбка у ребен­ка появляется очень рано, примерно на втором месяце, а смех - к четвертому месяцу жизни. Но первые улыб­ка, смех - это еще не проявление чувства комического; вначале это показатель просто веселого настроения, «вы­ражения радости», как писал Ч. Дарвин. Это природный смех, выражающий органическое удовольствие. Такой смех, улыбка есть и у слепоглухонемых и умственно от­сталых.

В раннем возрасте в игровых ситуациях ребенок сме­ется в ответ на улыбку, ласковый голос. Его смех могут вызвать ритмическое похлопывание в ладоши, танец взрослого перед ним, определенные звукоподражания. Смех в этом возрасте часто возникает и при ожидании, предчувствии приятного, например перед прогулкой, при радостных подвижных играх. В этом случае смех являет­ся выражением доброго, хорошего настроения. Детская кепка на голове взрослого, «попытка» его взобраться на игрушечного коня и другие подобные несо­ответствия к концу раннего возраста вызывают смех. Но такой смех, как выражение чувства смешного, возникает тогда, когда ребенок уже может различать нарушение норм, правил в поступках.

Улыбка и смех доказывают, что у ребенка появилось какое-то отношение к другому человеку. Это новое, чисто человеческое чувство появляется у детей только в ре­зультате контакта с другими людьми.

Как идет развитие этого чувства дальше? В дошколь­ном возрасте по-прежнему смех у ребенка вызывают ве­селые, радостные моменты, действия, события, аттракцио­ны, игры.

Развитие чувства смешного зависит от изменения содержания деятельности ребенка, расширения области осознаваемых им связей и отношений, от усложнения мотивов его деятельности. Подмечать комическое несоот­ветствие ребенок может лишь тогда, когда хорошо укре­пится в знании действи­тельности, поскольку предпосылкой к вос­приятию комического является твердое зна­ние реального. Когда ребенок способен оце­нить соотношения в размере, величине, объ­еме, пространстве, он может смеяться над несоответствиями, ко­торых раньше не заме­чал.

Жизненный опыт младшего дошкольника невелик. Поэтому, как отмечает французский психолог Ж. Шато, ма­ленькие дети легче все­го воспринимают лишь внешнюю сторону ко­мического, им нравятся буффонада, комизм го­лосовой и комизм жестов.

Детскую улыбку вызывает и речевая ошибка, необыч­но звучащее для детей веселое слово, языковая игрушка типа народной припевки.

Чуть постарше дети могут смеяться над небылицами и перевертышами, если их знания о предметах и собы­тиях достаточно прочные. Если же умственные игры, о которых идет речь, кажутся ребенку смешными, это происходит, во-первых, от обратной координации предметов, которая сама по себе порождает в большин­стве случаев эффекты комические; во-вторых, оттого, что эти игры всегда неизменно ощущаются ребенком как игры.

Мир перевертышей и небылиц не только не искажает детские представления о действительности, а, напротив, помогает познать ее еще лучше. Ребенок любит перевер­тыши и небылицы за то, что они дают ему возможность испытать некоторое чувство гордости, радости, что кто-то не знает, кто-то ошибся, а вот он-то знает, он-то не ошиб­ся бы.

Дети смеются иногда и над реальными фактами, при­нимая их за шутку, если увиденное противоречит уже имеющимся у них, но еще недостаточно полным представлениям о предметах. Например, ребенок, привыкший к игрушечному разноцветному петуху, впервые увидел белого и тоже рассмеялся. Смех, улыбку детей, особен­но старшего дошкольного возраста, вызывает и проявление находчивости любимого героя.

Осознание же смешного у детей младшего дошкольного возраста очень слабое. Им непонятно, например, задание: «Нарисуй самое смешное». В ответ на это пред­ложение они обычно рисуют то, что умеют (машину, лест­ницу, мяч). Отдельные комические элементы встречают­ся, в рисунках детей примерно с четырех лет.

Дошкольники 3 - 4 лет часто смешивают понятия «смешное» с «радостным», «значительным». «Дед Мороз приходил!», «Салют был!», «Папа приехал!», «Петрушка танцевал!» - такие ответы нередко можно услышать от малышей на обращение к ним: «Расскажи самое смеш­ное». В ответ на это предложение они часто расска­зывают не смешное, а пересказывают знакомые им лю­бимые сказки. Нередко малыши смешивают понятия трагического и комического, в свои рассказы о смешном вставляют страшные эпизоды.

Легче всего дети младшего и среднего дошкольного возраста воспринимают комическое в поведении живот­ных, близких им по возрасту сказочных персонажей, ро­весников, труднее - в поведении взрослых. Комизм пове­дения животных более понятен, так как дети относятся к ним несколько покровительственно, чувствуют свое определенное превосходство над ними, поэтому признают за животными возможность ошибаться. Взрослые же для них - образец разумного, правильного, и комическое в их поведении противоречит сложившемуся у детей от­ношению к ним.

Каковы особенности восприятия комического старшими дошкольниками? «Ребенок по-иному воспри­нимает мир по мере того, как он глубже его познает», - говорил С. Л. Рубинштейн. Старший дошкольник познает очень многое, стремится глубже проникнуть в открывшиеся ему тайны; развивается его мышление, шире становится круг представлений, повы­шается общая эмоциональная чувствительность. Поэтому более тонкие несоответствия он может заметить, эмоцио­нально откликнуться на них. Это можно наблюдать и во время игр детей, экскурсий, посещении цирка, рассматривании картин, чтении книг, где присутствует комическое, юмор.

Если детям этого возраста предложить нарисовать самое смешное, в рисунках обязательно будет отражена попытка изобразить смешные движения, передать дина­мику. Чем ребенок старше, тем все чаще его привлекает в динамике юмор ситуации. Дети 5 - 7 лет не только с интересом ищут и находят смешное в путаницах, небылицах, но очень любят сочи­нять их сами.

Чувство комического у дошкольников проявляется и тогда, когда они смеются над хвастливым Неумейкой, над любопытным, но глупым щенком, не знающим даже, кто сказал «мяу». Смеются дети и над глупым волком в народной сказке «Лиса и волк». «Эка сколько рыбы привалило - и не выта­щишь», - думает одураченный волк. А они-то знают, что это вовсе не рыба, а просто хвост волка примерз в про­руби. Недостаток знаний и умений у героев, их бесплодные попытки выйти из глупого положения - вот что сме­шит детей.

Не удивительно, что у старших дошкольников любимым героем является Незнайка и больше всего в нем их привлекает то, «что он ничего не знает и все путает», «что он придумывает, как фокусник». Дети любят его за го, что этот веселый, добрый человечек вводит их в пере­вернутый мир. Особенно старших дошкольников привле­кают моменты, когда любимый герой проявляет находчи­вость, изобретательность.

Вызывают детский смех и нравственные пороки, не­достатки (трусость, жадность, лень и т. п.). Весело сме­ются старшие дошкольники, слушая остроумные народ­ные побасенки-диалоги. Но для ребенка важно, у кого проявляются вышеупо­мянутые качества. А. В. Запорожец отмечает, что хитрость и обман по отношению к любимым героям в сказке вызывают смех лишь тогда, когда эти пороки караются.

Одушевление знакомых предметов также чаще всего воспринимается детьми как комическое. Этим приемом дети и сами пользуются, пытаясь изобразить смешное.

Хорошо понимая значение слов, овладев достаточно правильной речью, ребенок может смеяться не только над необычностью звучания, причудливым сложным словом («вагоноуважаемый, глубокоуважатый» и др.), но и над грамматической ошибкой в речи, предложением, где заме­на одного слова другим меняет или даже искажает смысл всего предложения. Смешно получилось, когда от перестановки слов в потешке у мишки вдруг выросли длинные усы, а усатый зайка стал толстопятым. Иногда дети умышленно перефразируют строчки извест­ных им стихов, чтобы получить несоответствие, несураз­ность, посмеяться самим, вызвать смех окружающих. Но чем старше дети, тем быстрее они подмечают в речи более глубокие, тонкие стороны. Их по-прежнему смешит также образное, меткое слово. Объектом смеха - в этом возрасте иногда становятся и страшные образы, знако­мые им по сказкам и иллюстрациям.

Находя в страшном смешное и изображая страшное в смешном виде ребенок перестает бояться его. Об этом хорошо сказал Максим Горький, отмечая, что страшное надо показывать детям в смешном виде, тогда будет весело, а не страшно.

Старшие дошкольники эмоциональнее младших вос­принимают комизм в поведении сказочных героев и их ровесников (Буратино, Незнайки, Чиполлино и др.), они часто смеются и над нелогичностью действий, поступков взрослых.

Чувство юмора у детей проявляется и тогда, когда они воспринимают шутки взрослых, поддерживают их сами подшучивают над другими. Старшие дошкольники уже способны воспринять и шутки иронического характера.

В тех группах детского сада, семьях, где воспитатели, родители часто шутят с детьми, используют в речи пого­ворки, пословицы, веселое слово, там и дети рано пони­мают шутки, любят их, шутят сами.

Умственное и эстетическое развитие ребенка, обогащение его представлений, развитие наблюдательности, воображения в значительной степени определяют разви­тие чувства смешного. Воспитать у детей жизнерадост­ность, развить у них чувство юмора - задача воспи­тателей и родителей. Помочь же этому могут самые разнообразные средства: забавные игрушки, веселые картинки, диафильмы, кукольный театр, цирк и, конечно, веселые и добрые книги.

Список литературы.

  1. Бондаренко Е. А. Восприятие комического дошкольниками. – Минск, 1968.

  2. Бореев Ю. Б. Комическое или о том, как смех казнит несовершенство мира и обновляет человека, и утверждает радость бытия. – М., 1970.

  3. Крутецкий В. А. Психология. – М., 1986.

  4. Крысько В. Г. Психология и педагогика. – М., 2004.

  5. Психология детства. Под ред. Реана А. А. – Санкт - Петербург, 2006.



Полный текст материала Статья "Восприятие комического дошкольниками" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гришина Ольга Михайловна  zauka33
27.01.2013 0 3425 445

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК