СОДЕРЖАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории
ДС № 161 «Лесовичок», АНО ДО Планета детства «Лада»
Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка дошкольного возраста.
В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Не секрет, что уже при поступлении в детский сад дети дошкольного возраста имеют очень слабое физическое развитие, поскольку испытывают «двигательный дефицит»: дети стали вести малоподвижный образ жизни, практически не играют во дворах в подвижные и спортивные игры, много времени проводят у компьютера, телевизора.
Ухудшение здоровья населения страны и особенно детей становится национальной проблемой. Подписанное президентом России В.В. Путиным постановление “О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения” показывает беспокойство государства за будущее нашей страны.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.
Детский сад и семья — вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество (дети — родители — педагоги). Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Типовом положение о дошкольном образовательном учреждении» (Приказ Минобрнауки РФ от 27.10.2011 N 2562) , Законе «Об образовании» (2013) - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", где родители являются первыми педагогами своих детей.
Перечислим основные направления организации работы дошкольного учреждения с семьей по формированию ЗОЖ:
• составление характеристик семей воспитанников (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.);
• организация диагностической работы по изучению потребностей семей в здоровом образе жизни;
• использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работы с семьей по формированию системы знаний и умений здорового образа жизни у детей;
• организация психолого-педагогического просвещения родителей;
• создание системы массовых досугово - оздоровительных мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и здорового досуга родителей и детей;
• выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;
• внедрение в семейное воспитание традиций здорового образа жизни;
• оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, диагностике и предупреждении негативных проявлений у детей;
• использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми досуговую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи представляет собой комплекс взаимодействий, взаимоотношений, совместной и индивидуальной деятельности. Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям; когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
В дошкольном образовании накоплен обширный опыт сотрудничества с родителями, привлечения их внимания к жизни ребенка в детском саду с помощью различных форм, методов и приемов работы с родителями.
Метод – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Другими словами, понимание того, «как работать».
Прием – относительно законченный элемент воспитательной технологии, зафиксированный в общей или личной педагогической культуре; элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации. То есть, «что непосредственно делать».
Форма – способ существования процесса, оболочка его внутренней сущности, логики и содержания. Форма связана:
- с количеством участников,
- временем и местом проведения процесса,
- порядком его осуществления.
¬¬¬Другими словами, «как будет проходить и называться мероприятие».
Хорошо, если педагоги используют оптимальное сочетание форм сложившейся традиционной системы работы с родителями с нетрадиционными формами взаимодействия с семьей, которые основываются на совместной деятельности и обмене опытом, мыслями, чувствами, переживаниями.
В практике взаимодействия детского сада и семьи сложились наиболее рациональные формы работы, которые можно поделить, в зависимости от количества участников, на виды: массовые, групповые, индивидуальные (Таблица 1):
Таблица 1 «Формы работы с родителями по количеству ее участников»
Массовые
• совместные мероприятия педагогов и родителей родительские собрания («Мы за здоровый образ жизни» )
• конференции
• консультации
• вечера для родителей («Веселые старты», «В гостях у доктора Айболита»)
• школа для родителей
• клубы по интересам («Здоровая семья»)
• совместные мероприятия педагогов, родителей и детей
• Дни открытых дверей
• Тематические акции («Здоровый образ жизни», «Подари спортивную игру детскому саду»)
• Радиовещание по радиосети дошкольного учреждения («Здорово здоровым быть!», «Что мы знаем о здоровье?»)
Групповые
• КВН, викторины по здоровому образу жизни
• консультации
• совместное творчество
• праздники
• родительские собрания
• выпуск семейных газет («Вырасти в действительно здоровой семье – вот настоящая удача из удач», «Папа, мама, я – спортивная семья»)
• концерты (агитбригада «Движенье – это здоровье»)
• соревнования
• родительские клубы и др.
Индивидуальные
• беседы
• посещения на дому
• выполнение индивидуальных поручений
В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.
Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Отсюда, интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.). Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации (Таблица 2)
Таблица 2 «Интерактивные формы работы с родителями по формированию основ здорвоого образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
• родительские собрания в нетрадиционных формах (игры, семинары–практикумы, тренинги и др.);
• Дни здоровья и марафоны «Здоровое поколение»;
• праздники здоровья;
• туристические походы, спортивные соревнования;
• выставки детских работ;
• спортивные и другие праздники («Папа, мама, я – спортивная семья» и др.);
• «Круглые столы»;
• «Устные журналы» для родителей;
• клубы «Молодая семья», «За здоровый образ жизни» и др. (см. приложения);
• выпуск журналов «Азбука дорожная – азбука надёжная», «В здоровом теле – здоровый дух» и др.;
• выпуск газет «Добрая дорога детства» и «Мудрая сова»;
• семейные фотовыставки «Наша дружная семья»;
• выпуски «Полезной книги для родителей», бюллетеней, рекомендаций;
• конкурсы на лучшие семейные проекты, поделки;
• совместные занятия с детьми и родителями по физической культуре по познанию;
• мини-турпоходы;
• открытые занятия для родителей (как детей, посещающих дошкольное учреждение, так и для вновь прибывших);
• «Прямой телефон» и телефон доверия;
• «День радости»;
• консультативные Дни «Сотрудничество»;
• Дни открытых дверей; «Добро пожаловать в д/сад»;
• выпуск семейных газет;
• родительская газета «Здоровье»;
• семейные старты;
• родительская гостиная;
• «Семейный музей»;
• «Семейный театр»;
• «Почта для родителей»;
• открытый микрофон «Детский сад и семья: мы рядом»;
• родительская Академия «Здоровье», «Дети – зеркало родителей», «Школа здоровья»;
• ведение «Дневников здоровья», дневников «Шаг за шагом» и многие другие.
Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. Новые формы взаимодействия с родителями способствуют реализации принципа партнерства, диалога. Разнообразие, интерактивность форм взаимодействия с родителями, позволяют воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям. Интерактивные формы взаимодействия родителей и ДОУ означает способность взаимодействия в режиме беседы, диалога. Основные цели интерактивного взаимодействия - обмен опытом, выработка общего мнения, формирование умений, навыков, создание условия для диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы.
Литература:
1. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.
2. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007. - № 2. – С. 5-6
3. Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.
4. Никишина И. В. Настольная книга современного педагога.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Байденко Инна Валентиновна
→ black_panther76 25.09.2013 2 21224 996 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы
А вы знали?
Инструкции по ПК