Статья "С чего начинается Родина: работа в ДОУ"
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
"Познание
начинается с удивления"
Аристотель
Стараюсь организовывать жизнь дошкольников так, чтобы у них неуклонно накапливался личный опыт проявления социальных чувств, поступков и положительных взаимоотношений.
В каждом образовательном моменте детской жизни (в режимных процессах, в образовательных ситуациях, в разных видах деятельности) использую все возможности для обогащения социально - нравственных представлений, гуманных чувств и культуры поведения ребенка.1
Свою работу осуществляю, решая задачи общеобразовательной программы нашего ДОУ. Новизна программы определяется тем, что в ней впервые практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.2
Программа ставит задачу развития у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения.3
В каждом разделе программы линия развития социальных и эстетических чувств становится обязательной составляющей воспитания и развития дошкольников. Интеграция нравственных переживаний и эстетических чувств создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком.4
В программе в единстве с развитием познания и чувств осуществляется линия развития самостоятельности и творчества детей. Программа ориентирует на многообразие проявлений детского творчества и в природоведческой сфере.
Соответственно, должны претерпеть изменения и способы, средства, методы, формы обучения и воспитания детей.
Нужны новые формы работы, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где проявляются возможности для творческой стороны интеллекта.
Воспитанность дошкольника выражается в гуманно - целостном отношении к природе, основными проявлениями которого служат:
· доброжелательность к живым существам;
· эмоциональная отзывчивость на их состояние;
· интерес к природным объектам;
· стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие;
· желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.
Одним из условий решения этих задач является - разнообразие форм и методов организации познавательной деятельности в пространстве города: беседы, диалоги, экскурсии, занятия-путешествия и т. д..
Используются следующие формы и методы:
· занятия - исследования;
· работа с экологической сказкой;
· очеловечивание животных, растений;
· интервьюирование;
· метод детской самодеятельности;
· виртуальные экскурсии, путешествия.
Занятия - исследования. Программа ДОУ, как и рекомендовано в ФГТ, соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка, а также сочетает принципы научной обоснованности и практической применяемости.
В дошкольном возрасте процесс познания происходит у ребенка эмоционально - практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, имеет возможность получить знания из многих источников, ему знакомы разные способы, то есть методы исследований (наблюдение¸ эксперимент, чтение книги, просмотр видео, вопросы к другому).
Занятия - исследования провожу по классическим этапам (мотивация деятельности - составление плана исследования - сбор материала - выводы), где дети самостоятельно решают проблему; выдвигают гипотезы, добывают сведения и информацию, делают выводы. 5
Результатом исследований (презентативный этап) являются разного рода презентации, видеофильмы, слайд - шоу.
Очеловечивание животных и растений. Так можно загадать загадку, прослушать жалобы и просьбы природы, разговор объектов природы, оживить рисунок, взять интервью у какого - либо объекта природы. Здесь же используется метод детской самодеятельности (в процессе работы накладывается записанный голос ребёнка или взрослого).
Виртуальные экскурсии. При внимательном отношении родителей каждая прогулка может стать средством формирования гуманных чувств.
Экскурсия - это форма организации работы, при которой дошкольники выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними. Такая форма работы позволяет организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях.
Но у нас нет возможности, например, воочию полюбоваться красотой природы разных уголков нашего края. Что же делать?
Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов - показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых возможно лишь виртуально.
А привлекая детей непосредственно к созданию разного рода мультимедиа -ресурсов, мы превращаем их из объекта наших педагогических усилий в субъект образовательной деятельности.
Особенно это актуально для детей старшего дошкольного возраста, которые уже могут почти самостоятельно или с помощью взрослого создать свою презентацию.
Использовать такую форму работы, как виртуальная экскурсия можно разыми способами:
· фотопутешествие (с каким - либо анимационным героем);
· видеоэкскурсия, проводимая ребёнком, членами его семьи (записанные комментарии как аудиофалы);
· видеопутешествие (какой - либо семьи).
Таким образом, систематическая работа, использование средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты.
Однако не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к природе. Но если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни на определенную тематику, то можно считать, что задача выполнена в пределах доступных дошкольному возрасту.
Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. Поэтому педагогу, конструирующему образовательный процесс, необходимо представить ребенку все разнообразие присущих ему видов деятельности, педагогически грамотно согласовывая и интегрируя их между собой.
Таким образом, любая новая форма работы с детьми является тем самым педагогическим феноменом, который сосредотачивает в себе возможность решения многих задач, а самое существенное - может помочь в личностном совершенствовании самого педагога, воспитании в нём такого качества, как креативность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Примерная общеобразовательная программа «Детство», Санкт - Петербург, Детство - Пресс, 2011 г.
Работа с дошкольниками по программам развивающего обучения: Методическое пособие/Л. Р. Бережнова. - М.: АРКТИ, 2007.
1 Примерная общеобразовательная программа «Детство», Санкт - Петербург, Детство - Пресс, 2011 г. - С. 138.
2 Примерная общеобразовательная программа «Детство», Санкт - Петербург, Детство - Пресс, 2011 г. - С. 5.
3 Примерная общеобразовательная программа «Детство», Санкт - Петербург, Детство - Пресс, 2011 г. - С. 10.
4 Примерная общеобразовательная программа «Детство», Санкт - Петербург, Детство - Пресс, 2011 г.. С. 11.
5Работа с дошкольниками по программам развивающего обучения: Методическое пособие/Л. Р. Бережнова. - М.: АРКТИ, 2007. - С. 65.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Банина Татьяна Николаевна
→ Таня4937 28.10.2013 0 4152 411 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.