Статья "Роль семьи в воспитании ребёнка"


Дресвянкина Татьяна Петровна

воспитатель

МАДОУ «Центр развития

ребенка - детский сад № 100»

г. Пермь


статья

«Роль семьи в воспитании ребёнка»


Известно, что на атмосферу в семье влияет множество причин, в число ко­торых, в частности, входят стили воспитания, характер отноше­ний, дисциплина и т. п. Рассматривая различные стили воспита­ния ребенка в семье, их связь с формирующимся поведением ребенка и его образом жизни в целом, Л. Пулккинен выделяет «эгоистическое обращение» с ребенком, которое приводит к фор­мированию у детей слабого самоконтроля и являет собой, по тер­минологии автора, «более близорукий стиль воспитания: роди­тели не интересовались деятельностью детей, их мнениями, чувствами. Поведение родителей было неустойчивым, неспра­ведливым и зависело от их настроения. Постепенно, вопреки даваемым советам, ребенок "скатывался" к неправильному по­ведению».[3]

М. Раттер утверждает, что для детей с хроническими расстройствами поведения типичной является тяжелая обстановка в семье, для которой характерны недостаточная теплота отношений и непоследовательная, мало­эффективная либо исключительно суровая, либо слишком сла­бая дисциплина. Как правило, это неполные или конфликтные семьи.[4]

П. Лич приводит наблюдения, дающие основания говорить о том, что, если взрослый учит ребенка подчиняться силе, если сила выступает основным аргументом во взаимоотношениях взрослого с ребенком, такой ребенок начинает проявлять агрес­сивность к другим детям преднамеренно.[2]

Личностные особенности взрослых и стиль воспитания вы­ступают как один из наиболее существенных факторов, оказыва­ющих влияние на формирование агрессии у детей. Известно, что в тех случаях, когда ребенок испытывает хроническое негатив­ное психогенное воздействие, в первую очередь со стороны взрослых в семье, значительно возрастает риск возникновения нарушений развития. Одним из вариантов нарушенного разви­тия личности является психопатия. В качестве причин приобре­тенных психопатий называются:

неправильное воспитание;

условия жизни ребенка в семье;

психогенные воздействия, в первую очередь со стороны взрослых в семье.

Можно выделить три пути, по которым осуществляется влия­ние семьи на формирование личности:

1) фиксация определенного поведения путем прямого подра­жания тому, что ребенок видит в семье;

2) закрепление негативистических реакций ребенка (напри­мер, в условиях деспотического воспитания сначала возникают реакции угнетения, а затем, через борьбу с этим состоянием, — изменения характера);

3) прямое культивирование, подкрепление со стороны окру­жающих психопатических реакций ребенка.

В каждом типе неправильного воспитания совмещаются пе­речисленные механизмы или одновременно, или последователь­но. Каждый из перечисленных выше механизмов влияния семьи на формирующуюся личность особенно значим на определен­ных этапах развития ребенка.

Специалисты отмечают наличие связи между тем или иным типом воспитания и появлением у ребенка конкретных особен­ностей характера. В. А. Гурьева, В. Я. Гиндикин выделяют ряд ти­пов неправильного воспитания, наиболее характерными из ко­торых являются: [1]

«кумир семьи» (ребенка обожают, исполняют любую его прихоть, захваливают, культивируют в нем чувство исклю­чительности, освобождают от всех тягот);

гиперопека (родители уделяют ребенку чрезмерное внима­ние, стараются сделать из него «вундеркинда» или «правед­ника», для этого навязывают ему свое мнение, подавляют всякую самостоятельность, лишают его возможности быть с другими детьми, диктуют каждый шаг);

гипоопека(явно недостаточное внимание к ребенку со сто­роны родителей, он большую часть времени предоставлен сам себе, его воспитанием никто не занимается);

безнадзорность (более высокая степень гипоопеки: ребенок полностью предоставлен сам себе, никому нет до него дела);

«золушка» (ребенок лишен ласки и внимания со стороны старших, его систематически унижают, оскорбляют, лиша­ют удовольствий, держат в страхе, противопоставляют дру­гим детям);

«ежовые рукавицы» (систематические угрозы и избиения ребенка, исключительно диктаторское отношение к нему, от­сутствие ласки, тепла, поощрений). Этот тип неправильного воспитания обычно сочетается с гипер - или гипоопекой. [1]

Полученные данными авторами результаты в исследовании пси­хопатий показали, что наиболее частыми типами неправильного воспитания явились гипоопека (40 %) и «ежовые рукавицы» в со­четании с гипоопекой (24 %). Выявленные статистические зави­симости позволяют говорить о том, что существует зависимость формирования ядерных психопатий от гиперопеки, краевых (при­обретенных) — от безнадзорности и «ежовых рукавиц» в сочета­нии с гипоопекой, органических — от воспитания по типу «ежо­вых рукавиц» в условиях гиперопеки. Условия «кумира семьи» определенно способствовали становлению истерической лично­сти. В остальных случаях можно говорить о предпочтительности: так, возбудимым и неустойчивым детям более свойственнагипо­опека в семье, психоастеникам — воспитание по типу «ежовых рукавиц» в условиях гипоопеки и безнадзорности и т. д.[1]

Таким образом, некоторые личностные особенности родите­лей, их подход к воспитанию ребенка способны выступить, с од­ной стороны, в качестве хронически действующего психотравмирующего фактора. С другой стороны, они могут стать фоном, усиливающим, отягчающим вес других патогенных факторов развития ребенка.

Данные о влиянии состава семьи и количества детей в семье на уровень агрессивности детей очень противоречивы. С одной стороны, существует мнение М. Раттера, что дети с нарушени­ями поведения в основном происходят из семей, имеющих, по крайней мере 4 или 5 детей. Автор связывает это с тем, что при воспитании сразу нескольких детей происходит значительное усложнение проблем, вторую причину он видит в том, что в боль­шой семье выше вероятность разногласий. Можно пред­положить, что в большой семье существенно возрастает значе­ние личностных особенностей родителей и принятых способов воспитания — увеличение количества детей в семье на фоне дру­гих проблем ее функционирования (материальных, жилищных и т. д.) может создавать условия для многократного транслиро­вания в детях асоциальных склонностей и способов поведения, если таковые наблюдаются у родителей. В других исследовани­ях, напротив, обнаружено, что чем больше количество взрослых в семье, тем менее агрессивны дети, при этом дети проявляют умение сочувствовать другому (в то же время отмечается, что при этом страдают организаторские проявления ребенка, его самосто­ятельность и настойчивость). Однако механизмы формирова­ния такой зависимости на данный момент не исследованы, хотя и представляют большой теоретический и практический интерес.[4]

Список литературы:

1. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. – М., 1980.

2. Лич П. Младенец и ребенок: от рождения до пяти лет.- М.,1992.

3. Пулккинен Л. Становление образа жизни с детского до юношеского возраста /Психология личности и образ жизни. - М., 1987.

4. Раттер М. Помощь трудным детям.- М., 1987.


Полный текст материала Статья "Роль семьи в воспитании ребёнка" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дресвянкина Татьяна Петровна  революция
22.12.2013 0 6224 736

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК