Искусство как средство преодоления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
Дресвянкина Татьяна Петровна
воспитатель
МАДОУ «Центр развития
ребенка - детский сад № 100»
г. Пермь
статья
Искусство как средство преодоления агрессивного
поведения у детей дошкольного возраста.
Особенности воздействия искусства на человека.
Именно средства искусства способны по нашему мнению стать действительно надёжным барьером между агрессивностью при фрустрации и агрессивностью как свойством личности.
Воздействие искусства на человека, его силу хорошо понимали уже древние люди; искусство столь же старо, как и род человеческий. Ещё до появления первых пещерных рисунков в каменном веке люди пытались с помощью визуальных образов отображать переживаемые ими события.
Средствами воспитания древнегреческие мыслители считали музыку. Театр, поэзию и другие виды искусства. Аристотель выдвинул теорию катарсиса, по которой трагедия способна улучшить нравы людей, очищая их от пагубных страстей. “Катарсис” – это “очищение” зрителя.
Художники и писатели эпохи Возрождения признавали воспи-тательное воздействие искусства не только в теоритических трактатах. В своих художественных произведениях они создавали эмоционально-заразительные образы, остродраматические конфликты, оказывающее сильное психологическое воздействие на людей.
Замечательно показал воздействие театра на людей Шекспир во второй сцене третьего акта трагедии “Гамлет”. Чтобы убедиться, что Клавдий отравил его отца, Гамлет предлагает актёрам разыграть сцену, в которой подобным же образом был отравлен король; убийца объясняется в любви вдове.
Клавдий не выдержал, встал и ушёл с представления. Он совершил такое же преступление, и стал мужем матери Гамлета. Сцена, разыгранная актёрами глубоко потрясла его.
Действия катарсиса позднее привлекло внимание психологов. Так, Выготский Л.С. писал: “…никакой другой термин из употребляющихся до сих пор в психологии не выражает с такой полнотой и ясностью того центрального для эстетической реакции факта, что мучительные и неприятные аффекты подвергаются некоторому разряду, уничтожению, превращаются в противоположные и что эта эстетическая реакция как таковая сводится к сложному превращению чувств” [3].
В последние годы проблема “катарсиса” в психологии понимается шире. Катарсис связывается с эмоциональной трансформацией – пре-вращением отрицательных эмоций в положительные.
Первой особенностью воздействия искусства на человека является эмоциональность и большая сила интенсивность воздействия. В.Белин-ский писал: “образная яркость и наглядность показа, изображения картин жизни и характеров людей в искусстве делают его способным потрясти человеческие сердца, возбудить эмоции. А возникшие эмоции повышают действенность мысли, которая проявляется в волевой активности человека”.
Вторая особенность воздействия искусства на человека – много-гранность и целостность воздействия. Искусство воздействует на чувство, волю, на его поведение.
Горький в своём раннем рассказе “Читателю” замечал: “Вы согласитесь со мной, если я скажу, что цель литературы – помогать человеку понимать себя самого, поднять его веру в себя и развить в нём стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать всё для того, чтобы люди стали благородно сильными…”
Следует подчеркнуть и воспитательное влияние искусства: важную роль играют образы персонажей художественных произведений. Активная роль персонажа-героя подразумевает функционирование механизмов иден-тификации (отождествления себя с персонажами), эмпатии, симпатии и антипатии, возникающие у воспринимающей личности.
По мнению Абрамян Л.А. в основе восприятия искусства лежит особая обладающая необычной природой художественная эмоция – со-переживание художественному образу, которая непроизвольно вызывает возникновение другой особой эмоции – сопереживание самому себе. Возникновение сопереживания свойственно восприятию всех без ис-ключений видов искусства. В процессе восприятия эмоции непроизвольно актуализируют наиболее интимные и значимые для личности пере-живания, в проживании (преобразовании) которых данный человек, возможно неосознанно испытывает нужду. Актуализировав их, эмоции сопереживания начинают двояко взаимодействовать: житейская эмоция обогащается переживанием художественного образа, т.к. начинает вы-ступать как одновременное сопереживание самому себе, своим самым глубоким и значимым чувствам. Второй вид взаимодействия – это пре-образование житейских эмоций средствами проживания эмоциональных состояний художественного образа, творение “новой, эмоционально-чувственной реальности”, переживаний, отсутствующих в жизненном опыте. Эти два вида взаимодействия становятся ядром психологического механизма восприятия искусства [1].
Искусство способствует развитию таких качеств как нравствен-ность, чуткость, способность к переживанию, развивается воображение: ребёнок ставит себя на место другого, уподобляется герою и т.д. Знания, полученные с помощью искусства не может заменить никакая другая на-ука – это внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств, возни-кающих из отношений людей.
Используя выше перечисленные функции искусства мы пред-полагаем с помощью художественной литературы, картин, игр-драма-тизаций, музыки и других средств целенаправленно воздействовать на разум, чувства, эмоции, поведение детей агрессивных по отношению к людям с целью преодолеть эту агрессивность. По мнению учёных [4,6,7] именно с помощью некоторых видов искусства у детей можно развить такие личностные качества как эмпатия, альтруизм, сочувствие, чуткость, которые не совместимы с враждебным агрессивным отношением к людям, а следовательно, мы ставим барьер между агрессивностью при фрустрации и агрессивностью как свойством личности.
Связь между искусством и психическим здоровьем человека.
Связь между искусством и психическим здоровьем человека замечена учёными давно. Западная медицина начала признавать эту связь со времени создания психиатрических лечебных заведений в конце XVIII – начале XIX веков.
Врачи обращали особое внимание на использование искусства в лечении психических больных и отмечали, что искусство не только может помогать в постановке диагноза, но и служить средством восстановления психического здоровья. Современное направление терапии искусства было разработано в сороковые годы Маргарет Наумберг, которая соединила психоаналитические методы и искусство, с целью помочь людям освободить своё бессознательное начало через создание самопроизвольных (спон-танных) образов.
Терапия искусства сегодня – это использование искусства для того, чтобы помочь людям выразить невысказанную или неосознанную тревогу, укрепить самосознание и примирить эмоциональные конфликты. Искусство может быть неоценимым инструментом в оценке людей, особенно детей и психологически больных пациентов, которые не всегда способны говорить о своих тревогах. Искусствотерапия может помочь людям выразить свои эмоции, обсудить их и научиться эффективно, справляться с ними.
Широко известно использование художественных произведений в психотерапевтической практике, когда под влиянием книг, музыкальных произведений, образов изобразительного искусства, меняется настроение, самочувствие пациентов. Самое же сильное воздействие исходит от участия в творческом процессе. Творить произведения искусства – то есть выражать себя, считается деятельностью, оказывающей благотворнейшее влияние на человека. Живопись, графика, скульптура, керамика и даже написание книг и сочинение музыки – во всём этом заложено концептуальное лечебное начало Подобная психотерапия искусством становится всё более распространённой формой лечения заболеваний.
Многочисленны исследования особенностей воздействия искусства. Так в исследованиях Новицкой было выявлено дифференцированное воздействие классической поп и рок музыки на различные мозговые структуры. В результате чего первая вызывает добрые, просветлённые чувства и состояния у человека, способствует мыслительным и творческим процессам, а рок и диско музыка провоцирует эмоциональное отупение и отрицательные эмоции, подавляет мыслительную и творческую активность, повышая двигательную [7].
Также воздействует и кино (теле) искусство: показ сцен насилия, жестокости на экране может провоцировать агрессивное поведение, жестокость [2].
В Москве существует клиника, где врач-психиатр Гагик Назимов успешно лечит психически больных людей путём подключения их к созданию собственных произведений искусства – портретов из глины (автопортретов и портретов других людей).
Обнаружено, что терапия искусства является полезным приёмом при работе в группах психотерапии с подростками. Творческий процесс стимулирует самовыражение. Произведения искусства и обсуждение того, что они выражают, даёт возможность организовать групповую работу, подойти к решению индивидуальных конфликтов и трудностей, связанных с подростковым возрастом.
Особенно полезна терапия искусства в работе с детьми, которые не всегда могут запомнить и выразить эмоции вслух. Дети отличаются особой восприимчивостью, они наделены острым познавательным интересом, поэтому воздействие искусства на них особенно ярко выражено [10,8,,5].
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, что возможности искусства огромны. Именно искусство может помочь человеку справиться со своими психологическими проблемами, помочь познать и выразить себя. С помощью искусства можно развить у детей эмпатию, сочувствие, альтруизм и другие лучшие личностные качества, а такие как злоба, агрессивность научить выражать в формах, не приносящих вреда окружающим и дающих освобождение от напряжения ребёнку (который накапливает в себе агрессию, так как уже знает, что дать ей выход это “нехорошо”).
Таким образом искусство, по нашему, может служить барьером между агрессивностью при фрустрации и агрессивностью как свойством личности.
Список литературы:
Абрамян Л.А. О роли взаимодействия эмоций и воображения в становлении игровых действий ребёнка || Отчёт о научно-исследова-тельской работе лаборатории эмоций НИИ дошкольного воспитания. М., 1990.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. М., 1997
Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.
Грибанова М.В. Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста ( на материале изо-бразительного искусства ). Диссертация. Екатеринбург, 1999.
Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. М., 1984.
Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. М.,1974.
Островский К. Воздействие искусства на человека. М., 1987.
Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.
Столович Л.Н. Жизнь – творчество – человек. М., 1985.
Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дресвянкина Татьяна Петровна
→ революция 24.12.2013 0 3733 537 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.