Статья "Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста"
Форсированная предшкольная подготовка вытесняет специфические формы жизнедеятельности ребенка (игру, разные виды художественного творчества и т. д.). Они уступают место обучению на занятиях, в их содержании начинают проступать черты учебных предметов. Таким образом, с одной стороны существует социальный заказ, который предопределяет необходимость создания равных условий для всех детей в получении предшкольного обучения, с другой стороны, современная практика дошкольного образования позволяет выделить ряд противоречий, существенно затрудняющих выполнение такого заказа:
- между объективно повышающимися требованиями к результату дошкольного образования и негативными последствиями раннего обучения, в результате чего у детей теряется интерес к учебе, а также наносится ущерб полноценному развитию ребёнка;
- между наличием многообразных программ дошкольного образования и их вариативностью, что не создаёт условия преемственности при каких-либо изменениях: перехода детей в иные образовательные учреждения, приход в класс нового учителя, новых учеников, приобретение новых учебников;
- между программами дошкольных учреждений и общеобразовательных школ;
- между непониманием и неприятием многими школьными педагогами тех форм поведения, которые ещё являются преобладающими у части детей 6–7 лет;
- между сменой режима дня, повышением физической и психической нагрузки у вчерашнего дошкольника и отсутствием в школьном пространстве возможностей для разгрузки.
При рассмотрении противоречий, можно сделать вывод, что система дошкольного образования активно развивается, но дети все меньше готовы к поступлению в начальную школу. Процесс адаптации детей к школе затягивается. В свою очередь, школы, предлагающие в качестве формы предшкольной подготовки группы кратковременного пребывания, рассчитанные исключительно на обучающие занятия, с одной стороны, не способны обеспечить детям развитие тех социальных навыков и умений, которые считаются неотъемлемой составляющей школьной готовности, а с другой – не учитывают особенностей психического развития старших дошкольников. Можно предположить, что предшкольное обучение на базе дошкольных образовательных учреждений не дает качественной подготовки, так как работа воспитателя будет лишь традиционным продолжением учебно-воспитательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста. Если же подготовка детей предшкольного возраста осуществляется на базе школы, то в большей степени деятельность педагога практически полностью дублирует работу учителя начальной школы. Как отмечал В.В. Давыдов, «начальная школа "подхватывает" и утилизирует наличный репертуар "дошкольных" форм познания». В итоге наблюдается парадоксальная картина. С одной стороны, в детском саду ускоренная подготовка к школе фактически вытеснила привычные виды деятельности ребенка дошкольника (начиная с игры и заканчивая разными видами художественной деятельности). Они либо уступают место «обучению на занятиях», либо сами трансформируются и приобретают черты учебных предметов. Безусловно, одной из важных задач, стоящей перед системой дошкольного воспитания, является подготовка детей к школе. Но это не должно становится самоцелью всего периода дошкольного детства. В стенах детского сада из ребенка стремятся «вылепить» маленького школьника, тем самым сокращая его детство. На наш взгляд, все это лишено должных научных и практических оснований.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Костюк Юлия Владимировна
→ kostuk_jv 07.11.2014 0 4831 690 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.