Статья "Специфика педагогического процесса на современном этапе в ДОУ"
СТАТЬЯ
Автор: воспитатель ГБДОУ детский сад №124 Невского района города Санкт-Петербурга
Келехсаева Татьяна Николаевна
Специфика педагогического процесса на современном этапе развития дошкольного образования
Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому. Под системой образования подразумевается «совокупность взаимодействующих элементов и субъектов, направленных на достижение целей образования». Современная система непрерывного образования направлена на полноценное развитие личности ребенка.
На современном этапе вся система образования, педагогический процесс, его субъекты приобретают новые качественные характеристики в горизонте XXI века, когда образование только черты непрерывности, но и образование через всю жизнь. Образование рассматривается как социальный институт, как одна из социальных подструктур общества. Соответственно, образование рассматривается в трех взаимосвязанных планах: как образовательная система; как образовательный процесс; как индивидуальный или коллективный результат. Образование как социальный институт есть сложная система, включающая разные элементы и связи между ними: подсистемы, управление, организацию, кадры и т.д. Эта система характеризуется целью, содержанием, структурированными планами и программами воспитания и обучения, в которых учитываются предыдущие уровни образования и прогнозируются последующие.
Современный период развития дошкольного образования характеризуется тенденцией к его обновлению – одни системы и технологии воспитания и обучения заменяются другими, модернизируются – всякий раз обнаруживая новые идеи и подходы к такой его организации, которая бы максимального сближала педагогический процесс с личностными особенностями детей. Образовательная система функционирует и развивается в образовательном процессе, конкретнее – в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Педагогический процесс – одна из основополагающих категорий педагогической науки. При этом синонимом понятия «педагогический процесс» является широко используемый термин «учебно-воспитательный процесс». Для определения подходов к решению проблемы становления успешности дошкольника в педагогическом процессе ДОУ важно определить сущность педагогического процесса современного ДОУ, его закономерности, принципы и условия организации. В течение ХХ века педагогические понятия уточнялись и дифференцировались, однако единой, устоявшейся точки зрения на понятие «педагогический процесс» не сформировалось. В педагогическом словаре Коджаспировой Г.М. и Коджаспирова А.Ю. педагогический процесс определяется как целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, сотворчеством его субъектов, опосредованными культурным содержанием и методами освоения культуры и ее создания, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности. По определению Ю.К. Бабанского, педагогический процесс – это «процесс, реализующий цели образования и воспитания в условиях педагогических систем, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые: учебно-воспитательные, образовательные, профессионально-образовательные учреждения, детские объединения и организации». Взаимодействие воспитателей и воспитуемых отмечает в своем определении «педагогического процесса» и Б.Т. Лихачев, рассматривая его как «...взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности, при ведущей и направляющей роли воспитателя». В.П. Симонов дает такую характеристику педагогическому процессу – «это целостная, динамическая система, которая имеет конкретные цели, функции, свойства». Несколько по-другому определяет педагогический процесс Т.И. Бабаева. Она отмечает, что педагогический процесс – сознательно организуемая обществом система, назначением которой является образование, обучение, воспитание и развитие личности определенного типа, наиболее полно отвечающей потребностям общества. Амонашвили Ш.А., характеризуя педагогический процесс, подчеркивал: весь педагогический процесс есть не что иное, как помощь ребенку добиться большего, чем мог бы он добиться сам, вне этого процесса. В педагогическом процессе учитель (воспитатель) выполняет функцию посредника. Посредничество учителя (воспитателя) состоит в том, чтобы помочь ребенку активизировать свои усилия и таким образом возвести, поднять его до учебного материала. Сущность педагогического процесса наиболее полно раскрыта М.А. Даниловым. Он характеризует его как «внутренне связанную совокупность явлений, процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт во всей его многогранности и сложности превращается в живые черты, идеалы и качества формирующегося человека, в его образованность, культуру, нравственный облик, в его способности, привычки, характер».
Таким образом, в педагогике педагогический процесс рассматривается как целостный процесс осуществления воспитания (в его широком смысле) путем обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком специальном смысле). При этом в качества ядра педагогического процесса ученые выделяют формирующегося человека. Акцент делается на переходе объективного, социального в субъективное, индивидуально-личностное достояние человека, при полноправном участии ребенка. Целостность, общность, единство – главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели. Похожая статья: Педагогический процесс под управлением компьютерной программы Педагогический процесс – это процесс трудовой, он, как и в любом другом трудовом процессе, осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса – педагогическое взаимодействие. Как и в других трудовых процессах, в педагогическом выделяются объекты, средства, продукты труда. Объект деятельности педагога – развивающаяся личность, коллектив воспитанников. Объектам педагогического труда кроме сложности, системности, саморегуляции присуще и такое качество, как саморазвитие, чем и обуславливается вариативность, изменчивость, неповторимость педагогических процессов. Предмет педагогического труда – формирование человека, который в отличие от педагога находится на более ранней ступени своего развития и не обладает необходимыми для взрослого человека знаниями, умениями, навыками, опытом. Своеобразие объекта педагогической деятельности состоит также в том, что он развивается не в прямой пропорциональной зависимости от педагогического воздействия на него, а по законам, свойственным его психике, – особенностям восприятия, понимания, мышления, становления воли и характера. В педагогическом процессе орудия труда также очень специфичны, к ним относятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемого, но и виды деятельности, на которые он должен уметь переключить детей, способы сотрудничества с ними, и методика педагогического влияния. Это духовные средства труда. Педагогический процесс, как и любой другой трудовой процесс, характеризуется уровнями организации, управления, продуктивности (эффективности), технологичности, экономичности, выделение которых открывает пути для обоснования критериев, позволяющих дать не только качественные, но и количественные оценки достигнутых уровней. Кардинальная характеристика педагогического процесса – время. Оно выступает универсальным критерием, позволяющим надежно судить о том, насколько быстро и качественно протекает данный процесс.
В рамках исследования, изучая педагогический процесс с точки зрения системного подхода, приходится согласиться с мнением В.Д. Симоненко, который утверждает, что педагогический процесс порождается взаимодействием компонентов педагогической системы, которая создается и функционирует с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса. При этом в состав системы, где протекает педагогический процесс, входят субъекты и объекты воспитания (в широком смысле), разнообразные связи, проявляющиеся между ними, а также условия, в которых протекает процесс их взаимодействия. Состав процесса не идентичен составу системы, в которой он протекает. Наиболее крупными компонентами педагогического процесса являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности.
Литература:
Проект Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (версия 3.0.3 от 17 января 2012 г.). Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск: Изд-во Университетское, 1990. – 254 с. (С.38-39). Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с. (С.38). Данилов М.А. Педагогический процесс как объект педагогической теории / Сб. науч. тр. Вопросы обучения и воспитания. Сост. и ред. Э.Г. Костяшкин. – М., 1972. – С.56-84. (С.67). Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2004. – 384 с. (С.48). Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. Из книги: Избранные педагогические сочинения. П.Ф. Каптерев; под ред. А.М. Арсеньева; Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1982. – 703 с. (С.169). Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Изд-во Владос, 2010. – 648 с. (С.102). Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом. – М.: Роспедагентство, 1997. – 264 с. (С.36-37). Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду. / Под ред. Т.И. Бабаевой. – Ленинград: Ленинградский педагогический институт, 1985. – 168 с. (С.4). Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х кн. / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. – Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. – Кн.1. – 174 с. (С.97).
На странице приведен фрагмент.
Автор: Келехсаева Татьяна Николаевна
→ nadine1969 12.09.2018 0 4227 358 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.