Статья "Родом из поморской стороны"
Родом из поморской стороны.
Хватова Елена Викторовна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №74 «Винни – Пух» комбинированного вида»
г. Северодвинск, Архангельская область , Россия.
В настоящее время общество столкнулось с серьезной проблемой утраты знаний о национальной культуре народных традициях и обычаях. Во многом это обусловлено ослаблением духовной связи между поколениями. Наш век – это век высоких технологий и всеобщей компьютеризации, наши дети играют в компьютерные игры и игрушки которые практически ничего не дают для духовного развития ребенка, а уж тем более ничего не могут рассказать ребенку о народной культуре и традициях. Родители же в силу своей занятости, незнания или элементарного нежелания тоже ничего не могут дать ребенку.
Что же мы можем сделать для духовного и нравственного развития детей? Как вызвать у них интерес к народным традициям и обычаям как познакомить с культурным наследием наших предков.
Наш северный край это край богатый своим культурным наследием. Это богатое устное народное творчество – сказки, песни различные формы народного фольклора, народные промыслы. Во всем мире известна Северодвинская роспись – Борецкая, Верхнеуфтюжская, Мезенская, Пермагорская, Ракульская. Невозможно себе представить наш северный край без таких промыслов как Холмогорская резная кость и Усольская Эмаль. Знаменита наша область ароматными пряниками «Козулями», деревянной игрушкой «Поморским голубком», или как ее еще называют «Птицей счастья» и, конечно же, глиняной Каргопольской игрушкой. Богата наша область и своими великими земляками, например это ученый – Михаил Васильевич Ломоносов, писатель и этнограф художник - Степан Писахов, писатель сказочник - Борис Шергин и многими другими.
Из беседы с детьми, мы сделали вывод, что они очень мало знают о своем родном крае и Даже эти знания носят отрывочный характер, а о народных традициях и народных обрядах архангельской области у них совсем нет представления. И поэтому, для начала, мы решили дать детям представление о нашей области в целом.
Мы познакомили детей с животным и растительным миром нашего северного края, с его промыслами. Для этого мы провели несколько занятий, в том числе и по художественно-эстетической деятельности, где мы знакомили детей с северодвинской росписью. Итог было обобщающее занятие - Викторина «Край наш северный любимый». Также мы знакомили детей с великими земляками, в частности с М.В. Ломоносовым и Степаном Писаховым. С детьми было проведено занятие «Не любо – не слушай» - по сказкам С. Писахова. Для знакомства детей с традиционной северной народной игрушкой было проведено два занятия «Северная козуля» и «Птица счастья». Эти занятия были представлены в рамках городского Фестиваля- конкурса открытых занятий и воспитательных мероприятий, а также в рамках городского фестиваля педагогического творчества «Применение современных образовательных технологий в процессе реализации ФГОС ДО».
Но как, же познакомить детей с обрядами и традициями русского народа архангельской области, как это сделать? Размышляя над этим, мы решили сделать это с помощью игрушки, и не просто игрушки, а именно русской народной игрушки.
А почему именно игрушки? Да потому, что основой развития ребенка дошкольника является игровая деятельность, а разве может быть игра без игрушек.
Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия. Играя с ней, дети выполняют действия, свойственные образу жизни человека. Игрушка, как справедливо отмечала Е.А.Флерина, «Учит ребенка жить и действовать».
На Руси игрушки имели серьезное значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически. Среди различных игрушек особое место занимает тряпичная кукла.(1)
Вот поэтому , мы в своей работе использовали именно куклу.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Самые вдохновенные творцы кукол — дети. Самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. В этом главная ценность традиционной народной куклы. (2)
Знакомство с традиционными русскими куклами позволит детям познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа.
Русская национальная кукла участвовала буквально в каждом действии жизни человека, и не только в праздничных мероприятиях или наиболее важных этапах, но и в самых обыденных рутинных. Кукле раньше всех рассказывали секреты и делились с ней тайными желаниями, именно она хранила семейный очаг и благополучие в доме, и только кукла забирала от человека все его болезни и несчастья, унося их с собой в огонь и в воду. Поэтому отношение к куклам у людей было соответствующее – их любили, уважали, почитали, берегли.(3)
Каждая кукла имела свое значение. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые.
Основное назначение игровой куклы – это отвлечь ребенка в то время, когда взрослые занимаются своими делами. Куклами играли все дети – и девочки и мальчики.
Изготавливали игровые куклы, как правило, взрослые, но и дети принимали в этом активное участие. Поэтому малыши с самых ранних лет знали очень много о культурных традициях и обычаях своего народа. Кукла была самым популярным подарком для детей, при этом она обязательно имела определенный сакральный смысл. В период отрочества с помощью народных кукол детьми изучались все главные мероприятия человеческой жизни. Для этого собирались целыми группами зимой в амбаре или избе, летом на улице. Каждый участник приносил с собой коробейку с куклами, все роли распределялись между собой, и начиналось действие. Так разыгрывались свадьбы со всеми ее этапами, строго соблюдая последовательность. Руководить таким мероприятием могли как взрослые, так и уже обученные таким играм дети. (3)
Детей готовили к взрослой жизни, формируя у них заранее все основные представления о будущем. Дети 6-7 лет носили рубахи - и мальчики и девочки. В этот период и куклы у них были одни и те же. Надевая портки, мальчики начинали свой первый мужской жизненный этап, и в этот период куклы у них выполняли в основном мужскую работу - пахали, сеяли, убирали урожай, защищали территорию. У девочек в этот период начиналось активное обучение семейной жизни - как организовать домашний уклад, как ухаживать за детьми, что одевать и в каких случаях и т.д. Все это усваивалось с помощью русской национальной игровой куклы.(3)
Следовательно, можно сказать, что русская народная тряпичная кукла будет, является тем средством, которое сможет стать проводником, который соединит прошлое и настоящее и станет для наших детей источником знаний о наших богатейших народных обрядов и культурных традициях.
Вот поэтому для знакомства детей с богатейшей культурой нашей области мы и выбрали не только русскую народную куклу, но и куклу характерную именно для Архангельской области.
Работу по знакомству с русской народной куклой мы начали с беседы «Русская народная кукла». В начале беседы мы вспомнили с детьми, что знаем Матрешку, Богородскую, Дымковскую и Каргопольскую глиняную игрушку. Из нашей первой беседы дети узнали, что есть еще русская тряпичная кукла, что куклы бывают обрядовые, обереги и игровые куклы, из чего и как эти куклы делали, как и почему. Следующие беседы были посвящены каждому виду кукол «Куклы обереги», «Обрядовые куклы», «Игровые куклы». Радовало, то, что дети проявляли неподдельный интерес, они комментировали, высказывали свои мысли. Те, у кого в семье появились маленькие брат или сестра выказывали желание сделать для них куклу оберег и игровую куклу. Следующим шагом по знакомству детей с русской народной куклой было занятие «Кукла Куватка». Почему именно «Куватка», потому что она наиболее проста в изготовление и не требует от ребенка каких либо сложных навыков и умений. Дети были увлечены процессом создания куклы, и высказывали желание, подарить ее младшим братикам и сестричкам, и даже еще сделать таких же кукол дома вместе с мамой. На следующей день, приводя детей в детский сад, родители расспрашивали нас, что за кукол мы делали вместе с детьми. Из беседы с ними мы сделали вывод, что они тоже практически ничего не знают о русской народной тряпичной кукле. Для того чтобы заинтересовать родителей и сделать их активными участниками по приобщению своих детей к русской народной культуре мы предложили им вместе с ребенком сделать куклу и маленькую презентацию о ней, что бы ребенок мог рассказать какая это кукла и для чего ее делали. Было очень приятно, что родители откликнулись на это предложение, благодаря их совместной деятельности с детьми в группе был создан мини музей «Русская народная кукла».
Но в своей работе мы ставили, цель знакомства не просто с русской народной куклой, а с народной куклой Архангельской области.
Для этого были проведены два занятия. Первое занятие «Архангельская Столбушка». Цель занятия: познакомить детей с русской народной тряпичной куклой «Архангельская Столбушка» и показать, как ее делали. Второе занятие «Кукла на ложке». Цель занятия познакомить детей тряпичной русской народной игровой куклой, характерной именно для Архангельской области «Кукла на ложке» и сделать ее вместе с детьми. Созданные педагогом и детьми куклы пополнили наш мини музей.
Итогом нашей работы стало не только знакомство и приобщение детей и родителей к культуре, традициям и обычаям русского народа населяющего Архангельскую область, но и формирование у них желания сохранить ее и приумножить в своих работах. Создавая такую куклу, ребенок испытывает положительные эмоции, удивительное чувство радости от создания чего-то одновременно простого и таинственного. Главная ценность народной куклы в том, что ребёнок может мастерить ее сам и под руководством взрослого – кукла становится для ребёнка родной и дорогой. Русская народная кукла была и будет любима детьми вне зависимости от времени, она всегда найдет свой путь к сердцу ребенка. Будучи источником традиций, обрядов и культуры русского народа, тряпичная народная кукла является связующей нитью поколений, хранителем знаний культурного наследия нашего народа.
Список использованной литературы:
1.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений.-3-е изд., исправ. и доп.- М: Издательский центр»Академия», 2001.- 416с.
2.Мальцева Оксана Валерьевна. Мастер - класс для педагогов.Использование народной куклы в художественно-эстетическом воспитании дошкольников. Изготовление народной тряпичной куклы «Куватки». URL:http://www.master_-_klass_dlya_pedagogov.doc (дата обращения 26.05.2017)
3.Сухарев Иван. Русская народная тряпичная кукла. URL:http://www.KuklaStadt.ru (дата обращения 26.05.2017)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хватова Елена Викторовна
→ Публикатор 16.10.2018 0 1746 351 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.