Проект "Воспитание нравственности у дошкольников посредством ознакомления с православной религией"
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Северо-Западный административный округ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы "Курчатовская школа"
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Москва, Тепличный переулок, д. 5, к. 1 Тел. +7(499)194-10-44 доб.77
Регистрационный номер № ________________
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор ГБОУ «Курчатовская школа»
__________________Пушина М.А.
(подпись, печать)
«Воспитание нравственности у дошкольников посредством ознакомления с православной религией»
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчики:
воспитатели дошкольных групп
Аникина Ольга Викторовна,
Карасева Ольга Александровна,
Куницына Татьяна Александровна.
Москва
Московская городская епархия
Русской Православной Церкви
тел. 89777400362
2021
Введение.
В современном обществе наблюдается смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 8 лет – это сенситивный период для формирования сенсорной, эмоциональной и нравственных сфер. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений, именно детские дошкольные учреждения являются одним из резервов духовного возрождения страны, восстановления её многолетних православных традиций.
Важность введения основ православной культуры в детском саду вызвана необходимостью обеспечения преемственности дошкольного и общего образования.
Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.
В связи с изменениями федерального законодательства в сфере образования ФГОС дошкольного образования дает право государственным, муниципальным и частным образовательным организациям самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные программы в соответствии с требованиями данного документа и с учетом примерных образовательных программ дошкольного образования. Православный компонент дошкольного образования к основной образовательной программе дошкольного образования даёт возможность государственным и муниципальным дошкольным образовательным организациям лучше ориентироваться в подборе материала по духовно-нравственному воспитанию, повысить значимость взаимодействия Церкви, семьи, детского сада, осуществлять непрерывность и преемственность процесса духовно-нравственного воспитания с начальным общим образованием.
Целью нашей работы является пополнение и совершенствование организационно-методических условий, обеспечивающих приобщение детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям посредством разработки методик, направленных на ознакомление с основами православной культуры.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста и мнение родителей, мы выделили следующие задачи:
Задачи:
- Формирование первоначальных представлений о духовном мире, знакомство с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной истории;
- Первоначальное ознакомление детей с Заповедями Божьими как основой нравственной жизни человека;
- Интеграция духовно-нравственного содержания в повседневной жизни детского сада, во все виды детской деятельности.
- Содействие освоению социальных навыков и норм поведения, налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи;
- Содействие формированию навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, проявлению этих чувств.
- Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
Православный компонент дошкольного образования призван удовлетворить запросы в сфере образования православных родителей (законных представителей детей), для которых развитие религиозного самосознания их детей и воспитание в духе исторически сложившихся православных традиций является важнейшим компонентом образования.
А также обеспечивает возрождение и сохранение традиционных духовно-нравственных и культурных идеалов, ценностей в современном обществе; духовную безопасность личности, семьи и общества;
консолидацию общества на основе уважения, взаимопонимания и доверия друг к другу людей разных исповеданий.
Современные инновационные технологии позволили сделать наш проект увлекательным и интересным. Использование 3D-моделирования в работе по ознакомлению с церковной архитектурой вызывает интерес к новым знаниям и умениям. Созданием объемных моделей с удовольствием занимаются и дети взрослые.
Подбирая материал для работы с детьми, мы постарались использовать все возможные информационные технологии, так для современного ребенка они являются неотъемлемой частью жизни. А также отвели место в проекте самостоятельному созданию детьми обучающих пособий (макет, видео-экскурсия), чтобы дети сами представили полученные знания своим сверстникам.
Данный проект - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности.
Цели проекта: воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к основам православной культуры.
Задачи проекта:
1. Приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,
2. Раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,
3. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной культуры).
4. Формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,
5. Охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,
6. Создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.
7. Способствовать повышению значения семейных ценностей.
Основные принципы проекта.
Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому воспитаннику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и в детском саду на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Участники реализации проекта: дети, педагоги, социум.
Условия реализации проекта. Данный проект рассчитан для дошкольного возраста. Дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете, а также проводится работа по закреплению у дошкольников имеющихся знаний.
Для реализации проекта использовались следующие методы: наглядный (наблюдение; просмотр презентаций; рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, макетов.), словесный (беседа с элементами диалога; разбор ситуаций; сюжетная - ролевая игра «Паломничество по святым местам»), практический (продуктивная деятельность с помощью 3D-моделирования; конструирование макета).
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми: знакомство детей с детством и жизнью Иисуса Христа, как пример
высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием презентации.
- презентация «Православный храм» с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;
- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей.
Таким образом, в проекте прослеживается несколько направлений работы: духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения),
Воспитательно - оздоровительное (сюжетно-ролевая игра), культурно-познавательное (просмотр презентаций), нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, изготовление макета по святым местам.), 3D- моделирование (изготовление объемных моделей, макет).
Внедрение инновационных технологий (использование 3-д ручек) – способ разнообразить деятельность детей, повысить интерес к образовательной деятельности, а значит и повысить ее эффективность.
В эпоху информационных технологий в образовательный процесс внедряется все больше инноваций. Прекрасным примером этого является обучение конструированию с помощью 3д ручки. Развитие технологий идет семимильными шагами и не перестает удивлять, а порой даже поражать наше воображение. Теперь дошкольники могут не только смотреть объемные изображения, но и создавать их самостоятельно.
Для повышения познавательной активности воспитанников мы соединили интерес дошкольников к технике и рисованию. Познавательная мотивация старших дошкольников более ярко проявляется в деятельности. Получая информацию об окружающем мире, дети охотно стремятся воспроизвести свои знания в творчестве. Учитывая все эти факторы, рисование 3д ручкой помогает проходить обучению в лёгкой игровой форме и таким образом мы повышаем познавательную активность воспитанников.
Ожидаемые результаты использования метода 3-д моделирования: дети имеют представление, как создать простейшие изделия с помощью, обогащён словарный запас детей по теме; дошкольники приобретут уверенность в собственных силах; в совместной деятельности будут пройдены все творческие этапы создания изделий: рисование декораций, подбор картинок, сформируются навыки технического конструирования и т. д. ; повысится мотивация детей к совместной деятельности, что будет способствовать более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов у дошкольников; в процессе знакомства с 3D ручкой, дошкольники познакомятся с разновидностями рисования: прямыми, кругообразными, волнистыми линиями, заливкой фигурок и т. д. Дошкольники научатся правильно подбирать цвета. А также очень важно то, что можно научить детей при помощи такой кропотливой работы - терпению, усидчивости и научить трудиться.
Формы работы с родителями: вечера вопросов и ответов; наглядные виды работы: литература.
Планируемые результаты. Обучающиеся имеют представления: о духовных и нравственных ценностях; знакомы с историей и культурой своей страны; умеют беречь и поддерживать красоту; проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, радость; стремятся к добру и неприятию зла.
Перспективный план реализации проекта. Работа с детьми.
месяц |
тема |
содержание |
Модуль 1. «Добро и зло» |
||
Октябрь |
«Добро и зло – твой нравственный выбор» |
Цель: Учить детей быть вежливыми, сдержанными, доброжелательными, учить работать в коллективе. Работать над выразительностью речи. Упражнять в умении различать добрые и плохие поступки. Воспитывать интерес к коллективной взаимопомощи, дружеские взаимоотношения между детьми.
|
|
«Мои добрые поступки»
|
Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).
|
|
«Наш красивый, добрый мир!»
|
Цель: духовно-нравственное развитие ребёнка в контексте его всестороннего развития.
|
|
«Наша религия – православие, Бог – Творец мира».
|
Цель: духовно-нравственное воспитание детей с изучением основ православной культуры. |
Модуль 2. Православный храм. |
||
ноябрь |
«Как выглядит православный храм»
|
Цель: Закрепить представление об устройстве церкви; знакомить с правилами поведения в церкви. Расширять словарный запас детей (храм, церковь, колокольня). |
|
«Православный храм» |
Цель: знакомить детей с православным храмом его значением в жизни праволавных христиан; обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры. |
|
«Православный храм» |
Цель: Дать представление о том, что такое Православный храм-это дом молитвы, дом общения человека с богом. Помочь детям понять смысл заповедей бога. Рассказать о служителях храма. |
|
«Кого и что мы видим в церкви» |
Цель: Познакомить детей с внешним и внутренним устройством церкви; дать представление о расположении и назначении главных частей церкви; воспитывать уважительное отношение к церкви и ее святыням. |
декабрь |
«Православные Христиане»
|
Цель: Формирование культурологической компетенции детей старшего дошкольного возраста в области знаний о традиционной религиозной культуре России. |
|
Чтение и беседа по стихотворению В.Бородина «Дорога к храму»
|
Продолжать формировать представление детей о храме, как всеобщей ценности; познакомить с историей принятия христианства на Руси; закрепить правила поведения в храме. Познакомить детей с поэтическими произведениями В. Бородиной. Воспитывать желание рисовать храм и путь, ведущий к нему. |
|
«Дорога к храму» |
Цель: познакомить детей со спецификой храмовой архитектуры: купола, арки, круглая часть под куполом. Учить передавать образ архитектурных сооружений в рисунках, делая предварительный эскиз карандашом, используя в работе разные изобразительные материалы (на выбор). |
|
«Несколько минут в священном месте – храме (церкви)»
|
Цель: учить правильному поведению в храме ( церкви). Обогащать духовно – нравственного воспитания детей. Развивать интерес к духовной жизни, любознательность, воображение.
|
Модуль 3. «О чем поют колокола…» |
||
январь |
«История возникновения колоколов на Руси»
|
Цель: сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси. Познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания. Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине. Способствовать воспитанию духовно- нравственных качеств детей. Формировать нравственные умения и привычки, справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми, доброжелательными, милосердными. Обогащение словаря: колокол, купол, звонарь, благовест, красный звон.
|
|
«Колокольная история» |
Цель: Уточнить знания о строении колокола. Познакомить с основными колокольными звонами. Расширить духовный мир детей. |
Февраль |
«О чем поет колокол» |
Цель: Дать детям представление о назначении колокольни, колокола и колокольного звона. Ознакомить детей со строением колокольни и самого колокола.
|
|
«Колокольные звоны Руси» |
Цель: развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей. |
|
«Золотые Купола» |
Цель: Продолжать знакомить детей с памятниками старины, православной архитектурой – храмами. Закреплять знания о предназначении храма, его строении. Совершенствовать навыки работы с различным изобразительным материалом - гуашь, цветные карандаши, восковые мелки; развивает мелкую моторику рук. Расширять представление детей об окружающем мире. Воспитывать уважение к русским православным традициям. Развивать эстетические, созидательные чувства. |
|
Художественно-эстетическое развитие.
|
Цель: учить рисовать православный храм.
|
Модуль 4. Дидактические игры. |
||
март |
«Назовите православный праздник»
|
Цель: воспитывать у детей привычку готовиться к православным праздникам; побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии. |
|
«Сказочные герои»
|
Цель: формировать у детей осознание, понимание добрых поступков. Учить анализировать делать выводы. Отличать героев по поступкам. Формировать понятия положительного и отрицательного персонажа. Классифицировать их по данным понятиям. |
|
«Добрый лучик»
|
Цель: Формировать понятие "Доброта" доброго отношения к близким, думать о своих поступках и поступках других сопоставлять их и делать выводы «Добро - зло»
|
|
«Назови библейское событие»
|
Цель: закрепить знания детей о детстве Иисуса Христа, событиях и смыслах; прививать детям знания о наиболее важных событиях, побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.
|
Модуль 5. «По святым местам…» |
||
апрель |
«Собери Храм» |
Цель: дать представление о расположении и назначении главных частей Храма; расширять словарный запас детей; способствовать развитию образного восприятия Храма; воспитывать благоговейное отношение к Храму и его Святым.
|
|
«Понятия Святыня, Святое место. Подготовка к проектной деятельности».
|
Цель: Дать детям представление о православных святых местах, показать значимость святынь для православных христиан. Подготовить детей к созданию образовательного макета «Паломнический тур по святым местам». |
Апрель-май |
3 D - моделирования: «Православный Храм»
|
Закрепление полученных знаний. Формирование первоначальных технических навыков, конструкторских умений, развитие творческих способностей, воспитание личностей, способных самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, находя оригинальные способы решения. Воспитания чувства отзывчивым к красоте, развитие чувства прекрасного, бережного отношения к культурному наследию своей страны, города, уважение к результатам человеческой деятельности. |
|
Создание макета «Паломнический тур по святым местам». |
|
май |
Съемки видео-экскурсии – С использованием макета «Паломнический тур по святым местам». |
Заключение. Использование подобных методических разработок в дошкольном образовании считаем целесообразным. Данный проект интересен своим многообразием направлений работы с детьми, которые можно расширять и совершенствовать. А в целом говорить о результатах проводимой работы по духовно – нравственному воспитанию детей пока сложно. Ведь педагоги выступают в роли сеятелей «мудрого, доброго, вечного», а произрастёт ли семя, даст ли плод, зависит от многих причин: ведь жизнь ребёнка – это непрерывный рост, постоянное развитие личности. И очень важно, чтобы в пути каждого ребёнка сопровождали не только настоящие педагоги, но и добрые, чуткие и мудрые родители, верные друзья, чтобы каждая минута общения с ними духовно наполняла и обогащала детскую душу! Для этого мы делаем всё возможное.
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
«Православное воспитание детей в ДОУ»
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/05/03/pravoslavnoe-vospitanie-detey-v-dou
Приобщение детей к православной культуре, https://pravobraz.ru/pravoslavnyj-komponent-doshkolnogo-obrazovaniya-k-osnovnoj-obrazovatelnoj-programme-doshkolnogo-obraz-v-sootvetstvii-s-fgos-do/
Православный компонент дошкольного образования к основной образовательной программе дошкольного образования
РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
https://pravoslavie.ru/5067.html
Храм — это место, посвященное Богу.
(Беседа о храме. Детям и взрослым. https://semyaivera.ru/2012/03/06/beseda-o-hrame-detyam-i-vzroslyim/)
По материалам дипломной работы «Паломничество с детьми», газеты «Троицкий листок», книги Зерченинова А. «Рассуждение о важности христианских путешествий по святым местам».
https://azbyka.ru/deti/s-rebenkom-po-svyaty-m-mestam
На странице приведен фрагмент.
Автор: Аникина Ольга Викторовна
→ Публикатор 22.03.2021 0 3242 29 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.