Проект "Воспитание нравственности у дошкольников посредством ознакомления с православной религией"


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Северо-Западный административный округ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы "Курчатовская школа"

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Москва, Тепличный переулок, д. 5, к. 1 Тел. +7(499)194-10-44 доб.77


Регистрационный номер № ________________




«УТВЕРЖДЕНО»

Директор ГБОУ «Курчатовская школа»

__________________Пушина М.А.


(подпись, печать)





«Воспитание нравственности у дошкольников посредством ознакомления с православной религией»



Возраст детей: 6-7 лет


Срок реализации: 1 год



Разработчики:

воспитатели дошкольных групп

Аникина Ольга Викторовна,

Карасева Ольга Александровна,

Куницына Татьяна Александровна.



Москва

Московская городская епархия

Русской Православной Церкви

grina2607@yandex.ru

тел. 89777400362


2021


Введение.

В современном обществе наблюдается смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 8 лет – это сенситивный период для формирования сенсорной, эмоциональной и нравственных сфер. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений, именно детские дошкольные учреждения являются одним из резервов духовного возрождения страны, восстановления её многолетних православных традиций.

Важность введения основ православной культуры в детском саду вызвана необходимостью обеспечения преемственности дошкольного и общего образования.

Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

В связи с изменениями федерального законодательства в сфере образования ФГОС дошкольного образования дает право государственным, муниципальным и частным образовательным организациям самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные программы в соответствии с требованиями данного документа и с учетом примерных образовательных программ дошкольного образования. Православный компонент дошкольного образования к основной образовательной программе дошкольного образования даёт возможность государственным и муниципальным дошкольным образовательным организациям лучше ориентироваться в подборе материала по духовно-нравственному воспитанию, повысить значимость взаимодействия Церкви, семьи, детского сада, осуществлять непрерывность и преемственность процесса духовно-нравственного воспитания с начальным общим образованием.

Целью нашей работы является пополнение и совершенствование организационно-методических условий, обеспечивающих приобщение детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям посредством разработки методик, направленных на ознакомление с основами православной культуры.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста и мнение родителей, мы выделили следующие задачи:

Задачи:

- Формирование первоначальных представлений о духовном мире, знакомство с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной истории;

- Первоначальное ознакомление детей с Заповедями Божьими как основой нравственной жизни человека;

- Интеграция духовно-нравственного содержания в повседневной жизни детского сада, во все виды детской деятельности.

- Содействие освоению социальных навыков и норм поведения, налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи;

- Содействие формированию навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, проявлению этих чувств.

- Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

Православный компонент дошкольного образования призван удовлетворить запросы в сфере образования православных родителей (законных представителей детей), для которых развитие религиозного самосознания их детей и воспитание в духе исторически сложившихся православных традиций является важнейшим компонентом образования.

А также обеспечивает возрождение и сохранение традиционных духовно-нравственных и культурных идеалов, ценностей в современном обществе; духовную безопасность личности, семьи и общества;

консолидацию общества на основе уважения, взаимопонимания и доверия друг к другу людей разных исповеданий.

Современные инновационные технологии позволили сделать наш проект увлекательным и интересным. Использование 3D-моделирования в работе по ознакомлению с церковной архитектурой вызывает интерес к новым знаниям и умениям. Созданием объемных моделей с удовольствием занимаются и дети взрослые.

Подбирая материал для работы с детьми, мы постарались использовать все возможные информационные технологии, так для современного ребенка они являются неотъемлемой частью жизни. А также отвели место в проекте самостоятельному созданию детьми обучающих пособий (макет, видео-экскурсия), чтобы дети сами представили полученные знания своим сверстникам.

Данный проект - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности.

Цели проекта: воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к основам православной культуры.

Задачи проекта:

1. Приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,

2. Раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,

3. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной культуры).

4. Формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,

5. Охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,

6. Создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.

7. Способствовать повышению значения семейных ценностей.

Основные принципы проекта.

Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому воспитаннику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.

Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника.

Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и в детском саду на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Участники реализации проекта: дети, педагоги, социум.

Условия реализации проекта. Данный проект рассчитан для дошкольного возраста. Дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете, а также проводится работа по закреплению у дошкольников имеющихся знаний.

Для реализации проекта использовались следующие методы: наглядный (наблюдение; просмотр презентаций; рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, макетов.), словесный (беседа с элементами диалога; разбор ситуаций; сюжетная - ролевая игра «Паломничество по святым местам»), практический (продуктивная деятельность с помощью 3D-моделирования; конструирование макета).

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми: знакомство детей с детством и жизнью Иисуса Христа, как пример

высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием презентации.

- презентация «Православный храм» с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;

- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей.

Таким образом, в проекте прослеживается несколько направлений работы: духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения),

Воспитательно - оздоровительное (сюжетно-ролевая игра), культурно-познавательное (просмотр презентаций), нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, изготовление макета по святым местам.), 3D- моделирование (изготовление объемных моделей, макет).

Внедрение инновационных технологий (использование 3-д ручек) – способ разнообразить деятельность детей, повысить интерес к образовательной деятельности, а значит и повысить ее эффективность.

В эпоху информационных технологий в образовательный процесс внедряется все больше инноваций. Прекрасным примером этого является обучение конструированию с помощью 3д ручки. Развитие технологий идет семимильными шагами и не перестает удивлять, а порой даже поражать наше воображение. Теперь дошкольники могут не только смотреть объемные изображения, но и создавать их самостоятельно.

Для повышения познавательной активности воспитанников мы соединили интерес дошкольников к технике и рисованию. Познавательная мотивация старших дошкольников более ярко проявляется в деятельности. Получая информацию об окружающем мире, дети охотно стремятся воспроизвести свои знания в творчестве. Учитывая все эти факторы, рисование 3д ручкой помогает проходить обучению в лёгкой игровой форме и таким образом мы повышаем познавательную активность воспитанников.

Ожидаемые результаты использования метода 3-д моделирования: дети имеют представление, как создать простейшие изделия с помощью, обогащён словарный запас детей по теме; дошкольники приобретут уверенность в собственных силах; в совместной деятельности будут пройдены все творческие этапы создания изделий: рисование декораций, подбор картинок, сформируются навыки технического конструирования и т. д. ; повысится мотивация детей к совместной деятельности, что будет способствовать более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов у дошкольников; в процессе знакомства с 3D ручкой, дошкольники познакомятся с разновидностями рисования: прямыми, кругообразными, волнистыми линиями, заливкой фигурок и т. д. Дошкольники научатся правильно подбирать цвета. А также очень важно то, что можно научить детей при помощи такой кропотливой работы - терпению, усидчивости и научить трудиться.

Формы работы с родителями: вечера вопросов и ответов; наглядные виды работы: литература.

Планируемые результаты. Обучающиеся имеют представления: о духовных и нравственных ценностях; знакомы с историей и культурой своей страны; умеют беречь и поддерживать красоту; проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, радость; стремятся к добру и неприятию зла.

Перспективный план реализации проекта. Работа с детьми.

месяц

тема

содержание

Модуль 1. «Добро и зло»

Октябрь

«Добро и зло –

твой нравственный выбор»

Цель: Учить детей быть вежливыми, сдержанными, доброжелательными, учить работать в коллективе. Работать над выразительностью речи. Упражнять в умении различать добрые и плохие поступки. Воспитывать интерес к коллективной взаимопомощи, дружеские взаимоотношения между детьми.



«Мои добрые поступки»


Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).



«Наш красивый, добрый мир!»


Цель: духовно-нравственное развитие ребёнка в контексте его всестороннего развития.



«Наша религия – православие, Бог – Творец мира».


Цель: духовно-нравственное воспитание детей с изучением основ православной культуры.

Модуль 2. Православный храм.

ноябрь

«Как выглядит православный храм»


Цель: Закрепить представление об устройстве церкви; знакомить с правилами поведения в церкви. Расширять словарный запас детей (храм, церковь, колокольня).


«Православный храм»

Цель: знакомить детей с православным храмом его значением в жизни праволавных христиан; обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры.


«Православный храм»

Цель: Дать представление о том, что такое Православный храм-это дом молитвы, дом общения человека с богом. Помочь детям понять смысл заповедей бога. Рассказать о служителях храма.


«Кого и что мы видим в церкви»

Цель: Познакомить детей с внешним и внутренним устройством церкви; дать представление о расположении и назначении главных частей церкви; воспитывать уважительное отношение к церкви и ее святыням.

декабрь

«Православные Христиане»


Цель: Формирование культурологической компетенции детей старшего дошкольного возраста в области знаний о традиционной религиозной культуре России.


Чтение и беседа по стихотворению В.Бородина «Дорога к храму»


Продолжать формировать представление детей о храме, как всеобщей ценности; познакомить с историей принятия христианства на Руси; закрепить правила поведения в храме. Познакомить детей с поэтическими произведениями В. Бородиной. Воспитывать желание рисовать храм и путь, ведущий к нему.


«Дорога к храму»

Цель: познакомить детей со спецификой храмовой архитектуры: купола, арки, круглая часть под куполом. Учить передавать образ архитектурных сооружений в рисунках, делая предварительный эскиз карандашом, используя в работе разные изобразительные материалы (на выбор).


«Несколько минут в священном месте – храме (церкви)»


Цель: учить правильному поведению в храме ( церкви). Обогащать духовно – нравственного воспитания детей. Развивать интерес к духовной жизни, любознательность, воображение.


Модуль 3. «О чем поют колокола…»

январь

«История возникновения колоколов на Руси»


Цель: сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси. Познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания.

Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине. Способствовать воспитанию духовно- нравственных качеств детей. Формировать нравственные умения и привычки, справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми, доброжелательными, милосердными. Обогащение словаря: колокол, купол, звонарь, благовест, красный звон.



«Колокольная история»

Цель: Уточнить знания о строении колокола. Познакомить с основными колокольными звонами. Расширить духовный мир детей.

Февраль

«О чем поет колокол»

Цель: Дать детям представление о назначении колокольни, колокола и колокольного звона. Ознакомить детей со строением колокольни

и самого колокола.



«Колокольные звоны Руси»

Цель: развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.


«Золотые Купола»

Цель: Продолжать знакомить детей с памятниками старины, православной архитектурой – храмами. Закреплять знания о предназначении храма, его строении. Совершенствовать навыки работы с различным изобразительным материалом - гуашь, цветные карандаши, восковые мелки; развивает мелкую моторику рук. Расширять представление детей об окружающем мире. Воспитывать уважение к русским православным традициям. Развивать эстетические, созидательные чувства.


Художественно-эстетическое развитие.


Цель: учить рисовать православный храм.


Модуль 4. Дидактические игры.

март

«Назовите православный праздник»


Цель: воспитывать у детей привычку готовиться к православным праздникам;

побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.


«Сказочные герои»


Цель: формировать у детей осознание, понимание добрых поступков. Учить анализировать делать выводы. Отличать героев по поступкам. Формировать понятия положительного и отрицательного персонажа. Классифицировать их по данным понятиям.


«Добрый лучик»


Цель: Формировать понятие "Доброта" доброго отношения к близким, думать о своих поступках и поступках других сопоставлять их и делать выводы «Добро - зло»



«Назови библейское событие»


Цель: закрепить знания детей о детстве Иисуса Христа, событиях и смыслах;

прививать детям знания о наиболее важных событиях,

побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.


Модуль 5. «По святым местам…»

апрель

«Собери Храм»

Цель: дать представление о расположении и назначении главных частей Храма; расширять словарный запас детей; способствовать развитию образного восприятия Храма; воспитывать благоговейное отношение к Храму и его Святым.



«Понятия Святыня, Святое место. Подготовка к проектной деятельности».


Цель: Дать детям представление о православных святых местах, показать значимость святынь для православных христиан. Подготовить детей к созданию образовательного макета «Паломнический тур по святым местам».

Апрель-май

3 D - моделирования:

«Православный Храм»


Закрепление полученных знаний.

Формирование первоначальных технических навыков, конструкторских умений, развитие творческих способностей, воспитание личностей, способных самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, находя оригинальные способы решения. Воспитания чувства отзывчивым к красоте, развитие чувства прекрасного, бережного отношения к культурному наследию своей страны, города, уважение к результатам человеческой деятельности.


Создание макета «Паломнический тур по святым местам».

май

Съемки видео-экскурсии –

С использованием макета «Паломнический тур по святым местам».





Заключение. Использование подобных методических разработок в дошкольном образовании считаем целесообразным. Данный проект интересен своим многообразием направлений работы с детьми, которые можно расширять и совершенствовать. А в целом говорить о результатах проводимой работы по духовно – нравственному воспитанию детей пока сложно. Ведь педагоги выступают в роли сеятелей «мудрого, доброго, вечного», а произрастёт ли семя, даст ли плод, зависит от многих причин: ведь жизнь ребёнка – это непрерывный рост, постоянное развитие личности. И очень важно, чтобы в пути каждого ребёнка сопровождали не только настоящие педагоги, но и добрые, чуткие и мудрые родители, верные друзья, чтобы каждая минута общения с ними духовно наполняла и обогащала детскую душу! Для этого мы делаем всё возможное.

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.



Используемые источники


  1. «Православное воспитание детей в ДОУ»

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/05/03/pravoslavnoe-vospitanie-detey-v-dou

  1. Приобщение детей к православной культуре, https://pravobraz.ru/pravoslavnyj-komponent-doshkolnogo-obrazovaniya-k-osnovnoj-obrazovatelnoj-programme-doshkolnogo-obraz-v-sootvetstvii-s-fgos-do/

  2. Православный компонент дошкольного образования к основной образовательной программе дошкольного образования

https://pravobraz.ru/pravoslavnyj-komponent-doshkolnogo-obrazovaniya-k-osnovnoj-obrazovatelnoj-programme-doshkolnogo-obraz-v-sootvetstvii-s-fgos-do/

  1. РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

https://pravoslavie.ru/5067.html

  1. Храм — это место, посвященное Богу.

(Беседа о храме. Детям и взрослым. https://semyaivera.ru/2012/03/06/beseda-o-hrame-detyam-i-vzroslyim/)

  1. По материалам дипломной работы «Паломничество с детьми», газеты «Троицкий листок», книги Зерченинова А. «Рассуждение о важности христианских путешествий по святым местам».

https://azbyka.ru/deti/s-rebenkom-po-svyaty-m-mestam





Полный текст материала Проект "Воспитание нравственности у дошкольников посредством ознакомления с православной религией" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Аникина Ольга Викторовна  Публикатор
22.03.2021 0 3242 29

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК