Статья "Применение информационно - коммуникационных технологий на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ"
Применение информационно - коммуникационных технологий на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ.
Основы видения мира во всем его многообразии и красоте закладываются в дошкольном возрасте. Именно в годы от рождения до поступления в школу закладываются качества, с которыми человек пойдет по жизненному пути. Любая деятельность в этот период обеспечивает общее развитие маленького человека, формирует его характер и принципы взаимодействия с окружающей действительностью.
Это вовсе не значит, что ребенок, пришедший в детский сад, представляет собой чистый лист, на котором воспитатель будет писать вечные истины. Ребенок дошкольного возраста уже знаком со многими реалиями современного мира. Он дитя техногенного общества. Для него совсем неудивительно видеть в детском саду мультимедийные приспособления.
Детский сад, оснащенный компьютерной техникой, будет понятен для ребенка. И применение педагогом компьютера и проектора вызовет привычный интерес. Зная это, педагоги дошкольного учреждения могут успешно использовать ИКТ в работе.
Информационные и коммуникационные технологии значительно расширяют возможности занятия по изо-деятельности. Особенно продуктивным это становится, если урок ведется с использованием элементов ТРИЗ.
Для получения реальных результатов в эстетическом воспитании на основе погружения ребят в мир эмоций требуется два условия: педагог, владеющий в должной мере компьютерными технологиями, и оборудованное современной техникой помещение для занятий. Художественное восприятие детей сформируется полнее, если взрослый будет иметь в своем распоряжении компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Применяя на занятиях изобразительной деятельности электронные средства обучения необходимо помнить о строгом соблюдении санитарных норм по длительности использования и расположению по отношению к экрану.
Дошкольный возраст отличается предметно-образным и наглядно-образным способом познания. Перенос наблюдаемого изображения с обычной картинки на экран даст возможность воспринять предмет в более высоком качестве. У воспитателя появляется возможность демонстрировать предмет в разных ракурсах, совмещать несколько изображений для сравнения и анализа. Демонстрируемый материал можно подавать в различных формах и с различными сопровождающими эффектами в зависимости от цели занятия и возраста воспитанников.
По программе ребята должны познакомиться с различными направлениями в изобразительном искусстве, рассмотреть портреты художников и их некоторые работы. Появляется возможность показать фрагменты фильмов об искусстве, отобрав в большом материале только то, что непосредственно послужит цели занятия.
Особую новизну занятиям придают мультимедийные презентации. Постепенно сменяющиеся изображения, проходя перед глазами дошкольников, делают восприятие более полным и пробуждают познавательный интерес. Инновационный подход не потребует больших временных затрат от педагога. Овладев программой PowerPoint, он сможет выстраивать занятие максимально эффективно. Структурируя подаваемый материал в нужном порядке, он может воздействовать на чувственный мир детей, не только закладывать в память зрительные образы, но и создавать эмоциональный ассоциативный ряд.
Еще более глубоким будет воздействие на малышей, если педагог воспользуется для представления материала программой CAMTASIA. Эта несложная бесплатная программа позволяет наложить звуковое сопровождение на видеоролик, подготовленный для занятия. Говорить может сам учитель. Тем самым внимание детей будет привлечено голосом с экрана, а педагог сможет в это время подойти к каждому ребенку и поработать с ним индивидуально. Эта программа обладает массой других возможностей, которые, несомненно, пригодятся при знакомстве ребят с изобразительным искусством.
При использовании в работе методики ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) экран открывает новые возможности для всестороннего развития личности маленького человека.
Вот пример фрагмента занятия с подготовительной группой. Цель этого этапа: на основе сравнения самостоятельно выбранных признаков выделять общее в ряде предметов.
На кадре презентации размещена волшебная шкатулка. На крышке изображен цветик-семицветик. Вокруг на слайде расположены разные предметы.
-Какой цветок нарисован на шкатулке? (Дети предлагают свои варианты)
-Есть ли такие цветы в жизни? Почему вы так решили? (Цветов с разными лепестками не бывает)
— Значит, наш цветок волшебный. Он запирает волшебную шкатулку. Чтобы узнать, что скрыто в шкатулке, нужно положить в нее предмет, который хоть чем-то похож на цветик- семицветик.
Каждый ребенок по желанию выбирает предмет и говорит, чем он похож на рисунок цветка. У медвежонка ушки напоминают форму лепестка. На яблоке есть листик, как на семицветике. Флажок красный, как серединка. На домике дым, как стебелек. Елочка зеленая, как листики. Духи пахнут, как цветок. И еще множество разных признаков находили, по которым предмет волшебным образом отправлялся в шкатулку — это педагог нажимал на кнопку мыши, перемещая выбранный рисунок.
В этой игре дошколята учились с помощью подвижной презентации анализировать предметы по сходству-различию. И потребность в игровом формате была реализована в ходе учебного занятия.
Игра является ведущей функцией для младшего возраста. И многие дошколята уже очень хорошо знакомы с компьютерными играми. Применение их на занятиях изодеятельностью с элементами ТРИЗ поможет формировать самостоятельность, способность принимать решения по установленной аналогии между предметами, запомнить основные цвета и способ получения промежуточных оттенков и т.д.
Компьютерные игры удобно использовать, если имеется устойчивое подключение к интернету. Также педагог может закачать на планшет нужную игру через приложение PlayМаркет. Если в детском саду есть планшеты для воспитанников, это будет идеальным решением. Когда возможности нет, можно выполнять игровые задания по очереди, а большой экран позволит всем остальным наблюдать за процессом и предлагать свои варианты. Даже короткая игра приучает к планированию собственных действий, расчету игрового времени, логическому мышлению, умению просчитать возможный вариант.
Основной формой работы на ИЗО является непосредственно рисование. Часто педагогу бывает сложно объяснять процесс выполнения работ и оказывать ребятам помощь. Если воспользоваться презентацией с поэтапным описанием работы, эту проблему можно успешно решить. Демонстрируя слайды один за другим в нужном темпе, взрослый может находиться среди рисующих и общаться с ними индивидуально. Для управления кадрами достаточно держать в руке беспроводную мышку, которая вполне может выполнять функцию пульта метров в трех от компьютера.
При изучении декоративно-прикладного искусства хорошо работают компьютерные раскраски. Ребята имеют возможность реализовать полученные ранее знания, раскрашивая контурные рисунки народных игрушек не красками, а на графических планшетах. Еще более ценным этот вид деятельности будет, если по окончании работы юный художник получит возможность распечатать и забрать с собой созданное творение.
Описываемый подход к организации художественной деятельности воспитанников детского сада решает не только вопросы эстетического воспитания. Опосредованно дошкольники учатся разумному использованию электронных гаджетов, узнают о способах их практического, а не только игрового применения. Современные ИКТ позволяют закладывать в малышах основы всесторонне развитой личности.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фёдорова Ольга Александровна
→ Публикатор 06.09.2021 0 1441 193 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.