Статья "Игры как необходимость при обучении плаванию детей"


Игры, как необходимость, при обучении плаванию детей в малом бассейне «Центра содействия семейному воспитанию № 11»

 

Игровой метод и, в том числе, эстафеты, широко используется в процессе обучения детей плаванию. Этот метод создает на уроках веселую атмосферу и стимулирует творчество детей в соревновательных условиях. Игры, в том числе в воде в обучении плаванию, также способствуют двигательному опыту, мобилизации памяти, осмыслению происходящего и оценке своих действий, воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах, инициативности.

Известно, что наиболее ценными для достижения образовательных целей игр являются те, в которых учащиеся используют движения, близкие к овладению приемами спортивных движений. Считается, что эти действия легко перестраиваются впоследствии при более детальном изучении техники спортивных способов и даже облегчают овладение ими. Некоторые авторы, в частности, Петрова Н.Л., Баранов В.А. (2008) пишут, что при обучении детей младшего возраста (от 5 до 8 лет) нецелесообразно использовать игры до того момента, пока дети не научатся работать ногами без доски, дышать в воду и скользить по воде. Однако авторы указывают, что целесообразно в начале обучения оставлять «в конце занятия хотя бы 5-7 минут для сбора игрушек со дна бассейна, катания с пластмассовой горки или игры в салочки» (стр. 7). Наш опыт также свидетельствует о том, что игры эффективны с первых же шагов в воде. Это поднимает настроение, отвлекает от водобоязни, способствует контакту с педагогом и другими детьми на занятии. Выполнение специфических упражнений, при освоении с водой, только облегчают и ускоряют освоение техники плавания. Надо заметить, что для каждого возраста свой объем воды. Чем меньше ребенок, тем меньше воды должно быть в бассейне в вначале бучения.

В этой статье не буду останавливаться на общетеоретических основах использования игр, которые достаточно детально представлены в педагогической литературе, а также при перечислении и описании известных игр, используемых при обучении плаванию. Хочу рассмотреть особенности применения игрового метода и содержание некоторых игровых упражнений, в частности, эстафет, которые могут использоваться инструктором по физической культуре при обучении детей плаванию в бассейне нашего детского «центра». Особенно у кого водобоязнь. Кто испытывают сложности в освоении с водой, по сравнению с основной массой сверстников. И позволят не просто изучать, совершенствовать и закреплять технику плавания, но и расширять диапазон двигательных возможностей в воде, способствовать раскрепощению и комфорту детей в водной среде. Педагоги, работающие в бассейне, на занятии расширяют фонда двигательных умений и навыков так необходимых детям всех возрастов

Мой 45-летний опыт работы с детьми в малом бассейне (размер 7х3) «Центра №11» г. Санкт-Петербурга показал, что в работе с воспитанниками с неустойчивой психикой, ослабленным вниманием и трудностями концентрации внимания, целесообразно использовать несколько апробированных педагогических приемов:

  1. демонстрация техники движений более взрослых детей, для детей младшего возраста.

  2. соревнования между детьми разного возраста в режиме обычного урока по плаванию

  3. выполнение упражнений без потери физического контакта между членами команды

  4. использование упражнений с предметами

  5. присуждение победы в игре тем детям или командам, которые не просто опередили соперников, а смогли выполнить игровые движения по правилам, которые определил педагог.

  6. изобретение самими детьми упражнений, новых игр и эстафет.

1. Опыт показывает, что дети быстрее учатся выполнять новые движения, когда их демонстрируют, старшие дети, по принципу «может мой сверстник, могу и я» (Воронова Е.К, 2010, стр. 28). Предложенный педагогический прием, заключается в такой организации расписания занятий, когда дети младшего возраста приходят в бассейн на несколько минут раньше своего времени и имеют возможность посмотреть на старших детей предыдущего занятия. И как выполняют задания дети (на год старше), уже умеющие хорошо плавать. Следует отметить, что при такой организации занятия надо немедленно использовать увиденное детьми на занятии. Опыт показывает, что принятый способ проведения эстафет и игр в конце урока (Макаренко Л.П., 1974) может быть изменен. Получается, что одна группа участвует в эстафете в начале занятия, а другая в конце. Обе группы соревнуются. Чаще всего младшая группа проигрывает, и это стимулирует их к освоению нового материала, который будет осваиваться далее на уроке. Как правило, повышенная эмоциональность от эстафеты успешно трансформируется в огромное желание правильно освоить новые движения и непременно выполнить их в следующей эстафете. Так же соревнование со своими друзьями стимулирует к совершенствованию навыков, умений, двигательных возможностей.

2. Показали свою высокую эффективность «тактильные» эстафеты, когда дети одной команды держатся за пояс друг друга, при движении вперед вдоль бассейна. Ощущение поддержки, чаще всего за пояс, позволяет детям чувствовать себя безопасно, что особенно важно на начальном этапе освоении с водой. Такая эстафета используется, как только дети способны самостоятельно и свободно передвигаться по площади бассейна.

ПРИМЕР: Команда, примерно из пяти человек, прыгают друг за другом в воду ногами вниз, и каждый следующий берет за пояс предыдущего. Их задача – как можно быстрее пройти по дну бассейна («паровозиком») не расцепившись. Если дети падают или теряют контакт друг с другом, команда возвращается к началу действия. Такая эстафета улучшает работу вестибулярного аппарата, способствует ответственности друг за друга, дружбе и товариществу детей.

3. Использование вспомогательных средств при обучении плаванию широко используются и применяется в бассейне (7х3). Кроме плавательных досок и надувных приспособлений, используется также спортивное оборудование: «перекладина с гимнастическим кольцами», которую можно передвигать над бассейном по направляющим. Дети с водобоязнью, держась за кольца, имеют опору, и осваивают все пространство бассейна, не боясь отойти от бортика. «Перекладина» полноценно используется для проведения игр и эстафет. Дети любят использовать «перекладину» для кувырков, разнообразных гимнастических движений, паркура, подтягивания, отжимания, во время свободного плавания. Перекладина используется в эстафетах.

Считается, что при изучении техники плавания потребность в поддерживающих средствах снижается. Однако опыт показал, что поддерживающие средства можно использовать не только для собственно поддержки плавучести ребенка, но и для расширения двигательных возможностей детей, развития их изобретательности в воде и овладения собственными приемами передвижения в воде. Также, правильно поставленная техника плавания недостаточна для того, чтобы обеспечить комфорт и выживаемость в воде в последующей жизни детей. Наблюдая за поведением детей во время свободного плавания, заметно, что они соревнуются за овладание предметами, и с огромным удовольствием и изобретательностью их используют. Поэтому для них были разработаны эстафеты с множеством предметов.

Использование таких эстафет показало, что дети настолько увлекаются достижением поставленной цели, что перестают бояться воды, не теряются, когда с ними что-то происходит (случайное столкновение, или необходимо сделать сложное движение). В наибольшей степени расширение арсенала движений и прекращение водобоязни проявляется при поездках на море в летний лагерь. По сравнению с другими детьми аналогичного возраста, плавающие по соседству, наши дети вели себя смелее, активнее, более раскрепощено, свободно в воде.

4. Увлекшись игрой, дети часто не думают о правильном выполнении задания. Если педагог не будет обращать внимание на ошибки, то они могут стать привычными и закрепятся. Применяется правило, что победа в эстафете присуждается поэтапно, и только той команде или пловцу, который не только быстрее других преодолеет нужное расстояние, но и выполнит движения наиболее правильно.

ПРИМЕР: Держа в одной руке маленький мяч, ребенок выполняет гребок другой рукой. Требуется соблюдать технику гребка (правильный вход руки в воду, длину гребка, траекторию, пронос над водой). Эстафеты повторяются несколько раз, чтобы добиться нужного качества гребка. После каждого этапа надо обратить внимание на правильно выполненные элементы, и дети нацеливаются на еще более лучшее выполнение движений, чтобы опередить соперников. Победителем объявляется команда, выигравшая с наилучшей техникой гребка.

5. Свободное плавание обычно используется в заключительной части урока, чтобы дети проявили свою индивидуальность, отдохнули и раскрепостились. Свободное плавание подвигает детей к самостоятельному творчеству и попыткам выполнять новые движений и трюки. Кроме того, детям часто даются задания на изобретение новых игр. В конце занятия дети обычно сами придумывают гинастические упражнения для передвижения по перекладине. Для спортивного творчества используется не только «перекладина», но и круги, плавательные доски, ласты, мячи, надувные матрасы, игрушки и так далее.

 

Инструктор ф.к. Бердникова ТП

 

Санкт-Петербург 2021год

 


Полный текст материала Статья "Игры как необходимость при обучении плаванию детей" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бердникова Татьяна Петровна  Публикатор
01.12.2021 0 553 100

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК