Статья "Возможности цифровизации в будущем для педагогов дошкольного образования"


Возможности цифровизации в будущем для педагогов дошкольного образования

Е.Н.Рачева

МБДОУ детский сад «Солнечный круг» комбинированного вида детский сад № 80

В последние несколько лет о цифровизации отдельных отраслей и даже экономики в целом говорят часто и много. Государство реализует ряд национальных инфраструктурных программ и приоритетных проектов. Например, «Цифровая экономика», «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», «Цифровая медицина», бизнес активно осваивает информационный океан, эксперты и профессионалы спорят о путях реализации и потенциальных рисках, а общество?

А общество зачастую не совсем понимает, о чем идет речь, и что конкретно за термином «цифровизация» скрывается. Особенно консервативно общество относится к попыткам модернизировать привычные области жизни, в том числе и образование. Сложнее всего приходится дошкольному образованию. Традиции, условия и установки сплетаются здесь в клубок противоречий, распутать который без посторонней помощи практически невозможно. Переход от парадигмы «Чему нужно учить ребенка» к «Чему можно…» дается нелегко. И это вполне предсказуемо. Современный мир ставит перед образованием новые задачи. «Цифра», с одной стороны, помогает их решать, с другой – создает новые вызовы. Государству, IT-компаниям и педагогическому сообществу предстоит вместе формировать новые методики обучения, искать оптимальный баланс цифрового и классического образования.

В различные сферы деятельности человека внедряются инновации, что, с одной стороны, ориентирует людей на постоянное развитие, совершенствование своих знаний, умений, компетенций, овладение новыми видами деятельности в смежных отраслях экономики. С другой стороны, рутинная работа все более передается машинам, а от человека требуется творчество, готовность сотрудничать с коллегами в поиске новых решений, и что особенно важно — умение критически оценить предлагаемую информацию как на предмет достоверности, так и с точки зрения ее логического встраивания в текущую задачу [1, с. 51]. Е. А. Кашина отмечает: «Изменились требования к умениям учащихся, поскольку необходимо не только читать, писать и считать, нужно уметь организовывать ресурсы данных, плодотворно сотрудничать, собирать, оценивать и использовать информацию» [8, с. 1]. Таким образом, мы можем говорить о необходимости наличия у современного человека информационной культуры как элемента культуры общечеловеческой и как обязательного условия комфортного существования в социуме, а ее формирование оказывается одной из важнейших задач системы образования. Для ее решения потребовалась адаптация к изменяющимся условиям и требованиям. До недавнего времени мы говорили об информатизации образования. Под этим термином понимался комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий [8, с. 136]. Российская педагогическая энциклопедия рассматривает информатизацию образования в широком смысле как комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологиями; в узком — внедрение в учреждения системы образования информационных средств, основанных на микро- процессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах [6]. Исходя из этих представлений, мы можем говорить о завершении этапа информатизации. Образовательные учреждения всех уровней оснащены компьютерной техникой, педагоги прошли подготовку и переподготовку по использованию информационных технологий (ИТ) в учебном процессе. Основными направлениями применения ИТ в образовании являются: разработка педагогических программных средств различного назначения; разработка web-сайтов учебного назначения; разработка методических и дидактических материалов; управление реальными объектами; организация и проведение компьютерных экспериментов с виртуальными моделями; осуществление целенаправленного поиска информации [4, с. 50]. В 2016 году стартовал федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», утвержденный Правительством Российской Федерации в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013–2020 годы. В рамках этого проекта предполагается «модернизировать систему образования и профессиональной подготовки, привести образовательные программы в соответствие с нуждами цифровой экономики, широко внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно включить их в информационную среду, обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни в любое время и в любом месте» [8, с. 121]. Система образования должна обеспечивать обществу уверенный переход в цифровую эпоху, ориентированную на рост производительности, новые типы труда, потребности человека, что возможно посредством включения в образовательный процесс всех слоев населения, выстраивания индивидуальных маршрутов обучения, управления собственными результатами обучения, виртуальную и дополненную реальность [10, с. 248]. Цифровые ресурсы, применяемые сегодня в повседневной деятельности человека, позволяют преодолевать барьеры традиционного обучения: темп освоения программы, выбор педагога, форм и методов обучения. Современный мир перешел на очередной уровень развития новых технологий. Первым было создание парового двигателя; вторым — электрификация; третьим — информатизация; четвертым — цифровизация, т. е. эра больших данных и основанных на них технологий. Цифровые технологии, с одной стороны, способствуют дальнейшему повышению объемов и эффективности производства, с другой — позволяют реализовывать индивидуальный подход в различных сферах. Так, используя 3D-печать можно изготавливать сложные устройства в единичных экземплярах, что было невозможно при традиционном производстве. Поэтому на будущее дошкольного образования и его качества, все больше и больше, будет иметь влияние цифровизации.

В эпоху цифровизации управленческие решения в сфере образования необходимо будет принимать исходя из актуальной ситуации, для этого нужно собирать и анализировать большие объемы данных. Эти задачи гораздо проще решать, если в процесс образования будут интегрированы цифровые технологии.

Сегодня на рынке есть множество цифровых решений, направленные на конкретные задачи. На одних платформах можно найти утвержденный ведомствами перечень учебников, на других – задания для разных классов, третьи прицельно готовят к ЕГЭ, четвертые направлены на образование учителей, пятые целятся в родительскую аудиторию. Однако совокупность образовательных потребностей не обеспечивает ни один ресурс. И в недалеком будущем, есть все предпосылки для создания таких ресурсов. Например, в настоящее время для обеспечения школьного и дошкольного образования информационными образовательными ресурсами компании и фирмы разрабатывают программное электронное обеспечение. Компания «Новый диск» ориентирована на продвижение передовых компьютерных технологий для удовлетворения широкого круга потребностей, в том числе решения образовательных задач, воспитания и обучения детей посредством электронных образовательных ресурсов. Фирма «1:С» предлагает «1:С Образовательную коллекцию» с развивающими играми для детей дошкольного возраста. Институт новых технологий «INT» разработали для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста интегрированную творческую проектную среду «ПервоЛого 3.0», которая позволяет ребенку создавать собственные проекты.

В современном мире Единая Информационная Система обеспечивает прозрачный процесс зачисления воспитанника в ДОУ и управления дальнейшими изменениями. Все движения воспитанников по электронной системе контролируются Управлением образования, что исключает риск нарушений или ошибки. Уже сегодня педагоги постоянно отчитываются о проделанной работе: электронные таблицы и обмен файлами через электронную почту помогает не только беречь ресурсы, ведь теперь не нужно печатать отчеты на бумаге и везти их в Управление образования. Такая отчетность помогает оперативно реагировать при необходимости, а также понимать динамику процессов в каждом учреждении.

Анализ большого количества информации, работа с таблицами, отчётность, это всегда отнимает много времени и внимания. Допустив ошибку в расчете и всю бумажную работу нужно переделывать. Чтобы максимально эффективно использовать ресурсы, придется постоянно осваивать новые технологии: обмен материалами через облачное хранилище, онлайн совещания, сдача отчётности в электронном виде. Если правильно настроить совместную работу в гугл таблицах и доверить расчет процентных показателей формулам, можно не только сэкономить несколько часов работы, но и следить за изменениями параметров в режиме реального времени.

Развитие современной техники и технологий обработки информации будет предопределять увеличение объема информационно-образовательных ресурсов для обеспечения образования детей дошкольного возраста. Не стоит и забывать про то, что цифровизация, может быть использована лишь в качестве «инструментов» для педагога. Например, цифровые услуги являются лишь дополнением к насыщенному рабочему процессу, а вебинар никогда не заменит живое общение. Онлайн мастер классы не дают возможность получить качественную обратную связь от участников. Организация вебинара требует тщательной предварительной подготовки. И не всегда у педагога есть необходимые навыки по созданию цифрового материала или по работе на камеру. Каждый день педагоги будут наполнять рабочий процесс, используя новые возможности цифровизации и информатизации.

В эпоху цифровизации педагоги всегда будут на связи. Каждый день родителей воспитанников наполнен большим списком дел: нужное много успеть и найти время побыть с семьёй. Им хочется больше знать о том, как проходит день ребёнка, но нет возможности постоянно поддерживать связь. Поэтому педагоги, уже сегодня, общаются в чатах, сообщают важные новости, совместно обсуждают ключевые вопросы. Иногда проводятся родительские собрания онлайн. А дальше, только больше. Поэтому через группы в различных мессенджерах можно будет обсуждать и принимать решения по различным вопросам, которые заинтересуют родителей.

Сегодня дети привыкли получать от онлайн-среды контент с игровой составляющей, которая как раз строится на внешней мотивации: рейтингах, наградах, и так далее. Но повторять в образование то, что работает в сфере развлечений не стоит. В познавательной деятельности ребенок должен соревноваться в первую очередь сам с собой и быть нацелен на сотрудничество с другими. То есть стремиться улучшить собственные результаты, а не обойти окружающих детей в рейтинге.

Цифровизация должна развивать функциональную грамотность детей. Современное образование должно научить ребенка применять знания в реальной жизни. А для этого нужно развивать функциональную грамотность, учить анализировать текст, работать с математической и любой другой информацией, использовать свои знания для решения прикладных задач. Здесь можно применять высокую наглядность и интерактивные инструменты цифровизации. Можно, например, реалистично воссоздавать ситуации из жизни, в которых, ребенок применяет свои знания. Также с помощью цифровизации можно будет развивать цифровые навыки детей. Образование должно давать навыки, которые будут полезны в дальнейшей жизни ребенка. Новые цифровые технологии способны обучить ребенка цифровой грамотности и взаимодействию с интерфейсами. И это особенно удобно, когда ребенок находится в безопасном онлайн-пространстве и может получать подсказки. Здесь главное важно предусмотреть особенности детского восприятия. Поэтому интерфейс в онлайн-пособиях должен быть интуитивно понятным и обучать базовым навыкам работы с компьютером: вводить текст, перетаскивать элементы, нажимать на определенную кнопку.

У педагогов все больше появиться возможности постоянно расти профессионально, перенимать у коллег, лучшие практики и обмениваться идеями. Педагоги благодаря цифровизации будут чувствовать себя уверенно, потому что важная информация всегда под рукой. Педагоги проходя аттестацию, повышая квалификацию, повышая уровень самообразования, будут активно применять «цифру» На сегодняшний день, роль педагога со знанием цифровых технологий, играет не маловажную роль, педагог растет и шагает в ногу со временем повышая свой профессионализм. В дальнейшем это будет только набирать обороты.

В недалеком будущем цифровизация будет обеспечивать равный доступ к образованию для всех. Хоть цифровизация уже становится одним из способов сделать образование одинаково качественным для всех, однако необходимо понимать, что на данный момент техника и онлайн-инструменты, доступны не всем и не везде. С «цифрой» проще и быстрее сформировать персонализированный подход к воспитанникам, в дальнейшем к ученикам, легче внедрить дифференцированное обучение, которое учитывает потребности каждого. Цифровая среда способна создать равные возможности и для детей с особенностями развития. «Цифра» станет по-настоящему эффективной, только когда получит массовое распространение – и это отдельная, большая задача.

Педагоги не могут знать всех деталей, как работает технология, или как починить браузер, если вдруг «завис» вебинар или онлайн-семинар. И при этом задействовать лишь малую часть потенциала цифрового мира. Если каждый педагог будет владеть и грамотно использовать цифровые технологии, то это позволит разнообразить форму подачи и закрепления учебного материала, и самое главное, у воспитанников будет желание и интерес к познавательному развитию в целом. Современные дети принадлежат новому миру гаджетов, а педагогам приходится его изучать.

Но что точно не надо забывать, что педагог - это в первую очередь личность, а цифровые технологии и цифровизация это лишь инструменты в его руках, которыми он должен владеть в совершенстве.

 Литература.

1. Аксюхин А. А., Вицен А. А., Мекшенева Ж. В. Информационные технологии в образовании и науке // Современные наукоемкие технологии. — 2009. — № 11. — С. 50–52.

  1. Белкин А.С.Педагогическая компетентность. - Екатеринбург: Издательский отдел УрГПУ, 2003.

  2. Беспалов П.В. «Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения» //Педагогика.- 2003, №4.-Ст. 45-50.

  3. Вартанова Е. Л. Индустрия российских медиа: цифровое будущее : академическая монография / Е. Л. Вартанова, А. В. Вырковский, М. И. Максеенко, С. С. Смирнов. — М. : МедиаМир, 2017. — 160 с.

  4. Воронкова, Ю.Б. Информационные технологии в образовании / Ю.Б. Воронкова. - РнД: Феникс, 2010. - 314 c.

  5. Информатизация образования [Электронный ресурс] // Российская педагогическая энциклопе- ди — Режим доступа: 

  6. Кузьминов Я.И. Профессиональный стандарт педагогической деятельности (проект) // Вестник образования.2007.- № 7.- Ст. 17-24.

  7. Кашина Е. А. Прогнозирование структуры интегрированного курса информатики : дис. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1997. — 187 с.

  8. Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник для бакалавров / Г.М. Киселев. - М.: Дашков и К, 2014. - 304 c.

10. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. — М. : Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации [Сайт]. URL: 

12. Фрумин И., Каннинг М., Васильев К. Политика информатизации и новая школа России. -- М.: Всемирный банк, 2003. -- 209 с.

13. Фрумин И.Д., Соболева Е.Н., Авдеева С.М., Кашицын В.П., Уваров А.Ю., Шумихина Т.А., Муранов А.А., Барышникова М.Ю., Коваленко С.К., Цветкова М.С., Столяров Д.Ю. Сборник информационно-методических материалов о проекте «Информатизация системы образования». -- М.: Локус-Пресс, 2005. -- 52 с.

14. Шапиро К.В. Методика организации и проведения мониторинга эффективности внедрения средств информатизации в образовательных учреждениях // Управление процессом информатизации образовательного учреждения (опыт Петербургской школы) / Сост. Т.В. Лазыкина. - СПб: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2010. - С. 46-68.


Полный текст материала Статья "Возможности цифровизации в будущем для педагогов дошкольного образования" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рачева Елена Николаевна  Публикатор
04.01.2022 0 1747 148

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК