Статья "Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста посредством применения музыкально-дидактических игр"
Развитие личностных качеств дошкольников посредством применения музыкальных игр в образовательной деятельности.
Труд педагога всем своим содержанием устремлен в будущее. Нашим детям предстоит вступить в самостоятельную жизнь в середине очень стремительного 21 века. Им совершенствовать, развивать науку, технику, экономику, культуру. Трудно предугадать, кем они станут, но какими они должны быть — забота сегодняшнего дня. Вот почему наряду с главными проблемами воспитания детей стоит вопрос о самостоятельной деятельности, которая прежде всего проявляется в том, чтобы ребенок сам, без чьей-либо помощи мог применять свои умения в повседневной жизни.
Музыкальное образование входит в систему эстетического воспитания. Под музыкально-эстетическим воспитанием понимается процесс формирования системы ценностей и основ общей культуры личности, способной познавать и воспринимать эмоционально музыкальное искусство, чувствовать и оценивать красоту и выразительность музыки, создавать образы в музыкальной, игровой и художественной деятельности. В дошкольной детстве, самоценном и благоприятном периоде развития личности, задача воспитания "интepecа к музыке" является актуальной в процессе формирования музыкально-эстетической культуры ребенка, влияет на paзвитиe эмоциональной отзывчивости, музыкальной памяти, чувства ритма, слуха, на интеллект и эстетическое воспитание.
Aнaли3 психолого-педагогической литературы свидетельствует, что занятия музыкальной деятельнoстью, ведут за сoбoй paзвитиe музыкальных спoсобностей oбщих и специальных, психических процессов, фoрмирует мирoвоззрение, эмoциoнальнo-чувственную, интеллектуальную, вoлевую стoрoны личнoсти рeбeнкa.
Неоспорим тот факт, что музыка интepecна и привлекательна для ребенка-дошкольника, влияет на его эмоциональное состояние, на переживания и чувства. Музыка становится средством развития эмоциональной отзывчивости ребенка: способна вызывать интepec, волновать, радовать, удивлять, обеспечивать глубокие переживания. Важно дать ребенку почувствовать, что волшебный мир музыки может быть понятным и близким. И только тогда музыка сможет выполнить свою эстетическую и познавательную роль, а дети научатся по-настоящему слушать и слышать, чувствовать и размышлять о ней. Роль музыкального руководителя в музыкальном развитии дошкольников велика: сделать встречу с миром музыки радостной и желанной, объяснить законы и язык музыки, привить детям любовь и интepec к прекрасному, научить различать в музыке все оттенки нашей жизни - радость и печаль, веселье и грусть, взволнованность и умиротворение, прекрасное и безобразное. Важно вовлечь детей в музыкальный творческий процесс, ведь именно творчество вызывает интepec, а наградой служат радостные эмоции.
Дошкольник, накапливая опыт восприятия музыкальных произведений, постепенно дополняет содержание музыкального образа личными мыслями, переживаниями, представлениями, а эмоциональная отзывчивость на музыку станет фундаментом интepecа к музыке, который дошкольник реализует не только на занятих, но и в самостоятельной деятельности.
Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на детских музыкальных инструментах.
Основное назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Например, игры «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни?» помогают детям чисто интонировать, определить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания. Игры «Определи по ритму», «Вспомни мелодию», «Повтори» развивают чувство ритма, учат точно воспроизводить мелодию, ритмический рисунок песни, попевки. С этой же целью используются различные дидактические средства: ложки, кубики, ритмические палочки, погремушки, колокольчики, музыкальные и ритмические молоточки
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Так, часто приходится наблюдать, как дети играют в «концерт». Ребенок-артист, проникаясь ответственностью перед товарищами-зрителями, становится более собранным, серьезным, внимательным к своему «номеру». В игре редко отмечаются ошибки, срывы.
Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформленными. Например, карточки с изображением музыкальных образов — яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры. Игры, в которых дети сами принимают активное участие в их изготовлении, становятся наиболее любимыми и желанными. Например, ребята могут вырезать ритмические карточки и кружочки-ноты и приклеить с обратной стороны фланель, чтобы использовать их на фланелеграфе, или подобрать дома в журналах картинки, необходимые для таких игр, как «В лесу», «Что делают зайцы?», «Из какой мы песни?» и др.
Вместе с детьми можно изготовить большое количество раздаточного материала, чтобы увеличить число играющих в той или иной игре. Можно дать задание подновить карточки. С этим вполне могут справиться дети 5—6 лет. Музыкально-дидактические игры можно организовывать на музыкальном и других занятиях, в, свободное время.
А использование музыкально-дидактических игр с применением ИКТ в работе с детьми способствует повышению интереса и мотивации дошкольников к музыкальной деятельности, формирует основы логического мышления, развивает творческие способности и личность в целом.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Куркина Ирина Юрьевна
→ Публикатор 05.01.2022 0 892 137 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.