Статья "Развитие речи детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством использования пальчиковых игр в образовательной деятельности"


Статья. Развитие речи детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством использования пальчиковых игр в образовательной деятельности

У детей с ОВЗ имеются некоторые наиболее значимые особенности и одна из них это нарушение различных сторон речи.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. Эти выводы не случайны. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.

Пальчиковые игры, которые я применяю в своей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗразнообразны по своему содержанию, и делятся на несколько видов:

1) игры с предметами;

2) активные игры со стихотворным сопровождением;

3) игры манипуляции;

4пальчиковые кинезиологические игры;

5) игры с элементами самомассажа кистей и пальцев рук;

6) игры с музыкальным сопровождением.

Рассмотрим каждый из них:

1. Пальчиковые игры с предметами.

Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности, стимулируют речевую активность.

Сюда относятся:

а) Пальчиковые игры с карандашом (желательно, шестигранным, так как он дополнительно массажирует пальцы и ладонь) - «Горка»«Утюжок»«Мотор».

б) Игры с палочками, где детям предлагается выполнить рисунок из палочек с постепенным усложнением задания: выполнить узор после выкладывания его взрослым; по образцу; по словесной инструкции;

в) Игры с прищепками – начинать нужно с более простых упражнений, сначала дети учатся разжимая прищепки, снимать их с жёсткой основы – облетели лепестки у цветочка, собираем травку для коровы и только после освоения этих умений переходим к обучению прикрепления прищепок к чему-либо.

г) Игры и упражнения с использованием мелких предметов и природного материала, где можно использовать такие варианты заданий:

нанизывание на нитку необходимое количество бусин, по образцу, по словесной инструкции. Чем меньше возраст детей, тем крупнее должны быть бусины, а чтобы это было не простое нанизывание – делайте бусы, ожерелья, браслеты, вместо бусин можно использовать кольца от пирамидки;

выкладывание из мозаики разнообразных рисунков;

сортировка или перекладывание предметов (крупы, камешки, бусин, мозаики) из одной ёмкости в другую;

сухой бассейн, в качестве наполнителя используется фасоль или горох (игра «В поисках клада» ребенок опускает руки в сухой бассейн и ищет там спрятанный предмет)

складывание пирамидок, матрёшек, любых сборных игрушек; работа с рамками вкладышами, игры-шнуровки.

2. Следующий вид – активные игры со стихотворным сопровождением.

Это игры, которые побуждают детей к творчеству, в стихотворной форме они запоминаются быстрее. Дети выполняют движения соответственно тексту. Здесь, наряду с мелкой моторикой развивается общая моторика и координация движений.

3. Очень нравятся детям игры манипуляции.

Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

Например: «Мы делили апельсин»«Пальчик-мальчик, где ты был?» и др.

«Рисуем на ладошке» (можно на спине, это может быть геометрическая фигура, солнышко, дождик, цифра, затем меняемся. На начальном этапе детям предлагаются карточки – подсказки и дети выбирают подходящий рисунок.

4. Кинезиологические игры или «гимнастика для мозга», позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания.

Упражнение «Кулак-ладонь» - сначала делается одновременное сжимание и разжимание ладоней, затем попеременное. По мере усвоения можно усложнить, добавить ещё одно движение «Ладонь, кулак, ребро».

• «Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. (сначала медленно, затем быстрее, упражнение отрабатывается поочерёдно на каждой руке, затем обеими.

• «Ухо-нос» - левой рукой дотрагиваемся за кончик носа, а правой рукой-за противоположное ухо и чередуем положение рук.

"Симметричные рисунки" - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки ( начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д., главное, чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку).

5. Пальчиковые игры с элементами самомассажа кистей и пальцев рук.

В данных играх используются традиционные для массажа движения: разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

• «Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук.

• «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

Для более эффективного самомассажа кисти руки используются массажные валики и мячи, грецкий орех, шестигранный карандаш.

6Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.

В таких играх синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить их наиболее эффективно. У детей увеличивается словарный запаса, улучшается скоординированность движений, вырабатывается реакция.

Например«У жирафа пятна, пятна…»«У оленя дом большой»«Птицы-пальчики»  и др.

Материал для работы с детьми беру из различных источников, в том числе интернет ресурсов. Очень интересно работать с методическим пособием Татьяны Ткаченко«Развиваем мелкую моторику и речь». В данном пособии задания для тренировки пальчиковых движений объединены забавными текстами-рифмовками. Тексты составлены так, чтобы количество пальчиковых движений постепенно увеличивались, возрастала и сложность их выполнения. Для дошкольников с нарушениями речи, общей моторики, другими проблемами развития такие упражнения незаменимы. Сначала мы рассматриваем сюжет рисунка, отрабатываем каждое движение, превращая пальчики в тот или иной объект, затем разыгрываем сюжет в сочетании с текстом.

Во время занятий, учитываются индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям. При повторном проведении игры дети начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.

Пальчиковые игры мной проводятся ежедневно и включаются во все виды деятельности детей: в непосредственно образовательную, совместно организованную и самостоятельную игровую деятельность детей, в коррекционную индивидуальную работу, на прогулке.

Работая над развитием мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ, можно добиться определённых результатов - формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.


 


Полный текст материала Статья "Развитие речи детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством использования пальчиковых игр в образовательной деятельности" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Черкасова Ирина Михайловна  Публикатор
06.03.2022 0 760 133

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК