Статья "Аквааэробика для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речевого развития"


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №44»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аквааэробика

в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила

Инструктор по физической культуре

Скузоваткина Г.В

 

 

 

 

Саров 2022

 

 

В поисках инновационных методов закрепления плавательных умений и оздоровления детей, имеющих отклонения в речевом развитии я включила в свою работу занятия по аквааробике. Проблемами оздоровительного плавания, разработкой новых технологий занятий оздоровительной направленности в воде  у нас  начали заниматься с 1990 года, под руководством доктора педагогических наук, профессора кафедры плавания университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, президента "Ассоциации оздоровительного плавания Санкт-Петербурга" Тамары Геннадьевны Меньшуткиной.

Большой вклад в развитие аквафитнеса в Санкт-Петербурге внесли выпускники университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта.

Интерес к аквааэробике возрастает с каждым днем, так как она подходит практически всем. Здесь нет каких-либо ограничений или противопоказаний. Аквааэробикой могут заниматься и взрослые, и дети. Аквааэробика — отличный «выход из положения» в тех случаях, когда обычная физическая нагрузка не рекомендована. Ведь при занятиях на земле на скелет, мышцы, сердечно-сосудистую, респираторную и другие системы жизнедеятельности огромное воздействие оказывают силы гравитации. При занятиях в воде воздействие гравитационного притяжения на тело ослаблено. К тому же вода обладает уникальными свойствами, которые воздействуют на тело только ей присущим образом, даруя совершенно новые ощущения. Чем глубже погружается тело, тем заметнее воздействие воды и тем слабее воздействие гравитационного притяжения.

Известно, что закон выталкивающих сил был открыт древнегреческим ученым Архимедом. Этот закон гласит, что на всякое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу объема жидкости вытесненным телом. Выталкивание порождает замечательное чувство невесомости и плавучести, которые испытывают большинство людей при погружении в воду. При погружении в воду до уровня пояса гравитационное притяжение сокращается на 50%. При погружении до уровня груди гравитационное притяжение ослабевает еще больше, сокращаясь приблизительно на 80%. Итак, воздействие силы притяжения на тело заметно ослабевает, и происходит куда большее воздействие силы выталкивания.

Ослабевание гравитационного притяжения и возросшая плавучесть (как результат воздействия выталкивающей силы):

•        служат опорой телу;

•        сокращают вес, который несут на себе суставы при передвижении человека по земле;

•        позволяют снять с суставов ту нагрузку, которая ложится на них во время занятий на суше.

Из-за того что гравитационное притяжение ослабевает при погружении в воду, воздействие ударных сил становится не столь опасным. А значит, негативное воздействие, которому подвергаются суставы, во время занятий на суше, в воде заметно смягчается. Поэтому упражнения можно выполнять продолжительное время и более часто без возрастания риска получения травмы (разумеется при условии, что упражнения выполняются на соответствующей глубине и при определенной подготовке). Уникальная опора скелету в виде выталкивающей силы воды ослабляет травматическое воздействие, оказываемое на тело при выполнении физического упражнения.

Выталкивающая сила позволяет также естественным образом держаться руками и ногами на поверхности воды. Это избавляет от лишних усилий, затрачиваемых на то, чтобы удержаться в определенной позе во время упражнений. К примеру, если стоять с разведенными в сторону руками, то потребуется статическое сокращение дельтовидной мышцы и плечевых мышц, чтобы удерживать это положение. Такое мышечное усилие необходимо для преодоления силы гравитации, которая тянет тело вниз. Однако когда руки погружены в воду, их вес принимает на себя выталкивающая сила воды, которая поднимает тело на поверхность. Следовательно, означенным мышцам не придется выполнять столь огромную работу, и вообще какую бы то ни было работу, чтобы удерживать это положение. В результате рука с большей легкостью может выполнять другие действия.

Таким образом, при эффективном использовании сила выталкивания:

•        может оказывать содействие в выполнении определен¬ных упражнений;

•        помогает добиться большей подвижности суставов и увеличить их гибкость;

•        помогает увеличить мышечную силу и выносливость, повышает общий мышечный тонус.

Это особенно важно для тех, чья мышечная сила ограниченна, кто нуждается в дополнительной опоре при выполнении подобных упражнений. В первую очередь это относится к детям: сила выталкивания обеспечивает им такую опору, позволяющую использовать двигательные возможности суставов в большей мере.

Дополнительное сопротивление в воде создает специальное снаряжение, используемое на занятиях по аквааэробике. Прежде всего, это специальный спасательный пояс, который  помогает удерживать тело на плаву. Также  для детей подходят различные гантели, гибкие палочки «нудлы» и др. Использование такого специального инвентаря особенно эффективно для занятий с детскими группами, где преследуется цель общего оздоровления и укрепления организма


 


 

Задача сохранения и укрепления здоровья детей является приоритетной в работе дошкольных образовательных учреждений. Её успешное решение во многом зависит от внедрения современных средств оздоровления в систему физического воспитания ДОУ.

Пройдя курсы повышения квалификации, познакомившись с опытом работы инструкторов по плаванию , изучив большое количество литературы по проблеме включения аквааэробики в занятия с детьми имеющими нарушения в речевом развитии, а так же проанализировав

Задачи коррекционной работы с детьми с ТНР (ОНР)

  • Дифференциация носового и ротового дыхания.

  • Развитие слухового внимания.

  • Развитие мелкой моторики.

  • Развитие общей координации.

  • Развитие координации между движением и словом.

  • Развитие динамической координации движений (напряжение – отдых – напряжение)

  • Развитие мотивационной сферы.

я решила остановить свой выбор на методике «Фигурное плавание в детском саду» М.Д.Маханева,иГ.В.Баранова.

Методика была апробирована в детских садах Нижнего Новгорода и доказала положительное воздействие на организм детей дошкольного возраста.

Из опыта своей первоначальной работы , когда элементы аквааэробики использовались в подготовительной части занятия по плаванию , в дальнейшем я пришла к выводу , что аквааэробику рациональнее использовать как средство совершенствования плавательных умений у детей с нарушениями речи.

В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьёзную озабоченность общества. По данным ИНИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН в России 60% детей от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу здоровыми.

В основу современной государственной политики РФ в области дошкольного образования положены идеи гуманизации, поэтому основной профессионально-педагогической ценностью выступает ребенок, его жизнь и здоровье.

Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем.

Результатом дошкольного физкультурного воспитания должны стать высокий уровень здоровья ребенка и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека

Задачи ФГОС ДО:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей

2. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие творческого потенциала каждого ребёнка.

Особенностью организации и проведений занятий с заикающимися детьми является:

подготовительный этап:

  • использование безречевых сигналов (карточки, звуки). Они используются для построения или перестроения, развития мелкой моторики, при проведении подвижных игр;

  • речь инструктора спокойная, замедленная, лаконичная, обязательно с естественной интонацией;

  • шумные подвижные игры заменяются играми средней и малой подвижности, которые способствуют развитию зрительной и слуховой памяти, двигательной реакции;

  • в заключительной части каждого занятия проводится релаксация как отдельных частей тела, так и всего организма.
    режим молчания:

  • в занятие включаются только движения хорошо знакомые детям;

  • широко применяются игровые сюжеты;

  • поддержка ровного эмоционального фона, поскольку дети могут по-разному реагировать на молчание в силу своих особенностей;

  • выполнение общеразвивающие упражнения вместе с детьми;

  • использование звукового сигнала при смене видов двигательной деятельности;

  • исключаются шумные подвижные игры, упражнения, связанные с обучением, игры, требующие повышенного эмоционального напряжения.
    режим шепотной речи:

  • общение с детьми шепотом;

  • речь инструктора плавная, спокойная;

  • Используются малоподвижные игры.

Детям с нарушением речи необходимы занятия по аквааэробике, так как :

Теплая вода в бассейне способствует лучшей релаксации ребенка. Расслабление мышц упрощает речевые функции голосового аппарата. Водяные пары обеспечивают влажную мягкую среду, облегчающую дыхание, увлажняющую гортань, что способствует беспроблемному производству речи.

  • Усиление мышц, используемых в речевом производстве. Гидростатическое давление воды на уровне грудной клетки способствует тренировке вспомогательных дыхательных мышц и диафрагмы, основной мышцы, участвующей в дыхании при речи. Вода способна создавать нагрузку на грудную клетку, поддерживать шею и голову, тем самым обеспечивая лучшее позиционирование для челюсти и языка. Это способствует улучшению речевых навыков и способствует более понятной артикуляции. Логопедические упражнения, выполняемые в воде, способствуют развитию громкого и четкого голоса, тренируют ребенка произносить более длинные фразы.

  • Устранение психологических препятствий. Серьезным препятствием для достижения успеха является естественная психологическая защита ребенка. Около половины детей, проходящих логопедическое лечение, оказывают значительное сопротивление терапевту. Многие упражнения, которые ребенок не позволяет выполнить на суше, становится возможно выполнить благодаря тому, что в теплой воде ребенок расслабляется и успокаивается. В воде ребенок лучше отрабатывает осознание, силу и подвижность речевых мышц.

  • Лучшая фокусировка и концентрация внимания. Теплая вода в бассейне имеет тенденцию уменьшать тактильную защищенность ребенка. Это помогает детям переключить внимание на такие вещи, как вокальная и словесная имитация и речевое производство. Окружающая среда также очень мотивирует и усиливает развитие языковых и познавательных навыков.

Возможности для развлечения и социализации в воде: Аквааэробика и бассейн воспринимаются детьми как пространство игры, а не лечения. Вода комфортна, приятна, обеспечивает естественную среду для пения песен, проведения игр. Это дает прекрасную возможность развивать социальные навыки в обстановке комфорта и веселья


 


Полный текст материала Статья "Аквааэробика для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речевого развития" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Скузоваткина Галина Владимировна  Публикатор
11.03.2022 0 720 126

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК