Проект "Детский сад - Страна здоровья"
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Детский сад-страна Здоровья»
Автор: Леонтьева Лариса Ивановна- старший воспитатель
МОУ Детский сад № 245 Советского района Волгограда
I.Паспорт проекта:
-Направленность - информационно-познавательный, творческий.
-По составу участников – групповой
-Участники: воспитанники средней группы, педагоги, родители
-По продолжительности- средней продолжительности (2,5 месяца)
-По профилю занятий - межпредметный (все образовательные области)
-Основное направление-оздоровление воспитанников и пропаганда ЗОЖ
-Этапы проекта:
1.Организационный (август)
2.Исполнительский (основной) (сентябрь)
3.Заключительный (начало октября)
-Авторы проекта- Леонтьева Лариса Ивановна
-Руководитель проекта-Леонтьева Лариса Ивановна
-Аннотация: Мероприятия проводятся в непосредственно-образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей: беседы, рассматривание, досуговая деятельность, чтение художественной литературы, игровая деятельность.
-Нормативная база: Приказ Минобразованияя и науки РФ от 17.10.2013 г № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
-СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
-Основная образовательная программа МОУ Детский сад
II.Структура проекта:
Актуальность
Здоровье…Что такое здоровье? Почему о здоровье подрастающего поколения так много говорят?
В настоящее время становится очевидным, что проблема здоровья подрастающего поколения - одна из наиболее актуальных. Начинаем рассуждать. Здоровье населения России становится проблемой национальной безопасности. Эти мысли уже не отделимы от нас в повседневной жизни. Мы наблюдаем. Мы болеем. Мы узнаем из СМИ. А если обратиться к статистике? С ней не поспоришь. За последнее десятилетие в несколько раз возросла заболеваемость по многим формам патологий. По-прежнему увеличивается количество физически ослабленных, часто и длительно болеющих детей.
А как может у «больного» населения быть здоровое потомство? С другой стороны, как может существовать «здоровая» нация, если подрастающее поколение не является таковым?
Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей обусловлена ещё и тем, что процесс необходимо начинать с первых лет обучения, т.к. дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Поэтому данная задача является одной из основных для дошкольного учреждения.
Актуальность обусловлена и содержанием законодательных актов и нормативных документов. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Тема проекта своевременна, так как при проектировании выявились проблемы, тормозящие осуществление целостного процесса воспитания детей - недостаточный уровень профессиональной компетентности воспитанников и родителей в вопросах здоровьесбережения (данные анкетирования и тестирования).
Приведем данные опросов, проведенного среди детей нашего дошкольного учреждения. Диагностика отношения ребенка к здоровью и здоровому образу жизни воспитанников показала, представление о здоровье у детей еще «размыто», связано с элементарными знаниями, возникающие в процессе приобретения жизненного опыта детей через личные ощущения (во время болезни) и, возможно, наблюдений за окружающей действительностью в зоне ближайшего домашнего окружения. Зачем надо быть здоровым? Как нужно заботиться о своем здоровье?....и масса других вопросов, которые еще не посещают детские головки. И наша задача, посеять в них эти знания.
Анализ опросов родителей показал их мнение по вопросу организации физического воспитания детей и гигиены в семье, необходимости формирования ЗОЖ. Источниками знаний о физическом воспитании детей и приобщению их к ЗОЖ, в основном, названы: интернет и личный опыт. А вот процент родителей, желающих Детский сад, как источник просветительской работы, оказался ничтожно мал. Это говорит о том, что педагогам дошкольного учреждения необходимо, прежде всего, установление доверительных отношений между собой и родителями с тем, чтобы совершенствовать работу по вопросам формирования у дошкольников потребности в здоровом образе жизни, воспитании положительных привычек.
Поэтому возникла необходимость целенаправленной и систематической работы с воспитанниками и родителями в вопросах формирования у детей осознанного отношения к своему здоровью, а у родителей заинтересованности в сотрудничестве с детским садом по данному направлению. На наш взгляд, одним из решений данной проблемы стала реализация проекта: «Детский сад-страна Здоровья»
Проблема:
1. Высокая заболеваемость воспитанников, обусловленная рядом причин:
-наличие детей, относящихся к категории ЧБД;
-поступление в Детский сад, в основном, со 2 и 3 группой здоровья;
-не сформировано осознанное отношение ребенка к своему здоровью.
2. Родители не видят необходимости во взаимодействии с Детским садом по проблеме оздоровления детей, в связи с тем, что не обладают объемом валеологических знаний и отсутствует систематическая презентация педагогической практической деятельности данного направления. И процесс, так называемого, «оздоровление» детей имеет односторонний «домашний» характер. При этих условиях трудно сформировать осознанное отношение самих детей к своему здоровью. Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной для нашего детского сада и для общества в целом.
Выбор темы проекта: Выбор направления проекта основан на стихийно сложившейся ситуации: Таня задала вопрос воспитателю, почему сегодня не пришла в Детский сад ее подружка Алена, ведь они собирались поиграть в Дочки-матери и Алена должна быть сегодня «дочкой»?
-«Алена заболела»- сказала воспитатель.
Девочка поинтересовалась: «А почему Алена заболела?».
-«А я тоже болел» - подбежал Саша.
- «И я».
- «А у меня болело горло».
-«А Алена ела мороженое и у нее заболело горло».
-«Нет, у не болит живот, ей попал в него микроб»…….-слышалось со всех сторон.
Стало ясно, что дети заинтересовались данной темой. Так возникла мысль развивать ее.
Для входа детей в проект был использован метод трех вопросов:
-
«Что можно и нужно делать, чтобы не заболеть?
Дети высказывались: мыть руки и яблоки; ходить к врачу; делать уколы….
2. «Что хотели бы узнать?».
Дети, в силу своего возраста, не смогли сразу сформулировать ответ. С помощью наводящих вопросов педагога, наметились и интересующие вопросы: почему надо есть овощи и фрукты? зачем нам нужны витаминки? почему нужно бегать и прыгать?...
3.«Где можно найти ответ?».
Проектная деятельность предполагает активное участие родителей, поэтому детям было предложено за ответами обратиться к мамам и папам.
Цель проекта: создание единого здоровьесберегающего пространства в целях формирования осознанного отношения к своему здоровью.
Задачи проекта:
-создать здоровосберегающую среду для реализации проекта;
-сформировать и углубить знания детей о факторах, влияющих на здоровье;
-сформировать у детей потребность к здоровому образу жизни;
-расширять представление детей о гигиенической культуре;
-вызвать интерес к физическим упражнениям;
-развить у детей умение находить нужную информацию, делать выводы;
-поощрять творческую инициативу детей и родителей;
-заинтересовать родителей в активной работе по оздоровлению и укреплению здоровья детей.
Гипотеза проекта: В процессе реализации проекта будут созданы условия для приобретения детьми опыта познавательной деятельности в направлении здоровьесбережения. Сформируется компетентность родителей в данном направлении. Применение полученных знаний поможет детям осознанно относится к собственному здоровью и повысит заинтересованность мам и пап в необходимости взаимодействия детского сада и семьи в формировании здорового образа жизни у подрастающего поколения.
Новизна проекта:
-В использовании комплексного подхода к здоровьесбережению в разных видах деятельности. Мы отходим от стандартного обучения детей ЗОЖ. Осознанное отношение к своему здоровью формируется за счет детской пытливости. Удовлетворяя свою любознательность, выискивая пути получения ответов на свои вопросы, они учатся быть здоровыми.
-В рамках проекта реализуются инновационные здоровьесберегающие технологии, используется мультимедийные презентации.
-При разработке проекта учтены основные положения ФГОС ДО: интеграция образовательных областей, взаимодействие всех участников образовательных отношений.
Условия реализации проекта: заинтересованность участников проекта в достижении конечного результата, регулярность и систематичность работы.
Стратегия осуществления проекта:
-Общее руководство и координацию деятельности осуществляет заведующий МОУ.
-Проектирование, стратегическое руководство, оперативную корректировку -старший воспитатель.
-Оперативное исполнение – коллектив дошкольного образовательного учреждения и партнеры
Интеграция образовательных областей:
-физическое развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-социально-коммуникативное;
-художественно-эстетическое развитие.
Партнеры по реализации проекта:
-родители, привлечение которых обеспечивает - участие в совместных мероприятиях и жизни детского сада, психолого – педагогическое просвещение родителей, изучение семьи и установление контакта.
Направления деятельности и предполагаемые формы работы:
С детьми:
-тематические беседы, занятия;
-рассматривание альбомов, иллюстраций;
- продуктивная деятельность;
- досуговые мероприятия;
- игровая деятельность;
-оздоровливающие гимнастики.
С родителями:
-беседы, консультации, родительские собрания, анкетирование;
-конкурсы и смотры;
-совместная досуговая деятельность.
Этапы проекта:
1. Организационный (август): анализ состояния воспитательного процесса по данной теме, выявление проблемы, анкетирование воспитанников и родителей, составление тематического плана реализации проекта, определение степени участия всех специалистов.
-Педагоги: раскрывают проблему, определяют цель, задачи и методы введения детей в проект - моделируют ситуации, позволяющие выявить проблему и используют методику трех вопросов.
-Дети: с детьми обсуждают проблему- «о своем здоровье знаем мало». Дети входят в проект.
-Родители: у родителей вызвать положительное отношение к проблеме проекта, предложить рассказать детям, почему так важно быть здоровым.
2. Исполнительский (основной) (сентябрь): поэтапная реализация задач программы в соответствии с намеченным планом.
-Педагоги: построение развивающей среды в группах и ДОУ -изготавливает пособия, игры; проводят беседы, НОД, продуктивную деятельность; проводят консультационную работу с родителями по теме проекта;
-Дети: разучивают тематические физминутки, комплекс утренней гимнастики, участвуют в продуктивной и познавательной деятельности; взаимодействуют с родителями в поисках информации;
-Родители: взаимодействуют с детьми в поисках информации; с педагогами- в информативно-просветительских целях; с администрацией Учреждения по оказанию помощи в формировании развивающей предметно- пространственной среды.
3. Заключительный (начало октября): фиксирование результатов, подведение итогов, анализ эффективности проекта (минипедагогический совет), презентация проекта.
Предполагаемый результат:
По окончанию проекта:
Дети:
-сформированность начальных представлений о ЗОЖ;
-наличие потребности в здоровом образе жизни;
-развиты двигательная активность и физические качества детей: быстрота, выносливость;
-наблюдается снижение заболеваемости;
Родители:
-осознание важности формирования собственных знаний о ЗОЖ, как условия воспитания осознанного отношения ребенка к своему здоровью;
-проявление желания совместного «проживания» с детьми дошкольного детства: участия в совместных мероприятиях и проектах; оказания помощи в формировании здоровьесберегающей развивающей среды.
Педагоги:
-поиск новых методов и приемов в работе с детьми по здоровьесбережению;
-разработка консультативно-практического материала для родителей по валеологическому воспитанию;
-пополнение предметно-пространственной развивающей среды нетрадиционным оборудованием.
III.Реализация проекта:
С детьми:
-НОД: «Во саду ли, в огороде выросло Здоровье»;
-Беседы:
-«здоровый человек - какой он?»;
-«почему солнышко и вода- наши лучшие друзья?»
-«яблочко или конфетка?»
- «овощи и фрукты- полезные продукты»
-«мыло душистое- полотенце пушистое»…
-Рассматривание и обсуждение альбомов «Виды спорта», «Полезное -вредное», «Чистота-залог здоровья»;
-Продуктивная деятельность: Рисование «Я гуляю»; Аппликация(коллективная) «Корзинка Здоровья»;
-Экспериментальная деятельность: «Погладим камешки», «Веселая бумага», «Полезные камешки», «Разноцветные шарики», «Кто играет лентами»…
-Дыхательная гимнастика;
-Технологии воздействия цветом и музыкой;
-Корейская методика СУ-ДЖОК;
-Закаливающие процедуры: босохождение, «дорожки здоровья», обтирание сухой варежкой…
-Чтение х\л : К.Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит», А. Барто «Девочка чумазая», «Я расту»;
-Пальчиковые игры: «Ежик», «Сорока- белобока», «Капусту рубим»…
-Гимнастика для глаз: «Сева», «Хлоп-хлоп», «Рисуем»…
-С/игры «Доктор», «Дочки-матери», «Айболит», «Скорая помощь»;
-П/и «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Караси и щука», «Бездомный заяц», «Совушка-сова», «Золотые ворота»;
-Д/игры «Чудесный мешочек», «Полезное-вредное», «Хорошо-плохо», «Летние и зимние виды спорта»;
-Досуг «Путешествие в страну Здоровья»
С родителями:
-Памятка по формированию ЗОЖ;
-Анкетирование по ЗОЖ;
-Мультимедийная презентация «Разговор о правильном питании»;
-«Родителям о закаливании»
-Индивидуальные беседы о значении совместной двигательной деятельности
С педагогами:
Консультация «Здоровье- есть сама жизнь!»
Мастер-класс «Пластилишка - оздоровишка»
Перспективы развития проекта (продукт)
-Пополнение и модернизация с помощью родителей Центра физического развития нетрадиционным оборудованием;
-Изготовления Лепбука «Книжица Здоровья»;
-Досуговая деятельность «Поможем Мишке».
Практическая значимость:
-возможность использования материалов проекта в детском саду и в семейном воспитании;
-реализация проекта способствует всестороннему развитию ребенка;
-материалы проекта пополняют методическое обеспечение Детского сада и могут применяться в разных режимных моментах.
Оценка результатов: Оценка качества овладения умениями и навыками будут оцениваться:
- воспитанниками - через наблюдения за детьми в процессе образовательной деятельностью, открытые просмотры мероприятий, оценку посещаемости;
-педагогами - по участию в проектной деятельности;
-родителями – по степени участия родителей в совместных садовых мероприятиях с детьми по вопросу здоровьесбережения, в формировании ППРС.
Презентация проекта: Проект и его продукт может быть использован в методической работе и педагогами в работе с детьми
Результаты проекта: В ходе реализации проекта у детей повысился познавательный интерес к собственному здоровью, к двигательной активности. Дети с удовольствием ходят по дорожкам здоровья, делают гимнастику после сна. Проект способствовал обогащению эмоциональной сферы воспитанников и развития творческих способностей. Уровень снижения заболеваемости будет отслеживаться дальше, по мере продолжения кропотливой работы, так как этот процесс длительный и не может быть оценен по истечении двух месяцев продолжения проекта.
Родители более заинтересованы в решении вопросов оздоровления детей, обращаются за консультациями, оказывают помощь в формировании ППРС.
Таким образом, по итогам оценки результатов, мы можем утверждать, что практически все ожидания от проведения данного проекта оправдались.
Список используемой литературы:
1.Т.И. Оверчук «Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ».- М.: Просвещение, 2004
2.М.Е. Картушина «Зеленый огонек здоровья» -М.:ТЦ Сфера, 2007
3.Т.А.Шорыгина «Беседы о здоровье» -методическое пособие
4. И.М.Новикова «Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников»
5. В.П.Алферова «Как вырастить здорового ребенка», 1991
6. К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников»Пособие для педагогов, дошкольных учреждений и родителей – М.:Мозаика- синтез, 2013
7. М.Д. Маханева «Воспитание здорового ребенка»-М.:АРКТИ, 2007
На странице приведен фрагмент.
Автор: Леонтьева Лариса Ивановна
→ Публикатор 06.06.2022 0 756 92 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы