Статья "Изучение состояния уровня развития игровой деятельности; выяснения уровня владения детьми игровыми навыками и умениями"
Изучение особенностей деятельности дошкольника
Виды деятельности дошкольника |
Психологические особенности |
Игровая |
Игра – это особая форма освоения действительности, путем ее воспроизведения, моделирования. Предпосылки игры созревают в раннем возрасте: 1.Усвоение знаковой функции сознания. 2. Переименование себя в соответствии с ролью. 3.Сознательное подражание взрослым. В игре возникает новая форма удовлетворения ребенка – радость от того, что он действует так, как требуют правила – эта линия продолжается в младшем школьном возрасте. Окружающая среда выступает источником развития игры и находит свое выражение в сюжетах и содержании игр. В игре возникают особые формы общения детей (кооперативно-соревновательное, внеситуативно-личностное), в ходе которых дети учатся языку общения, согласованию своих действий с другими, взаимопониманию и взаимопомощи. В играх детей как в лакмусовой бумажке проявляются все плюсы и минусы педагогических воздействий взрослых. Уже в раннем возрасте нужно учить детей играть, играя вместе с ребенком, иначе игра задерживается в развитии, возникают отклонения в поведении детей. Утрата игры имеет негативные последствия: трудности освоения детьми социальных ролей, установления контактов с окружающими людьми. В дошкольном возрасте развивающий потенциал игры реализуется при ее переходе в игру самодеятельную. Развитие игры – это не простое усложнение сюжетов, а обобщение детского опыта и его практическое применение в условиях игры. Развитие личности ребенка в игре происходит благодаря механизму превращения – это процесс перевоплощения в другого человека. Превращение имеет 3 стороны: 1. Когнитивная сторона – это знание игровой роли, подбор атрибутов и создание условий для игры. 2. Аффективная сторона – это внутренний настрой на выполнение роли, переход из одного состояния в другое. 3. Регулятивная (поведенческая) сторона – это игровое поведение (практическое и условное). Уровень превращения оценивается игровой ролью. 1 уровень характеризуется принятием игровой роли. Мотив-участие в игре. Играет по подражанию, не самостоятелен, отсутствует развернутая ролевая речь, не удерживает роль, не следит за ходом игры. 2 уровень – освоения роли. Мотив – разыгрывание сюжета по определенным правилам. Большое число конфликтов (по поводу ролей, сюжета, использования предметов-заместителей). Ребенок не включается в игру эмоционально. Удовлетворенность игрой зависит от того, насколько удалось удовлетворить свои желания, даже вопреки желаниям других. Игры стереотипны, сопротивляется изменениям в игре. 3 уровень – высокий – овладение ролью. Мотив: опробывание разных игровых ролей. Игра принимает творческий характер, проявляющийся в импровизации и эмоциональной включенности. Игра оказывает влияние на все стороны развития ребенка: моторную, умственную, языковую, эмоционально-социальную. Через игру дети учатся: – строить свои жизненные планы, – определяют действия и средства их достижения, – проходят школу конструктивного общения и взаимодействия с другими людьми. |
Продуктивная |
Продуктивная деятельность представлена рисованием, лепкой, аппликаций и конструированием. На протяжении дошкольного возраста для ребенка наиболее важен процесс создания продукта. Дети дополняют продукт (рисунок, поделку) словами, обыгрывают. В работах ребенка представлен его опыт: – действий с предметами, – зрительных впечатлений от предметов, – графических образов, - того, что узнал от взрослых. Ребенок изображает то, что знает. В продуктах ребенок выражает свое отношение к окружающему. Характер изображения определяется способом обследования предмета. Цвет в рисунках может использоваться произвольно и отражает отношение ребенка к объекту. Содержание рисунков обусловлено половой принадлежностью ребенка, ценностными ориентациями, культурой, особенностями семьи и событий, степенью ориентированности ребенка на реальную или воображаемую действительность. Особое место занимает конструктивная деятельность. Она развивает умение видеть предмет, определять его назначение, свойства, развивает общение и личностные качества ребенка. Различают следующие типы конструирования: – по образцу (обследование предмета включает выделение основных частей и анализ их взаиморасположения); – по условиям – создает основу для творческого конструирования; – по замыслу осуществляется в игровой деятельности, развивает умение планировать, совместно обсуждать, подчинять свои желания конкретному замыслу. Каждый тип конструирования развивает специфические способности. |
Трудовая |
В продуктивной деятельности ребенок учится ставить цель, затрачивать волевые усилия для ее достижения, получать результат. Своеобразие труда дошкольника заключается в следующем: – в тесной связи его с игрой, – не имеет общественно значимого результата, – служит средством развития личности. Организация труда включает: – формирование мотивов работы (ее смысла), – обучение способам (как делать?), – выработку навыков и умений (самостоятельности), – обучение планированию и согласованию действий. Для того, чтобы трудовая деятельность оказывала необходимое влияние на развитие личности дошкольника, необходимо руководство со стороны взрослого. Взрослый формирует мотивы работы, навыки и умения, обучает способам, планированию и согласованию действий в процессе труда. Овладение начальными элементами трудовых действий способствует психическому развитию ребенка и готовит его к школе. |
Учебно-познавательная |
В учебно-познавательной деятельности ребенок учится планировать, знакомится с трудом взрослых, понимает его значимость и результаты. Особенности «учебной» деятельности дошкольника (Л.С. Выготский): 1. Спонтанная: ребенок учится тому, что ему интересно. 2. Непроизвольная: включается в деятельность, в которой научение выступает в качестве результата, а не цели. Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух или более участников образовательного процесса по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается партнерской позицией взрослого и партнерской формой организации, опирающейся на сотрудничество, свободное общение и сочетание индивидуальных, подрупповых и групповых форм работы с детьми. Данная форма обучения может быть использована в работе с детьми любого периода дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться учебно-игровая деятельность. Она протекает в форме познавательных занятий. Во вводной части занятия педагог ставит перед детьми познавательную задачу и создает проблемно-игровую ситуацию (помочь Незнайке, найти спрятанный клад, сшить платье и т.п.). В основной части происходит решение поставленной задачи. Дети приобретают знания и умения, систематизируют представления, учатся применять их в новых проблемно-игровых ситуациях. В заключительной части педагог вместе с детьми анализирует полученные результаты, способы выполнения с точки зрения проблемно-игровой ситуации |
План наблюдения за ребенком в сюжетно-ролевой игре
Участник наблюдения: ребенок 5 лет
Ориентировочные показатели длительности игры: до 6о мин
Цель наблюдения: изучение состояния уровня развития игровой деятельности; выяснения уровня владения детьми игровыми навыками и умениями.
Критерии для изучения поставленной цели:
-
взаимодействие со сверстниками (умение не мешать другим организовывать игру или принимать участие в общей игре);
-
умение играться долго, с увлечением, сосредоточенно;
-
знание норм поведения и использования позитивных форм в общении с однолетками (разговаривать спокойно, вежливо попросить, предложить другу свою игрушку, уступать роль, помогать);
-
выявление чувств эмпатии (сопереживание, сочувствие, радость от общения со сверстниками и т.п.).
План наблюдения. Сюжетно-ролевая игра «В магазине»
-
Сколько детей играет вместе?
-
Содержание и продолжительность игры?
-
Какую роль для себя выбрал ребенок? (главную и второстепенную)
-
Нравится ребенку играть со сверстниками?
-
Помогает в игре своим сверстникам?
-
Меняется ли настроение у ребенка в ходе игры?
-
Какие эмоции преобладают у ребенка?
На странице приведен фрагмент.
Автор: Савельева Мария Сергеевна
→ Публикатор 11.10.2022 0 3174 96 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.