Статья "Изучение состояния уровня развития игровой деятельности; выяснения уровня владения детьми игровыми навыками и умениями"


Изучение особенностей деятельности дошкольника


 

Виды деятельности дошкольника

Психологические особенности

Игровая

Игра – это особая форма освоения действительности, путем ее воспроизведения, моделирования.

Предпосылки игры созревают в раннем возрасте:

1.Усвоение знаковой функции сознания.

2. Переименование себя в соответствии с ролью.

3.Сознательное подражание взрослым.

В игре возникает новая форма удовлетворения ребенка – радость от того, что он действует так, как требуют правила – эта линия продолжается в младшем школьном возрасте.

Окружающая среда выступает источником развития игры и находит свое выражение в сюжетах и содержании игр.

В игре возникают особые формы общения детей (кооперативно-соревновательное, внеситуативно-личностное), в ходе которых дети учатся языку общения, согласованию своих действий с другими, взаимопониманию и взаимопомощи.

В играх детей как в лакмусовой бумажке проявляются все плюсы и минусы педагогических воздействий взрослых.

Уже в раннем возрасте нужно учить детей играть, играя вместе с ребенком, иначе игра задерживается в развитии, возникают отклонения в поведении детей.

Утрата игры имеет негативные последствия: трудности освоения детьми социальных ролей, установления контактов с окружающими людьми.

В дошкольном возрасте развивающий потенциал игры реализуется при ее переходе в игру самодеятельную. Развитие игры – это не простое усложнение сюжетов, а обобщение детского опыта и его практическое применение в условиях игры.

Развитие личности ребенка в игре происходит благодаря механизму превращения – это процесс перевоплощения в другого человека.

Превращение имеет 3 стороны:

1. Когнитивная сторона – это знание игровой роли, подбор атрибутов и создание условий для игры.

2. Аффективная сторона – это внутренний настрой на выполнение роли, переход из одного состояния в другое.

3. Регулятивная (поведенческая) сторона – это игровое поведение (практическое и условное).

Уровень превращения оценивается игровой ролью.

1 уровень характеризуется принятием игровой роли. Мотив-участие в игре. Играет по подражанию, не самостоятелен, отсутствует развернутая ролевая речь, не удерживает роль, не следит за ходом игры.

2 уровень – освоения роли. Мотив – разыгрывание сюжета по определенным правилам. Большое число конфликтов (по поводу ролей, сюжета, использования предметов-заместителей). Ребенок не включается в игру эмоционально. Удовлетворенность игрой зависит от того, насколько удалось удовлетворить свои желания, даже вопреки желаниям других. Игры стереотипны, сопротивляется изменениям в игре.

3 уровень – высокий – овладение ролью. Мотив: опробывание разных игровых ролей. Игра принимает творческий характер, проявляющийся в импровизации и эмоциональной включенности.

Игра оказывает влияние на все стороны развития ребенка: моторную, умственную, языковую, эмоционально-социальную.

Через игру дети учатся:

строить свои жизненные планы,

определяют действия и средства их достижения,

проходят школу конструктивного общения и взаимодействия с другими людьми.

Продуктивная

Продуктивная деятельность представлена рисованием, лепкой, аппликаций и конструированием.

На протяжении дошкольного возраста для ребенка наиболее важен процесс создания продукта. Дети дополняют продукт (рисунок, поделку) словами, обыгрывают.

В работах ребенка представлен его опыт:

действий с предметами,

зрительных впечатлений от предметов,

графических образов,

- того, что узнал от взрослых.

Ребенок изображает то, что знает. В продуктах ребенок выражает свое отношение к окружающему.

Характер изображения определяется способом обследования предмета. Цвет в рисунках может использоваться произвольно и отражает отношение ребенка к объекту.

Содержание рисунков обусловлено половой принадлежностью ребенка, ценностными ориентациями, культурой, особенностями семьи и событий, степенью ориентированности ребенка на реальную или воображаемую действительность.

Особое место занимает конструктивная деятельность. Она развивает умение видеть предмет, определять его назначение, свойства, развивает общение и личностные качества ребенка.

Различают следующие типы конструирования:

по образцу (обследование предмета включает выделение основных частей и анализ их взаиморасположения);

по условиям – создает основу для творческого конструирования;

по замыслу осуществляется в игровой деятельности, развивает умение планировать, совместно обсуждать, подчинять свои желания конкретному замыслу.

Каждый тип конструирования развивает специфические способности.

Трудовая

В продуктивной деятельности ребенок учится ставить цель, затрачивать волевые усилия для ее достижения, получать результат.

Своеобразие труда дошкольника заключается в следующем:

в тесной связи его с игрой,

не имеет общественно значимого результата,

служит средством развития личности.

Организация труда включает:

формирование мотивов работы (ее смысла),

обучение способам (как делать?),

выработку навыков и умений (самостоятельности),

обучение планированию и согласованию действий.

Для того, чтобы трудовая деятельность оказывала необходимое влияние на развитие личности дошкольника, необходимо руководство со стороны взрослого. Взрослый формирует мотивы работы, навыки и умения, обучает способам, планированию и согласованию действий в процессе труда.

Овладение начальными элементами трудовых действий способствует психическому развитию ребенка и готовит его к школе.

Учебно-познавательная

В учебно-познавательной деятельности ребенок учится планировать, знакомится с трудом взрослых, понимает его значимость и результаты.

Особенности «учебной» деятельности дошкольника (Л.С. Выготский):

1. Спонтанная: ребенок учится тому, что ему интересно.

2. Непроизвольная: включается в деятельность, в которой научение выступает в качестве результата, а не цели.

Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух или более участников образовательного процесса по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается партнерской позицией взрослого и партнерской формой организации, опирающейся на сотрудничество, свободное общение и сочетание индивидуальных, подрупповых и групповых форм работы с детьми. Данная форма обучения может быть использована в работе с детьми любого периода дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться учебно-игровая деятельность. Она протекает в форме познавательных занятий. Во вводной части занятия педагог ставит перед детьми познавательную задачу и создает проблемно-игровую ситуацию (помочь Незнайке, найти спрятанный клад, сшить платье и т.п.). В основной части происходит решение поставленной задачи. Дети приобретают знания и умения, систематизируют представления, учатся применять их в новых проблемно-игровых ситуациях. В заключительной части педагог вместе с детьми анализирует полученные результаты, способы выполнения с точки зрения проблемно-игровой ситуации

План наблюдения за ребенком в сюжетно-ролевой игре


 

Участник наблюдения: ребенок 5 лет

Ориентировочные показатели длительности игры: до 6о мин

Цель наблюдения: изучение состояния уровня развития игровой деятельности; выяснения уровня владения детьми игровыми навыками и умениями.

Критерии для изучения поставленной цели:

  • взаимодействие со сверстниками (умение не мешать другим организовывать игру или принимать участие в общей игре);

  • умение играться долго, с увлечением, сосредоточенно;

  • знание норм поведения и использования позитивных форм в об­ще­нии с однолетками (разговаривать спокойно, вежливо попросить, предложить другу свою игрушку, уступать роль, помогать);

  • выявление чувств эмпатии (сопереживание, сочувствие, радость от общения со сверстниками и т.п.).

План наблюдения. Сюжетно-ролевая игра «В магазине»

  1. Сколько детей играет вместе?

  2. Содержание и продолжительность игры?

  3. Какую роль для себя выбрал ребенок? (главную и второстепенную)

  4. Нравится ребенку играть со сверстниками?

  5. Помогает в игре своим сверстникам?

  6. Меняется ли настроение у ребенка в ходе игры?

  7. Какие эмоции преобладают у ребенка?


Полный текст материала Статья "Изучение состояния уровня развития игровой деятельности; выяснения уровня владения детьми игровыми навыками и умениями" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Савельева Мария Сергеевна  Публикатор
11.10.2022 0 3174 96

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК