Статья "Эффективные формы и методы по подготовке детей с нарушением слуха к обучению школе"
Эффективные методы и формы работы по подготовке детей с нарушенным слухом к обучению в школе.
Готовность дошкольника с нарушенным слухом к школьному обучению является одним из важных итогов его развития в дошкольный период детства.
Подготовка детей с нарушенным слухом к школе - комплексная задача, охватывающая все стороны жизни ребенка и тесно связанная со всем содержанием коррекционно-воспитательной работы в детском саду.
В процессе воспитания и обучения детей особое место имеют применение наглядных, практических и словесных методов. Одним из основных методов является наблюдение. Метод наблюдений используется во всех формах воспитательной и образовательной работы с детьми: в повседневной жизни, на прогулках и экскурсиях, на занятиях, в играх, рисовании и других видах деятельности. В процессе наблюдений формируются основные представления и знания дошкольников с нарушенным слухом об окружающем мире. Здесь использую такое упражнение как детское иллюстрирование, которое позволяет наглядно запомнить отдельные объекты или части наблюдаемого объекта. Например, предлагаю нарисовать картинку к наиболее понравившемуся наблюдаемому объекту и подобрать к нему слова или фразы (написать и прочитать их). (Дерево высокое. Ствол белый. Это берёза.)
В зависимости от характера познавательных задач использую наблюдения различного характера:
а) для формирования представлений о свойствах и качествах предметов и явлений (величине, форме, цвете, структуре и др.), их соотношениях и связях с другими явлениями;
б) за изменениями и преобразованиями объектов окружающего мира (наблюдения за ростом растений, за деятельностью людей и т. п.) - формирует знания о различных процессах в природе, занятиях и отношениях людей;
в) для установления логических связей между явлениями и свойствами (по таянию снега можно судить о приближении весны, по цвету листьев - о времени года).
Словесные методы.
Учитывая особенности слабослышащих детей, на занятиях использую специальные приемы и методы подачи материала, которые активизируют познавательную деятельность учащихся, воспитанников и способствуют развитию речевых умений и навыков, что является неотъемлемой частью подготовки детей к обучению в школе.
Необходимым условием успешного развития ребенка является создание коррекционно-развивающей среды. Одной из составляющей, которой, считаются современные педагогические технологии, позволяющие мне развивать интерес к занятиям и достигать хороших результатов в обучении.
Дети с нарушенным слухом овладевают устной речью в процессе подражания речи взрослых. Успех зависит от усвоения словаря, грамматического строя языка, навыков восприятия устной речи и произношения, а также навыков общения с окружающими.
Работу над развитием устной речи (в том числе над произношением) провожу в ходе всего учебно-воспитательного процесса: на занятиях и во внеклассной работе, в ходе повседневного общения в школе и вне её.
Одной из эффективных форм организации работы по развитию устной речи считаю, использование речевых зарядок, в содержании которых отрабатываются различные стороны устной речи: работа над звуками, голосом, речевым дыханием, орфоэпическими правилами, темпом речи, интонацией. Материал речевых зарядок подбираю с учетом программных требований к общеобразовательным предметам, уровня общего и речевого развития слабослышащих обучающихся и фонетического принципа так, чтобы он обеспечивал речевую практику учащихся и способствовал развитию речи в целом.
Также, особое внимание уделяю развитию связной речи обучающихся, так как это является одной из самых актуальных проблем в подготовке детей к школе. Учу ребенка излагать свои мысли, чувства и желания, общаться со сверстниками и взрослыми.
На занятиях использую упражнения, такие как:
- соотнесение предложения и картинки;
- драматизация действий по конструктивной картинке или макету – этот метод дает возможность наглядно восстановить сюжетную линию сказки и путем передвижения фигурок по полотну воссоздать последовательно все поступки персонажей. Действуя самостоятельно дошкольники должны передвинуть фигурки и поставить их в то положение, о котором говорится в тексте;
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок (при помощи вопросов воспитателя: «Что было сначала?», «Что было потом?».
При подведении итогов не следует ругать детей за плохое качество речи: негативная оценка речи ребенка может вызвать уход от общения, боязнь речи. Может оцениваться поведение ребенка, но не его речь. При систематической оценке деятельности детей у них формируется внимание к оценке педагога, правильное отношение к замечаниям, умение замечать свои ошибки и ошибки других детей, это будет иметь немаловажное значение для ребёнка при обучении в школе.
Важное значение, при подготовке к школе, также имеют организованные занятия в плане формирования предпосылок учебной деятельности: у детей формируется интерес к учению в школе, развиваются волевые процессы, появляется чувство ответственности, организованности.
В соответствии с учебным планом проводятся фронтальные занятия по физическому воспитанию, труду, игре, изобразительной деятельности и конструированию, ознакомлению с окружающим миром.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чепёлкина Оксана Валентиновна
→ Публикатор 03.11.2022 0 801 61 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.