Статья "Системно-деятельностной подход в обучении дошкольников"
Системно-деятельностный подход в обучении дошкольников
Шаехова Ляйсан Рамилевна
МАДОУ №15 г. Бирск
Задача современной системы образования на сегодня состоит не только в передаче объема знаний, но и в том, чтобы научить ребят учиться. «Используя формы, приемы и методы воспитательно-образовательной работы формируется личность, способная анализировать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые необходимы будут ему для дальнейшей жизнедеятельности. Все эти запросы выполняет системно - деятельности подход»1. Его основной результат - это развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. ФГОС дошкольного образования - это стандарт, который помогает получить знания в основу, которого заложен системно-деятельностный подход концептуально базирующийся на обеспечении соответствия образовательной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Исходя от этого возникают вопрос: чему учить?
Чтобы ответить на него, педагог становится новатором, он находится в поисках своей методики, педагогической технологии, отвечающую его личным качествам. Педагог должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы у ребенка возникали собственные вопросы: что я знаю? что я хочу узнать? что сделать, чтобы узнать?
Инновация в системе дошкольного образования на сегодняшний день основывается на внедрении в процесс обучения системно-деятельностного подхода. Появление «инновации» в педагогике продиктовано современными условиями развития общества, образования [4]. «Она предусматривает использование интерактивных форм и методов образования, в основе которых лежит методология системно-деятельностного подхода» [2]. Создав игровую и проблемную ситуацию, происходит целевая установка, появляется мотив к деятельности (надо-хочу-могу). Ребенок начинает активно искать способы решения проблемной ситуации (проектирование), выполняет необходимые действия, анализирует результат и подводит итог.
Данное направление мною исследовался три года Она тесно была связана с темой выпускной квалификационной работы, в основе которой исследовались инновационные технологии в системе управления МАДОУ № 15. В данном дошкольном учреждении идет внедрение новых технологий воспитания и обучения детей. Это следующие инновационные технологии: технология проектной деятельности; информационно-коммуникативные и здоровьесберегающие технологии; личностно - ориентированная и игровая технология. Выявили особенности их реализации в менеджменте ДОО. Значение инновационных технологий в воспитании детей велико. Но при всем этом должны выполняться ряд условий: в приоритете инновационная деятельность дошкольной образовательной организации; созданы условия для развития инновационных технологий; повышаются навыки педагогов.
Системно-деятельностный подход носит практико-ориентированный характер. Ядром задачи становится проблемный вопрос. Например: как вы думаете, почему идет листопад? Давайте попробуем узнать, снег — это тоже вода, что нам для этого надо сделать? Педагог поддерживает инициативу и индивидуальность детей, делает обучение мотивированным, учит ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения. В статье О.С. Тоистева отмечено, «…данный подход позволяет сформулировать у обучающихся восприятие осваиваемой деятельности как средства достижения жизненного успеха…» [3].
А значит помогает детям самостоятельно открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять в будущем на практике и формирует умение рефлексировать.
1. Асадуллин Р.М. Модернизация и реальность педагогического образования. // Педагогический журнал Башкортостана. — 2014. — № 5 (54). — С. 7-13.
Литература:
1. Асадуллин Р.М. Модернизация и реальность педагогического образования. // Педагогический журнал Башкортостана. — 2014. — № 5 (54). — С. 7-13.
2. Мингазова Л. С. Системно-деятельностный подход в концепции федеральных государственных образовательных стандартах общего образования // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. — Уфа: Лето, 2013. — С. 40-42.
3. Тоистева О.С. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации. // Педагогическое образование в России. — 2013. — № 2. — С. 198-202.
4. Турченко В.И. Дошкольная педагогика. Учебные пособия — М. : ФЛИНТА, 2013. — 256.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шаехова Ляйсан Рамилевна
→ Публикатор 06.11.2022 0 579 72 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.