Статья "Приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям"


«Приобщение дошкольников к национальной

культуре и традициям»

 

«Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации»

Волков Г.Н.

 

Этнопедагогика — наука, предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов. 

Народная педагогика (этнопедагогика) – это совокупность педагогических знаний и опыта воспитания, сохраняющихся в народных культурных традициях, в народном художественном творчестве, в свойственных каждому народу особых устойчивых формах взаимодействия разных поколений друг с другом.

Этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи дошкольнику культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является, выступает неразрывной частью многомерного процесса становления личности человека в поликультурном обществе.

Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности дошкольников позволяет оказать влияние на их социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.

Поликультурное воспитание подразумевает развитие у человека способности воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность различных групп населения. Отсутствие же такового приводит к нетерпимости и враждебности.

Лишь человек, глубоко уважающий и понимающий этническую самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других народов.

Поликультурное воспитание базируется на поликультурном образовании, которое включает в себя знания о следующих элементах культуры народов:

1. Материальная культура:

основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;

одежда (национальный костюм), украшения;

национальные кушанья.

2. Духовная культура:

народные обычаи, обряды, праздники;

язык, народное творчество;

искусство.

3. Нормативная культура:

общечеловеческие нравственные качества;

правила общения между людьми внутри этноса и вне его.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ отражены основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования:

«…единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства»

«В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».

По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, Л.А. Ибрагимовой, А.И. Лазарева, Р.М. Римбурга, В.М. Семенова приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами народных традиций.

Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях, истории. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто не объединяет народ так, как традиции.

Теоретико-методологической основой этнокультурного воспитания являются:

  • философские идеи гуманизма и современные концепции гуманизации образования Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолова, М.С. Кагана, Б.Т. Лихачева и др.;

  • концепции деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, развивающего обучения Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Б. Запорожца и др.;

  • идеи народности в воспитании Г.Н. Волкова, Т.С. Комаровой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др.;

  • современные концепции воспитания и социализации личности Б.Г. Ананьева, З.Н. Богуславской, В.И. Журавлева, И.Я. Лернера, Б.Т. Лихачева, В.И. Логиновой, А.В. Мудрика, В.А. Петровского и др.;

  • теории воспитания и развития дошкольников М.И. Богомоловой, Р.С. Буре, Л.А. Венгера, Н.Ф. Виноградовой, В.В. Давыдова, Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, Н.И. Поддьякова, Э.К. Сусловой, Е.А. Флериной и др.

Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в ДОУ предполагают включение элементов национальной культуры в процессе гармоничного развития ребенка. В то же время данное направление соответствует требованиям государственного образовательного стандарта в области дошкольного образования и идеям вводимого в российских образовательных учреждениях разного уровня курса по основам национальной, религиозной культуры и светской этики.

Детский сад «Ган Менахем» помогает оценить детям значимость еврейской культуры, приобщить детей к национальным истокам, детский сад является важным звеном в воспроизведении новым поколением детей и родителей еврейской культуры, с которой они, возможно, были слабо связаны в прошлом или же были безучастны к ней.

Задачи ЧДОУ:

  • содействовать становлению познавательного интереса у детей к истории и культуре еврейского народа;

  • способствовать развитию у детей национального самосознания;

  • познакомить детей и родителей с еврейскими традициями, праздниками и включать их в детскую жизнь;

  • оказать помощь родителям воспитанников в возрождении и творческом развитии лучших традиций еврейского воспитания;

  • привлечь родителей к сотрудничеству по созданию в детском саду домашней обстановки, предметно-развивающей среды.

Направления работы:

  • сохранение традиций еврейского национального быта (шахарит, шабат, цдака, браха, нетилат ядаем и др.);

  • создание предметно-развивающей среды с элементами еврейской культуры;

  • организация педагогического процесса по приобщению детей и родителей к истории, традициям, обычаям, праздникам еврейского народа, еврейской литературе, искусству, играм;

  • установление связи с другими социальными институтами еврейской культуры (еврейские общинные центры в Нижегородской области и России).

В нашем детском саду тема национальной культуры, традиции проходит через все виды детской деятельности. Утро мы начинаем с ежедневной молитвы (шахарит), с выполнения заповеди «цдака» (пожертвование денег нуждающимся). Перед каждым приёмом пищи мы выполняем заповедь «нетилат ядаем» (омовение рук).

В группах детского сада введены в расписание организованной образовательной деятельности дополнительные занятия по еврейской традиции - кружок «Наследие».

На занятиях кружка «Наследие» дети узнают об истории еврейского народа, о законах и заповедях Торы, знакомятся с национальными праздниками.

Один раз в неделю в средней группе и два раза в неделю в старше – подготовительной группе проводится кружок «Хаг Самеах», где дети знакомятся с национальным языком.

В каждой возрастной группе организованы центры еврейской культуры и истории «Наследие». Данные центры содержат как различный дидактический материал для рассматривания детьми (тематические альбомы, буклеты, наборы открыток, карты, календари, плакаты и т.п.), так и игровой (настольно-печатные игры с еврейским содержанием, с атрибутами и символами традиционных праздников и т.п.). Материалы центров пополняются, изменяются в соответствии с тематическим планом интеграции этнокультурного еврейского компонента образования.

Интеграции этнокультурного компонента прослеживается в ООД ЧДОУ. Например, на занятиях по развитию речи мы составляем рассказы по картинам («Дети готовятся к Шаббату», «Строим сукку», «Добрые дела» и др.), учим стихи к национальным праздникам, знакомимся с художественной литературой и т.д. В последние года два наша библиотека национальной литературы значительно пополнилась благодаря «Пижамной библиотечке» PJ Librari.

На занятиях по ИЗО деятельности знания национальных традиций, обычаев дети отражают в своих работах.

На музыкальных занятиях учим песни, танцы, сценки к национальным праздникам.

Каждую пятницу в нашем детском саду проводится игровой Шаббат. Мы выбираем семью, зажигаем свечи… Угощаемся вкусным кошерным соком, поём шаббатные песни, танцуем…

Для закрепления знаний детей, формирования и поддержке познавательного интереса, повышения родительской компетентности по истории и культуре еврейского народа систематически проводятся совместные мероприятия с родителями воспитанников или групповые мероприятия.

Проводятся традиционные праздники (Рош-а-Шана, Ханука, Ту-Би Шват, Пурим и др.).

Организуются тематические выставки совместного творчества детей и родителей, конкурсы: «Природные дары. Праздники месяца Тишрей» (поделки из природного материала), «Огни Хануки» (рисунки), «Веселый Пурим», «Готовим Мишлоах Манот», «Такая разная маца», «Мой любимый еврейский праздник» (поделки из бумаги и бросового материала), «Карнавальный костюм к празднику Пурим», «Все мы в маски нарядились» (лучшая авторская маска)

Ежегодно проводиться акция «100 кг макулатуры спасает одно дерево», приуроченная к празднику Ту би Шват и др.


 


Полный текст материала Статья "Приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Федотова Светлана Владимировна  Публикатор
10.03.2023 0 1226 45

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК