Статья "Технологии, которые помогают развивать субъектность ребенка"
Технологии, которые помогают развивать субъектность ребенка
(из опыта работы).
А вы быстро смогли внедрить ФГОС в жизнь детского сада и перестроить образовательный процесс? Мы и нет! И в этой статье я опишу наш путь трансформации.
С 2019 года мы с коллективом дошкольного учреждения стали изменять свои подходы к организации воспитательно-образовательного процесса, изменяли предметно-пространственную среду групп и дошкольного учреждения в целом, внедряли новые педагогические технологии, которые будут способствовать развитию самостоятельности и детской субъектности.
В 2022 году наш коллектив впервые принял участие во всероссийском фестивале игры 4 Д: «Дети, Движение, Дружба, Двор», организованной университетом детства. По правилам акции нами должны были быть организованы игровые площадки со спортивными и свободными играми, творческие мастерские под открытым небом.
В ходе организации и проведения этого дня мы наблюдали за эмоциональным откликом детей, увидели как они проявляют самостоятельность, если создать правильные условия для ее проявления и занять наблюдательную позицию. Нас это замотивировало на внедрение новых форм работы, позволяющих проявлению таких важных качеств личности как субъектность и самостоятельность.
Так в нашем саду стали появляться новые формы работы и новые педагогические технологии, о которых я хочу вам рассказать.
«Три дня без игрушек», образовательное событие, которое проходит в подготовительных к школе группах. Многие педагоги и родители задумывались о том, что у детей сейчас есть все для развития игры, но игры стали бедными по сюжету. У детей нет необходимости использовать предметы – заместители в игре. И игра уже не та, что была раньше. И мы решили изменить ситуацию в группах нашего сада.
Вечером, после ухода воспитанников домой, педагоги убрали все игрушки из группы, заполнив пространство неструктурированным, природным и бросовым материалом. И каково было детское удивление, когда они утром пришли в детский сад?! - Расстроились ли они? – Нет! На утреннем круге дети обсудили эту ситуацию с воспитателем и пришли к выводу, что они могут самостоятельно изготовить для себя игры и игрушки.
Воспитанники участвовали в создании индивидуальных и коллективных творческих работах, мастерили игрушки и игры, предлагали и объясняли замысел игры.
В ходе изготовления этих игр они знакомились со свойствами предметов, размышляли, анализировали и принимали самостоятельные решения.
Мы стали изучать педагогические технологии, которые будут способствовать проявлению самостоятельности у детей.
Наше внимание привлекла технология эффективной социализации Н.П. Гришаевой «Клубный час». Мы прошли обучающий курс с одноименным названием, чтоб узнать все о технологии из первых уст автора.
Внедрение этой технологии в педагогический процесс вызвало у детей небывалую радость, понравилось воспитателям и родителям.
В преддверии празднования «Дня защитников Отечества», мы инициировали диалог с детьми, чтоб узнать, как бы они хотели провести этот день, чем заняться. Педагогический коллектив постарался создать условия для реализации детских задумок. А хотели они сбивать вражеские цели, поучаствовать в эстафетах, обрабатывать раны и забинтовывать их, смоделировать ракету, они хотели быть стилизовано одетыми, некоторые воспитанники желали читать стихи и петь песни.
Педагогическим коллективом были организованы следующие зоны:
- пост медсестры, который располагался в медицинском кабинете, и встречала в нем детей медицинская сестра;
- зона оригами, в которой дети себе делали пилотки;
- караоке зона. В ней дети могли выбирать самостоятельно фонограммы песен для исполнения;
- зона эстафет, в которой дети преодолевали препятствия и сбивали вражеские цели;
- телебашня. Зона, в которой можно было фотографироваться, рассказывать стихи или петь песни на камеру;
-зона конструирования, в которой был собран бросовый материал для изготовления ракеты;
- зона с кинестетическим песком и солдатиками разного цвета.
В процессе реализации вышеуказанных технологий нам удается создавать условия для поддержки индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования; мы признаем ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, формируем нравственно-волевые качества, самоконтроль.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Алексеенко Анастасия Николаевна
→ Публикатор 24.03.2023 0 1980 35 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.