Статья "Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста"
СТАТЬЯ «РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
-
Автор:
Антуфьева Елена Евгеньевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 421города Екатеринбурга
Аннотация.
Актуальность описанного в статье исследования обусловлена необходимостью анализа и разработки практических механизмов работы с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие у них произвольного внимания.
Статья описывает особенности развития произвольного внимания детей младшего дошкольного возраста , анализ диагностических методов изучения произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста .
В статье проанализированы результаты применения программы, направленной на развитие внимания старших дошкольников. Материалы статьи представляют подтверждение гипотезы в процессе исследования о положительной коррекции между реализацией целенаправленной игровой деятельности, управляемой взрослыми, и развитием произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, материалы статьи имеют практическое значение для педагогов дошкольных учреждений.
Важно отметить и роль второй сигнальной системы в формировании произвольного внимания, так как способность усвоения речевых инструкций, следования им свидетельствует о развитии навыка целенаправленной и волевой деятельности.
Реализация этой задачи во многом отведена деятельности дошкольных образовательных учреждений. Несмотря на доказанную эффективность воспитательного воздействия в развитии механизмов внимания, анализ некоторых учёных (Г.М. Угарова, А.М. Прихожан, Н.В. Репина и т.д.) свидетельствует о наличии существенных недостатков при сопровождении деятельности по формированию произвольного внимания у старших дошкольников. [3]
Эта проблема является предметом изучения многих признанных ученых на протяжении длительного времени, среди которых Н.Н. Ланге, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготский, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин и др. [4]
Между тем, несмотря на обилие теоретических работ, посвящённых указанной проблематике, можно отметить недостаток исследований, направленных на разработку практической организации взаимодействия с дошкольниками по формированию их произвольного внимания.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа и разработки практических механизмов работы с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие у них произвольного внимания.
Проблема исследования сопряжена с обнаружением психолого-педагогических и методических условий, необходимых для эффективного развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Целью работы является исследование специфики формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - специфика развития произвольного внимания старших дошкольников.
В процессе исследования выдвинута гипотеза о положительной коррекции между реализацией целенаправленной игровой деятельности, управляемой взрослыми, и развитием произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Задачами исследования являются:
1. Дать определение понятию «внимание», изучить его основные характеристики, присущие детям старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать диагностические методы изучения произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста
3. Создать и апробировать программу, направленную на развитие внимания старших дошкольников
4. Проанализировать результаты применения авторской программы, подвести итоги.
В ходе проведения исследования применены такие теоретические методы, как анализ, синтез, сравнение. Для выявления корреляций между сравниваемыми свойствами использованы методы математической статистики.
Среди практических методов использован ряд психодиагностических методик, в том числе методики:
- «Запомни и расставь точки», «Проставь значки» Р.С. Немова;
- «Корректурная проба» Б. Бурдона;
- «Перепутанные инструкции» Д.Б. Эльконина.
Кроме того, в рамках проведённого исследования реализован эксперимент по внедрению и апробированию авторской программы развития произвольного внимания среди старших дошкольников, в ходе которого осуществлены констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Выборка: в исследовании приняли участие воспитанники подготовительной группы детского образовательного учреждения МБДОУ д/с № 421 г. Екатеринбурга в возрасте 5-6 лет в количестве 25 человек.
В целях проверки выдвинутой гипотезы о наличии прямой взаимосвязи между реализацией целенаправленной игровой деятельности, управляемой взрослыми, и развитием произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста, для проведения исследования отобрано 24 воспитанника подготовительной группы МБДОУ д/с № 421 г. Екатеринбурга в возрасте от 5 до 6 лет, которые разделены на две равные группы (экспериментальная и контрольная). Эффективность использования коррекционной программы проверена в ходе ее реализации в экспериментальной группе.
Целью настоящего эксперимента является определение уровня развития произвольного внимания детей дошкольного возраста в целом и отдельных его свойств для его дальнейшей коррекции путем применения коррекционно-развивающей программы и проведение сравнительного анализа данных по окончании для оценки эффективности игровой деятельности.
Исходя из целей исследования определены следующие этапы его проведения. На первом этапе проведён констатирующий эксперимент, направленный на определение текущего состояния развития внимания дошкольников. Следом организован формирующий эксперимент, целью которого является разработка и внедрение программы, направленной на коррекцию развития отдельных свойств внимания детей старшего дошкольного возраста. В дальнейшем проведён контрольный эксперимент, в ходе которого осуществлена повторная оценка развития свойств внимания дошкольников. На завершающем этапе проведена обработка полученных результатов, дана их оценка, сформулированы итоги эксперимента.
В ходе исследования измерялись такие свойства внимания, как объём, распределение, устойчивость и продуктивность, для чего использованы следующие диагностические методики.
В целях оценки объема произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста применена диагностика Р.С. Немова «Запомни и расставь точки». Для оценки продуктивности и устойчивости внимания детей старшего дошкольного возраста использована методика Б. Бурдона «Корректурная проба». В целях изучения распределения и переключения внимания старших дошкольников использована диагностика Р.С. Немова «Проставь значки». Кроме того, в рамках настоящего исследования проведена оценка слухового внимания, для чего применена диагностика «Перепутанные инструкции» Д.Б. Эльконина.
В целях оценки эффективности предложенной программы развития внимания детей старшего дошкольного возраста проведен сравнительный анализ полученных результатов до и после ее применения, в связи с чем использован метод статистики (критерий Т-Вилкоксона).
С целью формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста была внедрена развивающая программа.
Цель программы: формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации указанной цели разработаны следующие задачи:
1) Повышение уровня развития концентрации внимания у детей старшего дошкольного возраста;
2) Расширение объема внимания у детей старшего дошкольного возраста;
3) Формирование устойчивости внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом программы является произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста.
Объектом программы являются дети старшего дошкольного возраста.
Длительность программы обусловлена возрастными особенностями слушателей и составляет 9 занятий объемом 20-25 минут каждое дважды в неделю. Переход к новому виду деятельности допускается только при полном освоении ребенком программы ранее изученного материала.
Форма работы, согласно разработанной программе, индивидуально-групповая. При наличии у дошкольника затруднений в ходе выполнения задания допускается помощь взрослого. Участниками программы являются дошкольники, входящие в экспериментальную группу. Общее число детей, посещающих развивающие занятия, составило 30 человек. Согласие родителей на проведение коррекционно-развивающей работы с детьми получено.
Средствами, используемыми для развития и формирования свойств произвольного внимания, являются игры и упражнения.
Результаты, полученные после апробирования коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста, показали достоверность выдвинутой нами в начале исследования гипотезы о положительной коррекции между реализацией целенаправленной игровой деятельности, управляемой взрослыми, и развитием произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, проведенное экспериментальное исследование показало, что управление развитием можно лишь тогда, когда раскрыто его содержание и при несомненном значении интереса детей к занятиям, положительного отношения к ним.
Полагаю, что практическая значимость представленного в статье исследования состоит в возможности внедрения программы по развитию произвольного внимания среди детей старшего дошкольного возраста в дошкольные образовательные учреждения и иные учреждения, деятельность которых сопряжена с работой с детьми исследуемого возраста с тем, чтобы повысить эффективность используемых специалистами методов формирования произвольного внимания.
Список литературы
Тысленко, В. В. Мотив выбора профессии студентами, обучающимися по направлению «Психология» / В. В. Тысленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 15 (201). — С. 201-204. — URL: https://moluch.ru/archive/201/49389/ (дата обращения: 19.03.2023).
На странице приведен фрагмент.
Автор: Антуфьева Елена Евгеньевна
→ Публикатор 16.07.2023 0 917 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.