Статья "Актуальность работы по патриотическому воспитанию детей в дошкольном учреждении"
Актуальность работы по патриотическому воспитанию детей в дошкольном учреждении
Дошкольный возраст – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Этот период по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольника отличает доверие взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
В настоящее время актуальная проблема приобщения подрастающего поколения к культуре и истории своего народа обсуждается на самых разных уровнях и находит отражение в ряде нормативных документов:
В статье 3 Федерального закона «Об образовании в РФ» отмечается, что воспитание патриотизма и гражданственности является одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования воспитание основ патриотизма у дошкольников является одной из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие». В стандарте отмечается, что социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. Область познавательного развития предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал: «Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Здесь зафиксирована неразрывная связь нравственного и патриотического воспитания.
Нравственно-патриотическое воспитание это неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности. Решение проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие — самое точное, а детские впечатления — самые яркие. От того, какими глазами ребенок увидит окружающее, от того, что поразит его воображение, какие уроки он извлечет из рассказов о современных событиях и прошлом страны, зависит, каким он вырастет гражданином.
Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Патриотизм, применительно к ребёнку дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Согласно программе воспитания детского сада, в основе патриотического направления лежат ценности Родины и природы
Патриотизм — это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране — России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.
Основные задачи патриотического воспитания: представлены на экране
1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
Работа патриотическому воспитанию дошкольников
включает целый комплекс задач:
Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
- Уважения к людям труда;
- Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
- Элементарных знаний о правах человека;
- Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- Чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
- Толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
- Расширение представлений о России, ее столице;
Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
- Вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Патриотическое воспитание дошкольников строится последовательно, начиная с младшего возраста с поэтапным усложнением в соответствии с опытом детей опираясь на принципы:
— «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
— непрерывность и преемственность педагогического процесса;
— дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
— рациональное сочетание разных видов деятельности,
— деятельностный подход;
— развивающий характер обучения, основанный на детской активности
Формы работы по патриотическому воспитанию:
- создание развивающей среды;
- тематические занятия;
- беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом.
Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте.
Семья. Детский сад. Родной город. Родная страна. Наша Армия.
С первого дня поступления в детский сад дети начинает получать значимые знания о своей Родине. В каждой группе детского сада есть уголки патриотического и духовно-нравственного воспитания, в них располагаются атрибуты государственной символики, книги о Родине, альбомы с фотографиями родного края, страны, предметы русских народных промыслов. Ненавязчиво, через предметно-пространственную среду, каждый день у воспитанников прививаются патриотические чувства и знания о Родине.
Полноценная среда позволяет организовать экскурсию в детском саду, посещение музеев, выставок; чтение произведений, организация тематических мероприятий (праздники, выставок, соревнования, конкурсы).
Работа по патриотическому воспитанию в ДОУ направлена на повышение квалификационного уровня педагогов. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации, взаимопосещения занятий. В помощь педагогам даны ссылки на федеральные платформы по обмену опытом Центр культурного наследия г. Курска, Формула патриотизма, в режиме виртуальных экскурсий можно посмотреть информацию по теме. Отмечается активное участие в Диктанте победе, этнографическом, смотре конкурсах профсоюза работников образования
Курский военно-исторический музей «Юные защитники Родины» — единственный российский государственный музей подобного рода и является главным центром по сохранению и научному исследованию культурно-исторического наследия военной поры и судеб воевавших детей и подростков.
Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть насыщенной, интересной, чтобы запомнилась надолго, стала системой радостных детских воспоминаний.
Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад. (НО И педагоги с уважением относятся к каждому ребенку, знают их лучшие черты и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий)
Дети также должны знать на какой улице находится их детский сад, как и почему она так называется. Совместно с СОШ «11 прошел проект «Улицы хранят их имена.
Следующий этап — воспитание любви и дружеского отношения к своему родному городу. Знания должны быть эмоциональными и побуждать ребенка к активной деятельности. Выставка в формате фотосушки «Железногорск», ребята приготовили фото в виде загадки ловушки, остальные дети, педагоги угадывали место, в конце можно было взять любое понравившееся фото.
Рассмотрение иллюстраций, слайдов, видеофильмов, художественные произведения, рассказы взрослых, фотографии, экскурсии, рисование, игры-путешествия — все это помогает решать поставленную задачу.
При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на красоте, богатстве, на ее особенностях. Главная цель этих занятий — пробудить в детских сердцах любовь к родной стране с ее богатой и разнообразной природой. Для ее реализации необходимо использовать наблюдение, экскурсии, несложные опыты, труд на участках, беседы по картинам, прогулки по «экологической тропе». Дошкольники с удовольствием приобщаются к природоохранной деятельности. ФОРМАТ ФОТОСУШКА «Красота в объективе».
Средством патриотического воспитания является искусство: музыка, художественные произведения, изобразительное искусств, народное декоративно-прикладное искусство. Сотрудничество с Центром детского творчества, Артелью, краеведческим музеем. Забавой
Важным направлением работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о людях родной страны. Прежде всего необходимо вспомнить тех людей, которые прославили нашу страну — художников, композиторов, писателей, изобретателей. Воплощая этот мудрый педагогический прием, организуем для дошкольников встречи с интересными людьми, представителями различных профессий.
Интересен формат виртуальное гостевание - родители снимают ролик о своей профессии, дети в группе смотрят.
Большое значение для воспитания сознательного гражданина является привитие уважительного отношения к героям войны, ветеранам, в память о тех, кто погиб, защищая отечество; уважение к воинам – защитникам Родины. Очень большое влияние оказывают беседы, встречи с ветеранами, экскурсии, использование песен, стихов, наглядного материала.
Важным условием успешной педагогической деятельности в воспитании гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста является взаимодействие с родителями воспитанников. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням, сохранению семейных связей. Совместное изготовление книги - памяти.
По словам А. С. Макаренко, именно в семье и под руководством родителей растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через душу и мысль педагогов должно приходить к детям. Педагогический коллектив нашего ДОУ придерживается этих рекомендаций в ходе работы с дошкольниками и взаимодействия с их родителями.
В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в современных семьях вопросы воспитания гражданственности и патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Формы сотрудничества с родителями:
«Познавательное» сотрудничество (консультации, собрания, экскурсии, библиотека «Воспитываем гражданина вместе») акция БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК.
Сотрудничество в рамках проведения досугов, проектной деятельности, экскурсий выходного дня, трудовой деятельности;
Содержанием таких экскурсий являются: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны;
Проект «Доброе одеяло, акция старость в радость – помощи с подарками пожилым в доме ветеранов.
Встречи с ветеранами, участие в праздничных днях: «День города», «День Победы» и др.
Подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны, предполагающих активное участие родителей в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и т.д.
Проведение конкурсов семейных проектов: «Моя Родина-место, где я родился», «Герб моей семьи», «Герои моей семьи», «Моя родословная» и т.д.
«Маршруты выходного дня» с привлечением родителей, которым предлагается маршрут с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятником.
Повышение результативности патриотического воспитания в детском саду достигается посредством:
* проведением совместных занятий с воспитанниками педагогом, музыкальным и физическим руководителем, администрацией детского сада и родителями;
Таким образом, педагогические условия организации деятельности по патриотическому воспитанию включают в себя разнообразную подачу для эмоционального восприятия дошкольникам материала, которое должно быть направленно на всестороннее формирование личности.
Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма в ДОУ, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, а его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины: трудолюбивый, милосердный, активный, самостоятельный, эмоционально-отзывчивый, любящий близких, свою Родину, свой народ, почитающий его традиции и культуру
На странице приведен фрагмент.
Автор: Татьяна Анатольевна Дудар
→ Публикатор 05.02.2024 0 402 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.