Консультация для педагогов "Речевая развивающая среда в ДОУ"




РФ-

Московская область

Администрация Дмитровского городского округа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №24 «КОЛОБОК»

ДО «МАЛЫШ»

141800, Московская область, Дмитровский городской округ,

г.Дмитров, пер.Метростроевский , д.18,email:












Консультация для педагогов:

«Речевая развивающая среда в ДОУ»













Подготовила и провела:

Учитель-логопед:

Млейник Анна Вадимовна





г. Дмитров

2024 г.



РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.

Речевая развивающая среда (далее РРС) – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.

Речевая среда, созданная в определённой группе, - это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы. На основе данных психолого-педагогических исследований в качестве составляющих речевой развивающей среды ДОУ выделяют следующие:

-    Речь педагога;

- Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;

-     Специальное оборудование для каждой возрастной группы.


Речь педагога должна быть:

ПРАВИЛЬНОЙ – т. е. соответствовать языковым нормам. Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы.

ТОЧНОЙ – в речи должна адекватно отражаться действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.

ЛОГИЧНОЙ – т. е. в высказывании должно быть 3-х смыслообразующих компонента: начало, основная часть и конец высказывания. Также важно умение правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.

ЧИСТОЙ – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.



БОГАТОЙ – большое количество слов и их смысловая насыщенность. Использование предложений: простых и сложных, полных и неполных, сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных и т. д.

УМЕСТНОЙ – т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

Основные направления организации речевой развивающей среды разных возрастных групп:

1 младшая группа:

- развитие речи как средства общения: поручения, направленные на установление контактов со взрослыми и сверстниками;

- организация самостоятельного рассматривания детьми картинок, игрушек, книжек и другое для развития инициативной речи;

- рассказы воспитателя, эмоциональные, доступные, приучающие слушать и слышать.

2 младшая группа:

- организация общения детей со взрослыми посредством поручений взрослого (даётся образец обращения, словесной просьбы и т.д.);

- организация контактов со сверстниками (взаимодействие посредством речи в разных видах деятельности через образец, подсказку слова или фразы);

- организация рассматривания детьми книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений об окружающем;

- организация «Уголка интересных вещей» с целью развития активной, инициативной речи детей;

- рассказы воспитателя (с целью совершенствования навыков эффективного слушания).

Средняя группа:

- удовлетворение потребности детей в получении и обсуждении информации;

- пополнение «Уголка интересных вещей» наборами картинок, фотографий, открыток, лупами, магнитами и т.д.;

- выслушивание детей, уточнение ответов, подсказки;

- рассказы воспитателя (основной акцент на стимулирование познавательного интереса детей);

- активное использование приёмов формирования навыков общения со сверстниками.

Старшая и подготовительная к школе группа:

- совершенствование речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, а также умения грамотно отстаивать свою точку зрения);

-целенаправленное формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения и обобщения);

- организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (в пополнении уголка акцент делается на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира и организации восприятия с последующим обсуждением);

- создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка (с целью стимулирования словесного творчества детей, повышения качества их речевых высказываний).



Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в ДОУ:

- создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;

- обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;

- способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.




Полный текст материала Консультация для педагогов "Речевая развивающая среда в ДОУ" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Млейник Анна Вадимовна  ANNAMLEINIK
04.08.2024 0 210 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК