Консультация для педагогов "Речевая развивающая среда в ДОУ"
РФ-
Московская область
Администрация Дмитровского городского округа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №24 «КОЛОБОК»
ДО «МАЛЫШ»
141800, Московская область, Дмитровский городской округ,
г.Дмитров, пер.Метростроевский , д.18,email:
Консультация для педагогов:
«Речевая развивающая среда в ДОУ»
Подготовила и провела:
Учитель-логопед:
Млейник Анна Вадимовна
г. Дмитров
2024 г.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.
Речевая развивающая среда (далее РРС) – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.
Речевая среда, созданная в определённой группе, - это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы. На основе данных психолого-педагогических исследований в качестве составляющих речевой развивающей среды ДОУ выделяют следующие:
- Речь педагога;
- Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;
- Специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Речь педагога должна быть:
ПРАВИЛЬНОЙ – т. е. соответствовать языковым нормам. Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы.
ТОЧНОЙ – в речи должна адекватно отражаться действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.
ЛОГИЧНОЙ – т. е. в высказывании должно быть 3-х смыслообразующих компонента: начало, основная часть и конец высказывания. Также важно умение правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.
ЧИСТОЙ – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
БОГАТОЙ – большое количество слов и их смысловая насыщенность. Использование предложений: простых и сложных, полных и неполных, сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных и т. д.
УМЕСТНОЙ – т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.
Основные направления организации речевой развивающей среды разных возрастных групп:
1 младшая группа:
- развитие речи как средства общения: поручения, направленные на установление контактов со взрослыми и сверстниками;
- организация самостоятельного рассматривания детьми картинок, игрушек, книжек и другое для развития инициативной речи;
- рассказы воспитателя, эмоциональные, доступные, приучающие слушать и слышать.
2 младшая группа:
- организация общения детей со взрослыми посредством поручений взрослого (даётся образец обращения, словесной просьбы и т.д.);
- организация контактов со сверстниками (взаимодействие посредством речи в разных видах деятельности через образец, подсказку слова или фразы);
- организация рассматривания детьми книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений об окружающем;
- организация «Уголка интересных вещей» с целью развития активной, инициативной речи детей;
- рассказы воспитателя (с целью совершенствования навыков эффективного слушания).
Средняя группа:
- удовлетворение потребности детей в получении и обсуждении информации;
- пополнение «Уголка интересных вещей» наборами картинок, фотографий, открыток, лупами, магнитами и т.д.;
- выслушивание детей, уточнение ответов, подсказки;
- рассказы воспитателя (основной акцент на стимулирование познавательного интереса детей);
- активное использование приёмов формирования навыков общения со сверстниками.
Старшая и подготовительная к школе группа:
- совершенствование речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, а также умения грамотно отстаивать свою точку зрения);
-целенаправленное формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения и обобщения);
- организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (в пополнении уголка акцент делается на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира и организации восприятия с последующим обсуждением);
- создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка (с целью стимулирования словесного творчества детей, повышения качества их речевых высказываний).
Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в ДОУ:
- создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
- обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
- способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Млейник Анна Вадимовна
→ ANNAMLEINIK 04.08.2024 0 210 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы