Статья "Формирование у детей 3-7 лет духовно-нравственных качеств"
М униципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 65 общеразвивающего вида»
Шаихова Галина Трофимовна
МДОУ «Детский сад № 65 общеразвивающего вида»
Воспитатель 1 кв.к.
Тема выступления: «Формирование у детей дошкольного возраста
духовно-нравственных качеств и патриотических ценностей посредством проектной деятельности»
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу представить свой опыт работы по этнокультурному воспитанию дошкольников.
По сути, духовно-нравственные и патриотические ценности, связаны между собой, одинаково важны для становления личности и актуальны во все времена.
Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.
Идея воспитания в дошкольниках любви к роднымлюдям, к тому месту, где родился и живёшь, уважения к традициям Коми народа, его истории являетсядля меня наиболее важной, значимой задачей в развитии и формировании личности ребёнка. Мы живём в Республике Коми, но мало дать детям конкретные знания о Коми крае, необходимо научить детей сопереживать, радоваться, видеть прекрасное. Эти навыки обогащают внутренний мир ребёнка, заставляют глубже познавать окружающее, повышают интеллектуальный уровень и культуру, т.е.являются основой любого воспитания.
Нам, воспитателям и родителям, важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит важные социальные роли: роль гражданинаи роль патриота.
Проблеме воспитанию патриотизма, духовно-нравственных качеств, посвящено немало исследований. В разные времена педагоги, писатели, психологистремились осмыслить проблемы патриотического воспитания, ратовали за необходимость формирования патриотизма, как средства для сохранения культурных традиций, исторического наследия России у детей с первых лет жизни.
Чувство любви к Родиненачинает формироваться у детей в младшем дошкольном возрасте с отношения к семье, к самым близким людям, друзьям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И, хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, они играют огромную роль в становлении личности маленького патриота.
Наша краеведческая работа с детьми началась со 2 младшей группы.После чтения стихотворения В.Степанова «Что мы Родиной зовём», для детей была создана игровая, познавательная деятельность - поиск ответа на вопрос «Что такое Родина?».
В силу маленького возраста, дети не смогли самостоятельно найти ответ. А в ходе бесед-опросов мы убедились, что дети не знают смысла и значения многих слов. Их представления о семье, природе родного края, сформированы недостаточно.
Но мы видели, что тема разговора вызвала у детей интерес!
Провели анкетирование с родителями «Что значит «Гражданско-патриотическое воспитание ребёнка». Проанализировав результаты опроса, было выявлено, что многие взрослые не придают должного значения воспитанию патриотических чувств, в виду того, что дети ещё маленькие. Проблемой стало и то, что родители не учитывают системность и последовательность в предоставлении детям знаний.
Так возникла идея создания проекта «Моя семья – моя Родина» и определилась творческая группа проекта, участниками которой стали воспитатели, дети и родители второй младшей группы.
Чего мы ожидали от реализации проекта?
Получение элементарных знаний о себе, как о личности, об окружающем социальном мире, об отношениях между людьми;
Умение называть некоторые предметы быта, обихода народа Коми края.
Применение полученных знаний в творческих, развивающих играх;
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности детей в центре «Маленький Патриот»;
Повышение педагогической компетентности родителей о роли патриотического воспитания в развитии ребёнка;
Участие родителей в совместных с детьми и педагогами творческих мероприятиях и в итоговой деловой игре «Воспитать патриотов России».
Итоговым продуктом проектной деятельности с детьми выбрали развлечение «Что мы Родиной зовём?»
Вся работа с детьми и родителямиреализовывалось через систему последовательной работы в следующих тематических блоках. Реализация этого долгосрочного проекта позволила объединить родителей, воспитателей и детей; создать богатую развивающую среду в группе;
Задействовать различные виды детской деятельности. В процессе такой работы ребёнок постепенно знакомился со сверстниками, детским садом, своей семьёй.
природой родного края, своей улицей, городом.Реализованные мероприятия показали большую заинтересованность детей и родителей.
Результаты знаний у детей, выявленные в процессе развлечения «Что мы Родиной зовём», порадовали педагогов и родителей!
Родители были активными участниками в процессе всей проектной деятельности.
Приняли участие в деловой игре «Воспитать патриотов России».
Более того, на последнем родительском собрании в мае, они предложилипродолжить совместную работу по краеведению. Поэтому, в новом учебном году, мы разработали новый проект с названием «Краеведческая шкатулка».
(Диаграмма) Он был направлен на углубление представлений воспитанников о культурных традициях, обычаях Коми народа.
Однако, для осуществления поставленной цели и задач, перед нами могли возникнуть препятствия. Реализация проекта осуществлялась через пять этапов.
Целью организационного этапа, было создание условий для проведения проекта.При разработке проекта мы опирались на заинтересованность детей, учитывая их возрастные особенности развития.
Итогом данного этапа явилось - составление календарного планирования; подбор методического обеспечения; разработка сценариев фольклорных праздников. Создание необходимой базы для продуктивной и творческой деятельности воспитанников, подбор и пополнение книжного уголка коми народными сказками, сборниками стихов о родном крае. Пополнение фонотеки коми народными мелодиями и песнями; Оснащение центра коми народными музыкальными инструментами и т.д.
Формы взаимодействия с детьми)
Проект был рассчитан на 7 месяцев. Реализация третьего, основного этапа проекта, рассчитана на шесть месяцев образовательной деятельности, которая включает время, отведённое на:
• Организацию различных видов детской деятельности;
• Образовательную деятельность в ходе режимных моментов;
• Самостоятельную детскую деятельность;
• Взаимодействие с родителями воспитанников
Работа по краеведению является сложной и не может вестись только в одном направлении. Для наибольшей эффективности необходима помощь и других специалистов, чтобы реализовать поставленные задачи в системе. Поэтому каждое мероприятие проекта имеет свою направленность, через интеграцию ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Проект был ориентирован на создание системы сотрудничества с семьями воспитанников (законными представителями), МУ «Объединённым центром народной культуры», «Центральной Детской Библиотекой им. А. Гайдара», «Историко-краеведческим музеем». Проект реализовалсяпосредствам проведения совместных мероприятий, опросов, обсуждения достигнутых результатов, информирования о выполнении поставленных задач. И адресован педагогам детских образовательных учреждений, родителям (законным представителям) по формированию у детей дошкольного возраста интереса к изучению родного края, его прошлого и настоящего.
В конце реализации проекта было проведено развлечение «Знатоки родного края». Наши риски не оправдались. Благодаря систематической, целенаправленной работе по краеведению, воспитанники стали более активными, заинтересованными.
Их знания о родном крае, его истории и традициях стали гораздо глубже и осознанней. Родители с желанием и интересом участвовали в проектной деятельности, изменилось их отношение к культуре, искусству, народным традициям коми края.
Система работы по формированию духовно - нравственных качеств и патриотических ценностей была объединена в проект «Родные истоки», который занял 1 место на конкурсе «Лучший педагогический проект МДОУ».
С воспитанниками старшей группы мы продолжаем работу по краеведению, используя новые, современные формы работы.
Но это, другая история! Спасибо за внимание.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шаихова Галина Трофимовна
→ Публикатор 17.08.2024 0 200 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.