Консультация для педагогов "Фонематический слух - основа правильной речи"


РФ-

Московская область

Администрация Дмитровского городского округа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №24 «КОЛОБОК»

ДО «МАЛЫШ»

141800, Московская область, Дмитровский городской округ,

г.Дмитров, пер.Метростроевский , д.18,email:














Консультация для педагогов:

«Фонематический слух 

основа правильной речи»













Подготовила и провела:

Учитель-логопед:

Млейник Анна Вадимовна






г. Дмитров

2024 г.



Умение сосредотачиваться на звуке, уметь различать, анализировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь – называется фонематическим слухом.

При нарушении фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису». Ребёнок как будто становится немного иностранцем. Он не слышит окончаний слов, парных согласных. Ему трудно повторить цепочки слогов, даже с оппозиционными звуками (та-па-ка, та-да, трудно выбрать картинки, отличающиеся одним звуком (мишка - мышка, сок-шок, бочка-почка) .

Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.

Поэтому, умение правильно и четко различать звуки речи – способность фонематического слуха - является основой для понимания смысла сказанного, основой правильной речи, как устной, так и письменной.

Уже с 6 месяцев дети начинают различать звуки речи и сами включаются в процесс гуления и лепета, начинают тренировать артикуляционный аппарат. Если гуление процесс врожденный – глухие дети тоже гулят, то лепет быстро затухает без четкого и ясного образца звуков – того образца, что дает взрослый своим ответным общением, побуждением к беседе.

Задача взрослого – всеми силами стимулировать, помогать и развивать речь, начиная с раннего возраста.

- Как же развить фонематический слух уже в раннем детстве?

Для начала, потренируйтесь с детьми выделять и называть неречевые звуки (бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных инструментов, звуки животных и птиц) .

Потом можно приступать к формированию чётких фонематических представлений на примере речевых звуков. Ребенок должен различать такие понятия как - гласные и согласные звуки и т. д.

Уделяя внимание, развитию фонематического слуха вы облегчите ребёнку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма.

  1. Игры и упражнения для развития фонематического слуха нужно проводить от простого к сложному – поэтапно, подходящие, возрасту детей.



РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

1Вспомним разные слова

Цель. Продолжать учить вслушиваться в звучание слов, находить слова, сходные и разные по звучанию, определять место звука в слове, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков.

Описание игры. Дети становятся в круг. Каждый должен вспомнить слово и сказать его рядом стоящему. Следующий  говорит слово, повернувшись к третьему. Так все по очереди должны произнести по одному слову, не повторяясь. Воспитатель следит, чтобы все дети говорили разные слова, произнося их внятно и громко. Некоторым воспитатель предлагает повторить слово и произнести его так, чтобы все хорошо услышали. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.



Стоп! Палочка, остановись!

Цель. Продолжать учить вслушиваться в звучание слов, находить слова, сходные и разные по звучанию, определять место звука в слове, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков.

Описание игры. Дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Дети называют слова и одновременно передают палочку  рядом стоящему. О том, какие это должны быть слова, договариваются заранее.

«О каком животном будем рассказывать?» – спрашивает воспитатель. Дети предлагают: «Про котенка». Воспитатель предлагает сначала подобрать слова про то, какой котенок (прилагательные). Он называет первое слово и передает палочку  

кому-нибудь из детей. Тот называет следующее слово и передает палочку рядом стоящему. Через некоторое время воспитатель может сменить задание: «Теперь будем подбирать слова про то, что котенок может делать» (подбор глаголов) или «Давайте придумаем котенку имя» (подбор существительных).

Если кто-либо из детей повторяет уже названное слово или слишком долго подбирает его, воспитатель дает сигнал: «Стоп! Палочка, остановись!» Этот ребенок должен выйти из круга.

Затем воспитатель предлагает двум детям повторить все названные слова, чтобы все поняли, как их много и все они разные.

3Что звучит вокруг нас?

Цель. Продолжать учить вслушиваться в звучание слов, находить слова, сходные и разные по звучанию, определять место звука в слове, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков.

Оборудование. Предметы, находящиеся в групповой комнате.

Описание игры. Воспитатель собирает детей и говорит:

«Вы уже знаете, что слова звучат. Слова звучат потому, что в них есть звуки. Вслушайтесь в слова: з-зо-он-нт, ж-жу-ук. Теперь повторите эти слова вместе со мной так, чтобы были слышны звуки. Теперь сами произнесите эти слова так, чтобы все звуки слышались очень ясно. Много слов спрятано вокруг нас, и, когда их находят, они тоже звучат.

Посмотрите, сколько предметов в этой комнате, все они имеют названия – это слова, которые звучат. Я, например, нашла слово чашка. Послушайте, как оно звучит: ча-аш-шк-ка-а

Воспитатель обращается к кому-нибудь из детей с просьбой повторить это слово так, чтобы все звуки слышались очень ясно. Затем просит его найти еще какое-нибудь слово, которое спряталось в комнате и произнести его так, чтобы были слышны звуки. Далее он предлагает повторить найденное ребенком слово следующему игроку.

В ходе игры воспитатель следит за четкостью произнесения слов детьми.


4

Найди себе пару

Цель. Продолжать учить вслушиваться в звучание слов, находить слова, сходные и разные по звучанию, определять место звука в слове, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков.

Описание игры. Вариант 1.Каждый ребенок должен найти себе пару. Для этого кто-то должен сказать слово, а другой отозваться похожим словом (шутка – утка, мишутка). Те, кто составил пару, отходит в сторону. Упражнение продолжается до тех пор, пока все дети не подберут себе пару.

Вариант 2. Игра проводится так же, как описано выше, но когда пары будут составлены, дети подходят к воспитателю и произносят другие, вновь подобранные, сходные по звучанию слова (песок – носок).

5

Найду тебя по имени

Цель. Продолжать учить вслушиваться в звучание слов, находить слова, сходные и разные по звучанию, определять место звука в слове, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков.

Описание игры. Каждый ребенок громко и отчетливо называет свое имя, ему откликаются те дети, чье имя похоже по звучанию (Юра – Шура, Оля – Коля).

6

Найди пару

Цель. Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.

Оборудование. Предметные картинки для фланелеграфа, фланелеграф.

Описание игры. Воспитатель помещает в верхней части фланелеграфа несколько картинок. Остальные картинки лежат на столе. Детям предлагается к каждой картинке на фланелеграфе найти пару из картинок, лежащих на столе. Парой является сходное по звучанию слово (коса – коза).

Каждый ребенок, подобрав пару и разместив ее на фланелеграфе, произносит оба слова из пары, голосом подчеркивая их сходство и различие.

7

Так ли это звучит?

Цель. Учить самостоятельно находить слова, сходные и различные по звучанию, закреплять умение выделять из слова определенные звуки.

Оборудование. Картинки «Так ли это звучит?» из настольно-печатной игры.

Описание игры. Воспитатель раздает игрокам большие карточки и предлагает заполнить их тремя маленькими картинками, в названиях которых встречается один и тот же звук (например, «к»). Если на большой карточке изображен козленок, то на маленьких должны быть утенок, хлопушка, мышка, теленок, котенок. Воспитатель просит детей подумать, что можно сказать о звучании этих слов (они звучат сходно). Выигрывает тот, кто быстрее остальных подберет слова.







8

Рифмовка

Цель. Упражнять в повторении рифмовки.

Описание игры. Воспитатель дает задание: «Трижды повтори рифмовку. Говори четко, громко, не торопясь».

Предлагаются рифмовки:

Вновь Агата едет куда-то.

К деду, Вика, подойди-ка.

В океане вода тиха иногда.

Опять у буфета одна конфета.

В темноте гамак не найти никак.

Какие-то коты мяукают до темноты.

Кабан, кабан, не попади в капкан.

Эта хата так темновата.

9

Закончи рифмовку - чистоговорку

Цель. Упражнять в подборе подходящих слов, сходных по звучанию.

Описание игры. Воспитатель дает задание: «Закончи рифмовки, подобрав подходящее слово».

Предлагаются рифмовки:

ТА-ТА-ТА

В доме… (красота, темнота, 2 кота)

ТУ-ТУ-ТУ

Мы идем… (к мосту, к кусту, к коту)

ТЫ-ТЫ-ТЫ

Вижу я … (банты, листы, зонты)

10

Найди похожие слова

Цель. Находить слова, сходные по звучанию.

Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры. Вариант 1.Воспитатель дает задание: «Произнеси парами названия картинок. Затем похожие по звучанию слова повтори 5-6 раз». Предлагаются пары картинок:

   Танки – санки                Улитка - калитка

   Кепка – бублик             Антенна - лимон

    Утка – будка                 Телефон - медведь

   Гном – ком                    Лампа - лапа

   Паук – индюк               Валенки – ботинки











РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

1

Подскажи Петрушке звук

Цель. Показать, что слова звучат потому, что состоят из звуков, что звуки разные; учить узнавать слова, в которых не хватает первого или последнего звука.

Оборудование. Петрушка, ширма.

Описание игры.Воспитатель сообщает, что Петрушка будет называть слова, не договаривая последний звук. Его должны назвать дети.

На солнышке грелся черноухий котено… (к).

На него смотрел белолапый щено… (к).

Охотники развели в лесу косте… (р).

Ученик держал в лесу каранда… (ш).

На лесную полянку выбежал зая… (ц).



2

Какое слово задумано?

Цель. Показать, что слова звучат потому, что состоят из звуков, что звуки разные; учить узнавать слова, в которых не хватает первого звука.

Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры. Воспитатель показывает картинку с изображением ромашки и называет ее: «Это …омашка». Дети поправляют его: «Ромашка». Он соглашается: «Я так и говорю - …омашка». Дети произносят слово с нарочитым усилением первого звука. «Почему у меня так не получается?» - удивляется воспитатель. Дети должны ответить, что он пропускает первый звук. Воспитатель показывает остальные картинки и, называя их, также пропускает первый звук. Дети должны поправлять воспитателя.

3

Какой звук потерялся?

Цель. Показать, что слова звучат потому, что состоят из звуков, что звуки разные; учить узнавать слова, в которых не хватает первого или последнего звука.

Описание игры. Воспитатель читает стихотворный текст, в некоторых словах не проговаривая первый звук. Дети слушают и находят слова, произнесенные неверно, произносят их правильно и называю звук, который был пропущен.

   Когда дети научатся легко находить пропущенный звук в одном слове связного текста, воспитатель может не проговаривать звук уже в двух-трех словах. Дети должны восстановить пропущенные звуки.



4

Что же здесь не так?

Цель. Показать, что слова звучат потому, что состоят из звуков, что звуки разные; учить узнавать слова, в которых не хватает первого или последнего звука.

Описание игры. Воспитатель читает детям письмо Петрушки:  «Посылаю вам листок со словами. Догадайтесь, какие слова я задумал. Первое слово – …орова. Что это за слово? (Корова). Какого звука не хватает в моем слове? (Звука «к», который слышится в начале слова). Продолжаем искать задуманные мной слова: …рибы, …уки, …рыша, …ерево, …абор.

   Молодцы! Все слова узнали правильно!

5

Определи первый звук в слове

Цель. Упражнять детей в выделении первого звука в слове.

Оборудование. Карточки, на каждой из которых 4-6 предметных картинки, кружки.

Описание игры. Воспитатель раздает карточки детям. Затем спрашивает, у кого на карточке есть предмет, начинающийся со звука «а».тот из детей, кто назовет нужный предмет со своей карточки, получает кружок, которым накрывает названную картинку. Воспитатель продолжает задавать вопросы. Если к концу игры у некоторых детей останутся незакрытые картинки, воспитатель предлагает назвать их и определить, с какого звука начинается это слово. Выигрывает тот, кто закрыл все картинки.

6

Цепочка

Цель. Упражнять детей в определении первого и последнего звука в слове.

Оборудование. Карточки для настольной игры, размером 8*5 см, с предметными картинками.

Описание игры. На столе у детей лежат карточки. Воспитатель кладет первой картинку с изображением карандаша и объясняет задание: «Мы будем выкладывать цепочку из предметов. Первым в цепочке будет слово карандаш. Следующим должно быть слово, которое начинается с того звука, каким кончается слово карандаш. Кто найдет предмет с таким названием у себя на картинке, присоединит свою картинку к моей и назовет свой предмет так, чтобы четко

слышался последний звук в слове.

Если сразу несколько детей найдут подходящие картинки, то в цепочку положит картинку тот, кто нашел ее первым.

Когда будет выложена вся цепочка, воспитатель предлагает детям хором называть предметы, начиная с любого указанного в цепочке, слегка выделяя голосом первый и последний звук в каждом слове.




7

Кто в домике живет?

Цель. Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.

Оборудование. Карточки в виде плоских домиков с четырьмя окошками, на чердачном окошке – буква (К, С, З, Ц, Ж, Л, Р). Предметные картинки

Описание игры. Каждый играющий получает домик. Воспитатель берет из стопки картинку с изображением животного, называет его, а дети определяют, в каком домике оно должно жить. Если животное может жить в разных домиках (например, жираф – в домике Ж и в домике Р), то картинку получает тот ребенок, который первым сказал, что животное должно жить в его домике.

Если окажется, что какому-то животному негде жить, потому что полагающийся ему домик уже заселен (например, кот может жить только в домике К), воспитатель предлагает детям подумать, куда можно переселить других животных, чтобы освободить ему место.

8

Назовите слово

Цель.Закрепить знания о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности, в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие).

Оборудование. Демонстрационная звуковая линейка.

Описание игры. Воспитатель предлагает произнести какое-нибудь короткое слово, показывая на линейке, как открываются одно за другим окошки по количеству звуков. Затем дети называют другие слова, а педагог обращает их внимание на то, что в одном слове мало звуков, в другом – много. Количество звуков он иллюстрирует при помощи звуковой линейки. Предложив детям произнести длинное слово, он показывает, что звуков так много, что не хватает окошек на линейке.

9

Кто найдет короткое слово?

Цель.Закрепить знания о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности, в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие).

Оборудование. Демонстрационная звуковая линейка (60*8 см), звуковые линейки для детей (25*4 см).

Описание игры. Педагог на демонстрационной звуковой линейке показывает, что в разных словах разное количество звуков, а от того, сколько звуков в слове, зависит длительность его звучания. Воспитатель подбирает короткие слова (из 2-3 звуков) и длинные. Затем он учит детей самостоятельно работать с линейкой, предлагая придумывать и изображать на линейке короткие слова.









10

Молчанка

Цель. Закрепить знания о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности, в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие).

Оборудование. Игрушки и предметы, находящиеся в комнате, индивидуальные звуковые линейки.

Описание игры. Педагог предлагает детям посмотреть вокруг и поискать короткие и длинные слова. Выбирается ведущий, он должен ходить по комнате и искать предметы с короткими названиями. Найдя его, он останавливается перед ним и хлопает в ладоши. Все дети следят за действиями ведущего и на своих линейках проверяют, правильно ли он выполнил задание. Следующий ведущий ищет предметы с длинными названиями.






Полный текст материала Консультация для педагогов "Фонематический слух - основа правильной речи" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Млейник Анна Вадимовна  Публикатор
28.08.2024 0 236 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК