Статья "Особенности проведения наблюдений в неживой и живой природе в средней группе"



ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЙ В НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.

СПЕЦИФИКА И СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Работа в средней группе основывается на знаниях и умениях, полученных в младшей группе, но она имеет свою специфику. Дети среднего возраста любознательны, активны, готовы к сотрудничеству с воспитателем, хорошо воспринимают речь, если она опирается на их опыт и знакомые образы.

Дошкольники пятого года жизни увереннее в своих проявлениях, имеют 60лее устойчивое, чем у малышей, внимание, более развитое восприятие и мышление, способны к первым волевым усилиям.

Этот возраст можно рассматривать как начальную ступень формирования осознанного отношения к растениям, животным и к себе, как части природы. Поэтому процесс развития экологической культуры должен включать разные виды совместной деятельности воспитателя с детьми, их частую смену и различные формы, совмещённые с игрой и творчеством.

Структура технологии экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста имеет следующие компоненты:

  • Циклы наблюдений за животными и растениями в уголке природы и на участке;

  • Еженедельные наблюдения за неживой природой на улице;

  • Ежемесячные наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе;

  • Зимняя подкормка птиц;

  • Выращивание рассады для огорода и цветника.




ФОРМЫ РАБОТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

Используя те же виды работ, что и в младшей группе, мы наполняли их более сложным содержанием, предоставляли детям возможность самостоятельно применить свои умения по уходу за растениями и животными.

Это следующие виды работ:

      • Работа на огороде и в цветнике;

  • Целевые прогулки в парк и на луг;

  • Экскурсии по большой экологической тропе по берегу реки Уводь

  • Составление описательных рассказов о своём домашнем любимце;

  • Зарисовка своих впечатлений от объектов неживой и живой природы;

  • Выращивание цветка для подарка маме на 8 марта;

  • Участие совместно с родителями в конкурсах на лучшую кормушку, скворечник для птиц;

  • Работа с календарём;

  • Заготовка корма для птиц и зверей уголка природы;

  • Сюжетно- ролевые и дидактические игры с экологическим содержанием. Очень важно, чтобы знания и умения, полученные детьми, органично вошли в жизнь детей, поэтому большое внимание уделяется сюжетно — ролевой игре.

Детям предлагаются различные сюжеты игр, в ходе которых они могут применить свои знания и умения на практике. Это «Ветеринарная лечебница», «Зоомагазин», магазин «Цветы».

Дети к пяти годам в основном овладевают действием замещения, поэтому большое внимание уделяется методу наглядного моделирования. Дети самостоятельно могут придумывать знаки для обозначения явлений неживой и живой природы, схемы строения объектов природы. Это используется в новом для детей виде работы — ведение календаря природы.

Основной упор в работе с детьми средней группы делается на умение устанавливать связи между изменениями в неживой и живой природе. Усвоить эти знания помогают дидактические игры типа «Когда это бывает?», «Выложи по порядку», «Где живут знаки?» (круговая диаграмма), «Где кто живёт?», «Чей домик?»





























































ПЛАНИРОВАНИЕ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА НЕЖВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ



ОСЕНЬ

В группе На улице


Экскурсия в аквариум. Цель: доставить детям эстетическое удовольствие, показать многообразие рыб (форма, размер, цвет, способ передвижения) и растений.

Неживая природа: наблюдение за снижением

температуры.

Цель: обратить внимание на перемены в одежде людей, с чем они связаны.

Живая природа: наблюдение за синицей.

Цель: отметить появление синиц на кормушке.

Учить правильно подкармливать синиц (сало). Проявление заботы о птицах.





















ЗИМА





Рассматривание попугая (Корелла).

Цель: рассмотреть внешний вид (строение, окрас). Рассказать о природной среде обитания, его образе жизни (иллюстрации).

Образование сложных слов: зерноядный, травоядный. Закрепить умение детей составлять модель птицы.

Неживая природа: наблюдение за ветром.

Цель: вспомнить причины образования метели (снег переносится с места на место ветром, с силой бьёт в окно). Познакомить с вьюгой (ветер поднимает снег над землёй, закручивает его в столбики).

Живая природа: наблюдение за птицами Цель: уточнить представления детей о среде обитания птиц (в воздухе, на земле), о конкретных местах их нахождения (вороны располагаются на толстых ветвях деревьев, воробьи — на ветвях кустов, голуби - на карнизах жилищ), о способах передвижения, о питании, о поведении в мороз. Вызвать у детей желание помогать птицам зимой, регулярно подкармливать.


Наблюдение за способами ухода, кормлением, купанием (при участии детей).

Цель: закрепить знания о рационе. Привлечь к мытью оборудования клетки. Формировать чувство ответственности за живое существо.

Неживая природа: наблюдение за погодой. Цель: учить давать характеристику погоде, ветру. Игра «Какая погода? Какой ветер?» Подвести детей к пониманию того, почему февраль называют лютым. Отмечать состояние Погоды в календаре.

Живая природа: продолжить наблюдение за поведением птиц на кормушке. Цель: учить детей различать птиц по внешнему виду, издаваемым звукам, характерным повадкам. Вспомнить, почему не все из них улетели в тёплые края.

ВЕСНА


В группе.

На улице.


Рассматривание бегонии крапчатой.

Цель: рассмотреть строение (стебель, листья). Познакомить со способами ухода (протирание тряпочкой).

Неживая природа: наблюдение за солнцем. Цель: показать, что солнце светит и уже греет, солнце поднимается над горизонтом выще. Солнечных дней стало больше. Продолжать работать с календарём природы.

Живая природа: наблюдение за птицами.

Цель: показать изменение в поведении птиц

(воробьи собираются в стаи, чирикают громче. Вороны чаще чистят оперение, купаются в лужах. Гомон птиц становится слышнее, они чувствуют весну).


Рассматривание бегонии вечноцветущей. Цель: рассмотреть строение: стебель, листья. Познакомить со способами ухода (смахивание пыли кисточкой).

Неживая природа: наблюдение за снегом. Цель: показать изменения, происходящие со снегом (серый, грязный, липкий). Рассмотреть наст, обсудить, почему он образуется.

Живая природа: рассматривание ивы.

Цель: проследить за изменениями, которые произошли с почками деревьев на примере ивы.



Наблюдение за кроли-

ком.

Цель: рассмотреть внешний вид (строение, окраска). Вспомнить схему строения животного. Развивать

тактильные ощущения. Дидактическая игра «Какой кролик?» Цель: обогащение словаря за счёт прилагательных.

Неживая природа: обобщающее наблюдение за состоянием погоды.

Цель: путём наблюдений подвести детей к по-

ниманию того, что первыми признаками весны в неживой природе являются повышение тем-

температуры воздуха, таяние снега, увеличение светового дня. Продолжать работу с календарём природы.

Живая природа: наблюдение за перелётными

птицами.

Цель: отметить прилёт грачей и строительство гнёзд серыми воронами.
























Наблюдение за кормлением кролика. Цель: опытным путём выявить вкусовые предпочтения кролика. Активизировать в речи слова: зерноядный, травоядный, растительноядный. Вспомнить значение термина «грызун». Вспомнить, каких ещё грызунов знают.

Неживая природа: наблюдение за первыми

проталинами.

Цель: показать изменение в состоянии почвы на проталинах (почва стала теплее, вода оттаяла). Связать это с изменением температуры воздуха.

Живая природа: наблюдение за первой травкой и мать-и-мачехой на проталинах.

Цель: показать связь между появлением растений и изменением состояния почвы .


Наблюдение за повадками: передвижение, умывание, способ приёма пищи (в сравнении с хомяком). Цель: показать способ приёма пищи кроликом без помощи передних лап. Показать способ передвижения

- прыжки.

Неживая природа: наблюдение за ручьями. Цель: закрепить знания о превращении снега в воду. Показать, что направление течение ручейка сверху вниз. Пронаблюдать за слиянием мелких ручейков в крупные. Подвести детей к понятию «наводнение».

Живая природа: наблюдение за вороной.

Цель: пронаблюдать за вороной, сидящей на гнезде. Закрепить знания детей о способе размножения птиц. Воспитывать интерес к жизни птиц.

Живая природа: наблюдение за насекомыми. Цель: показать появление насекомых в связи с изменениями погодных условий.







Наблюдение за многообразием пород кролика (при помощи иллюстраций).

Цель: показать многообразие пород кролика, что связано с деятельностью человека. Закрепить знание о домашних животных и их значении для человека.

Неживая природа: наблюдение за небом. Цель: отметить цвет неба, появление белых облаков, ввести понятие «кучевые облака», уточнить причины движения облаков.

Живая природа: наблюдение за перелётными птицами.

Цель: отметить прилёт скворцов. Пронаблюдать за их поведением (устройство гнезда в скворечнике).


Сравнение кролика с зайцем.

Цель: закрепить знания детей о различных диких и домашних животных. Показать общее и различное (заяц меняет окраску, а кролик не меняет).

Неживая природа: наблюдение за осадками.

Цель: пронаблюдать за весенним дождём. Дидактическая игра «Какой дождь бывает?»

Обогащение словаря за счёт прилагательных.

Продолжать работу с календарём природы. Живая природа: наблюдение за перелётными птицами (трясогузка).

Цель: познакомить детей с новой птицей

(внешний вид). Закрепить понятие «насекомоядное». Связать время прилёта насекомоядных птиц с моментом появления корма. Развитие связной речи: составление описательного рассказа по схеме.






Полный текст материала Статья "Особенности проведения наблюдений в неживой и живой природе в средней группе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Якимычева Оксана Александровна  Публикатор
09.12.2024 0 97 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК