Система взаимодействия специалистов в ДОУ компенсирующего вида как одна из форм инклюзивного образования


Схема 1



Содержание деятельности

Предполагаемый результат

Изучение нормативно-правовой базы

  • Конвенция ООН «О правах инвалидов»

  • 17 марта 2011 года Пост. Прав. РФ была утверждена государственная программа «Доступная среда на 2011 -2015 годы»

  • Приказ от 4 августа 2008 г. N 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации (в ред. Приказов Минздравсоцразвития РФ от 16.03.2009 N 116н,от 06.09.2011 N 1020н)

  • «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009г. №655 + Приказ от 20 июля 2011 г. N 2151 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» -

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 марта 2000г. №27/901-6 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» -

  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный номер 18267


Знание документов



Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме и опыта организации работы с детьми с ОВЗ.

  • Инклюзивное образование. Выпуск 1-5. В сборнике представлены практические разработки в области инклюзивного образования.

  • Инвалидность в образовании. Сборник статей. В сборнике представлены статьи об индивидуальном подходе в системе образования.

  • Инклюзивное образование: право, принципы, практика (сост. Н.В. Борисова, С.А. Прушинский). В данном пособии даны ответы на вопросы, связанные с внедрением инклюзивных подходов в образовании.

  • Материалы V международной конференции дефектологов 25-26 ноября 2009, 1, 2 часть. «Формирование установок и норм толерантного поведения - залог успешной инклюзии детей с ОВЗ».

  • Ребенок в инклюзивном дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие (Под. Редакцией Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой).

  • Система образования для детей с проблемами в здоровье. Профильное обучение детей с ОВЗ. Выпуск 11 (сост. Г.В. Головченко, С.Л. Нечаева).

  • Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов. Под редакцией М.М. Семаго. М.: ТЦ «Сфера», 2012г.

  • М. Мамайчук Воспитание детей с особенностями в развитии.

Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение

Готовность к применению

Анализ программ и технологий по проблеме.

  • М.И. Фонарев Справочник по лечебной физкультуре.

  • Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» и другие методические разработки по проблеме дитагностики и коррекции физического развития детей

  • Т.Б. Филичева, Т.В. Чиркина Подготовка к школе детей с ОНР

  • В.Коноваленко Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.

  • Н.В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.

  • Л.И. Катаева Коррекционно-развивающие занятия с детьми дошкольного возраста

  • Л.М. Щипицина Азбука общения

  • Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной.

  • Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития.

Создание банка данных по проблеме

Дополнить диагностический инструментарий основной общеобразовательной программы детского сада специальными методиками.

  • -Н.Н. Ефименко «Методика игрового тестирования двигательного развития детей в норме и с отклонениями в развитии»

  • Н.Н. Ефименко «Плантография и основы диагностики физического развития (здоровья) ребенка»

  • Речевое развитие Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специализированного детского сада»

  • Скрининг – программа Приложение № 2 к Приказу Минздрава РФ от 3.07.2000г. № 241.

  • -Верещагина Н.В. «Результаты мониторинга детского развития» уровни развития интегративных качеств, уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям.

  • Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста

  • Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. - М., 1999.

  • Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.-мед.-пед. Комис. ВЛАДОС, 2003

Приобретение альбомов мониторинга по программе «Детство»

Подготовка протоколов и таблиц результатов диагностики по различным методикам.

Разработка модели взаимодействия



Модель взаимодействия всех участников коррекционно – развивающего процесса.











Координация работы специалистов и ПМПк

Содержание работы

Цель

Сроки

Предполагаемый результат

специалиста

зам.зав. по ВМР

Составление перспективного плана коррекционно- развивающей работы с детьми

Составление годового плана работы ДОУ

Составление плана работы ПМПк

координация планирования по всем видам деятельности

август

выполнение задач базисной и парциальных программ к концу года

Сбор диагностических данных развития ребенка. Участие в работе ПМПк

ПМПк 1 этап:

«Оценка актуального состояния развития детей» по результатам диагностики, запросам родителей и воспитателей

Выявление детей с 3 и более нарушениями в развитии

сентябрь

Организация коррекционной работы

Проведение диагностики. Участие в работе ПМПк

ПМПк 2 этап «Оказание помощи детям с 3 и более нарушениями в развитии

Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ

сентябрь-октябрь

Внедрение коррекционно-развивающего сопровождения ребенка, обеспечение динамики развития ребенка

Проведение промежуточной диагностики

ПМПк – выявление динамики развития ребенка

корректировка содержания коррекционно-развивающих программ (по необходимости)

январь

Рефлексия работы специалистов

Рекомендации воспитателям по содержанию предметно-пространственной среды

Смотр-конкурс «Содержание предметно-пространственной среды»

Обновление предметно-пространственной среды

согласно годовому плану

Внесение изменений в ППС

Проведение итоговой диагностики.

ПМПк 3 этап

«Результаты работы на основе диагностических данных, наблюдений педагогов»

Выявление уровня коррекционно-развивающей работы с детьми

Май

Анализ эффективности работы педагогов и специалистов

Составление перспективного плана на лето.

Составление плана коррекционно-развивающей работы с учетом диагностики

Учет результатов диагностики в определении задач и содержания работы на лето

Июнь

Согласование работы специалистов и педагогов при ведении коррекционно-развивающей работы с конкретным ребенком.

Участие в работе с родителями

Составление разных форм работы с родителями

Установление связи с родителями

в течение года

Участие родителей в коррекционно-развивающей работе ДОУ


Ведение документации ПМПк МБДОУ д/с № 64


Документы

Кто представляет

Срок

Журнал записи на ПМПк

Секретарь ПМПк

постоянно



Пакет диагностики

медсестра (анамнез)



сентябрь

обходной лист врачей

методист ЛФК – результаты обследования

учитель-логопед – результаты обследования

педагог-психолог – результаты обследования

воспитатель-характеристика

Журнал регистрации заключений специалистов

Секретарь ПМПк

(сентябрь –заключения специалистов;

май – коллегиальное заключение)


сентябрь

май



Программа индивидуального развития

Индивидуальная карта развития ребенка


Вкладыши-приложения(комплексная программа):

  • Медсестры (врача)

  • Методиста ЛФК

  • Учителя-логопеда

  • Педагога-психолога

  • Воспитателей Музруководителя


сентябрь-октябрь

Дневник динамического наблюдения

Заполняется коллегиально

январь

май

Сведения о динамике развития воспитанников

Секретарь ПМПк

в течение

года

Статистический отчет

Председатель ПМПк

май


Модель взаимодействия специалистов МБДОУ д/с №64


Цель: создание условий, способствующих совершенствованию взаимодействия субъектов коррекционно-развивающей деятельности в условиях МБДОУ компенсирующего вида






Руководитель

технический персонал, воспитатели


Создание материально-технической базы

Ремонт и реорганизация кабинетов, спортивного зала, приобретение мягкого и жесткого инвентаря, оборудования согласно Сан.пин



Руководитель

Зам.зав. по ВМР, технический персонал, воспитатели






















Методический

б

Формы и технологии методической работы

Пед. советы, проблемные семинары, конференции, творческие мастерские, игры-тренинги, открытые занятия, консультации и т.д.


лок




Работа с родителями

Формы работы, направленные на создание эмоционально-психологического комфорта в семье

Консультации, игры-тренинги, родительские собрания, деловые игры, круглые столы, дни открытых дверей.










Лечебно – оздоровительный

Коррекционно- развивающий блок











Результат: Оптимизация развития детей с ограниченными возможностями здоровья и их дальнейшая социализация.


Слайд 1
Система взаимодействия специалистов в ДОУ компенсирующего вида как одна из форм инклюзивного образования Авторы проекта: Заведующий Катерова Татьяна Николаевна Заместитель заведующего по ВМР Никитина Елена Васильевна Учитель – логопед Кривосудова Юлия Викторовна Педагог – психолог Михайлова Ольга Валерьевна Методист ЛФК Прокопенко Лариса Александровна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида второй категории № 64 «Айболит г. Таганрог
Слайд 2
Проблема: трудности организации воспитания и развития детей с ОВЗ в условиях компенсирующего ДОУ АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ: За последние 5 лет наш детский сад стали посещать дети не только с нарушениями опорно – двигательного аппарата, но и с другими особенностями (ОНР-I-II, ЗПР, нарушения зрения и слуха, ) поэтому стала актуальной задача организации взаимодействия всех участников коррекционно – развивающего процесса для обеспечения доступа к образованию детей с особыми потребностями.
Слайд 3
Инклюзия (от английского слова inclusion включение) это возможность для всех учащихся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Цель такой (инклюзивной) школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, самого активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым, обеспечивая наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах сообщества. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию дете й , которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Слайд 4
Нормативные документы: Основная задача в развитии инклюзивного образования сформулирована Д.А. Медведевым «Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества»       В 2008 г. подписана Конвенция ООН «О правах инвалидов» 17 марта 2011 года Пост. Прав. РФ была утверждена государственная программа «Доступная среда на 2011 -2015 годы» Приказ от 4 августа 2008 г. N 379н «Об утверждении форм н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации (в ред. Приказов Минздравсоцразвития РФ от 16.03.2009н «Об утверждении форм N 116н,от 06.09н «Об утверждении форм .2011 N 1020н) «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009н «Об утверждении форм г. №655 + Приказ от 20 июля 2011 г. N 2151 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 марта 2000г. №27/9н «Об утверждении форм 01-6 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный номер 18267
Слайд 5
Для решения этих проблем в России создан «Институт проблем инклюзивного образования» ( директор Алехина С.В.), также этими проблемами занимаются такие ученые как: Н.Я. И М.М. Семаго, Л.М.Шипицына, Е.А. Стребелева,       В МБДОУ д/с в 2012 – 2013 уч.году посещают: 100 детей с нарушениями ОДА Из них 70 % с нарушениями речи 30 % с детьми с ЗПР 10% с нарушениями зрения 60% с проблемами психологического здоровья
Слайд 6
ЦЕЛЬ: Оптимизация взаимодействия всех участников коррекционно – развивающего процесса для развития детей с ограниченными возможностями (как психического, так и физиологического плана), придания им уверенности в собственных силах и мотивируя их к обучению в школе вместе с другими учащимися. ЗАДАЧИ:  Изучение нормативных документов, теоретического и практического опыта работы. Анализ программ и технологий по проблеме.  Дополнить диагностический инструментарий основной общеобразовательной программы детского сада специальными методиками.  Разработать систему взаимодействия всех участников коррекционно – развивающего процесса.  Апробировать созданную систему взаимодействия в среде МБДОУ д/с компенсирующего вида.  Оценить эффективность полученных результатов.
Слайд 7
Предполагаемый результат     Знание теоретических основ, готовность к использованию практического опыта по проблеме Создание диагностического инструментария для углубленного обследования Система взаимодействия участников педпроцесса. Определение эффективности разработанной системы Инновационность проекта: Оптимизация системы работы с детьми с множественными нарушениями развития
Слайд 8
1 этап Подготовительный Цель: Подготовка педагогов и специалистов ДОУ к организации работы с детьми с ОВЗ  Сроки реализации сентябрь 2012 – февраль 2013гг.  Содержание деятельности
Слайд 9
Схема 2 Модель взаимодействия специалистов МБДОУ д/с №64 Цель: создание условий, способствующих совершенствованию взаимодействия субъектов коррекционно-развивающей деятельности в условиях МБДОУ компенсирующего вида Организационный блок Диагностический блок Методический блок Лечебнооздоровительный Коррекционо – развивающий блок Результат: Оптимизация развития детей с ограниченными возможностями здоровья и их дальнейшая социализация.
Слайд 10
2 этап: Основной Цель: Апробировать созданную систему взаимодействия в среде МБДОУ д/с компенсирующего вида. Сроки реализации: март 2013 – март 2014 Содержание деятельности: Предполагаемый результат Педсовет « Возможности инклюзивного образования в ДОУ компенсирующего вида» Обобщение знаний об инклюзивном образовании Круглый стол «Особенности работы с детьми с ОВЗ» Формирование готовности к применению полученных знаний Семинар «Возможные формы и методы работы по коррекции выявленных нарушений» Формирование готовности к применению полученных знаний Творческая мастерская «Система взаимодействий специалистов по тематическим блокам с учетом особенностей развития детей.» Создание листов взаимодействия специалистов, создание банка игр – упражнений по коррекции различных видов нарушений развития Мастер – класс «Возможности реализации листов взаимодействия в процессе коррекционно – развивающей деятельности». Приобретение практических навыков использования игр – упражнений с детьми с ОВЗ Составление индивидуальных маршрутов по подготовке к школе дошкольников с ОВЗ ( в рамках ПМПк) Индивидуализация процесса развития детей с ОВЗ
Слайд 11
Работой с детьми с ОВЗ в ДОУ руководит ПМПк Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума в ДОУ № 64 . Врач педиатр,ст. м/сестра Зам.зав. по ВМР ПМПк Индивидуальное обследование детей специалистами Воспитатель Учитель логопед Педагог психолог Выявление уровня и Особенностей развития ребенка Заключение ПМПк -физическое развитие; -соматическое состояние; -дефекты речи; -интеллектуальное и эмоциональное развитие; -нервно-психическое развитие. Выбор оптимальных для коррекции развития детей программ и технологий -лечебно-восстановительной; - коррекционно-развивающей; -учебно-воспитательной; -социальной адаптации и интеграции в обществе. Методист ЛФК Муз.руководите ль Организация взаимодействия лечебно-коррекционной и учебно-воспитательной работы с детьми -педагоги; -родители; -специалисты. Оценка динамики состояния ребенка и овладение им образовательных областей Изменение коррекционноразвивающего, лечебнооздоровительного процесса Положительная динамика и компенсация нарушений развития. Перевод ребенка в детский сад общего типа Рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе
Слайд 12
В помощь семьям, имеющим детей с ОВЗ и не посещающих детский сад организован КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ПУНКТ ЦЕЛЬ: обеспечение каждому ребенку стартовых возможностей при поступлении в школу, помощь в адаптации в социуме. За консультацией может обратиться семья, воспитывающая ребенка с нарушениями в развитии. Способами включения родителей могут быть индивидуальные консультации по запросу родителей), мастер-классы или семинары.
Слайд 13
3 этап Заключительный Цель: Оценить эффективность полученных результатов. Сроки реализации: апрель-май 2014 № Содержание деятельности Предполагаемый результат 1 Выявление уровня развития детей: мониторинг освоения детьми образовательных областей (познание, коммуникация, социализация) и интегративных качеств развития (ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ, АКТИВНЫЙ; ОВЛАДЕВШИЙ Динамика развития детей СРЕДСТВАМИ ОБЩЕНИЯ И СПОСОБАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ; СПОСОБНЫЙ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ;ОВЛАДЕВШИЙ УНИВЕРСАЛЬНЫМИ ПРЕДПОСЫЛКАМИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 2 Анализ итогов реализации созданной системы взаимодействия всех участников коррекционно – развивающего процесса Повышение уровня коррекции и компенсации развития детей с ОВЗ 3 Утверждение адаптированного методического материала для использования педагогами и специалистами Методический материал по работе с детьми с ОВЗ 4 Создание презентации по итогам реализации инновационного проекта Презентация
Слайд 14
нарушение речи эмоцио нальносоматические личностное и др. динамика развития детей отрицат недостата 32% 0% 30% положит отрицат 0% 0% недостат 68% 70% 13% 25% 13-14 г положит отрицат 0% 0% недостат 75% 0% 11-12 г 81% 84% 17% 20% положит 12-13 г 10-11 г 0% 0% недостат 87% 19% 16% положит отрицат ОДА 0% 20% 83% 80% 40% 60% 80% 100%
Слайд 15
Литература: -Н.Семаго «Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов» в приложении к журналу «Управление» 1/12 -Т.Соловьева «Преемственность в работе ДОУ и школы при подготовке детей с особыми образовательными потребностями» журнал «Старший воспитатель ДОУ» №5/12 -Л.Грубая «Создание в ДОУ условий для детей с ограниченными возможностями здоровья» журнал «Справочник руководителя» № 9/12 -Л. Грибанова «Организация комплексной помощи детям с особыми образовательными потребностями» журнал «Справочник руководителя» № 7/11 -Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. - М. 1999. -Боровик О.В., Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей М., Владос, 2003 -Ефименко Н. Н. " Организация коррекционного воспитания в массовых и специальных дошкольных учреждениях" -Ефименко Н. Н. " Планирование коррекционно-профилактического воспитания в массовых и специальных дошкольных учреждениях" -Ефименко Н.Н. " Методические "секреты" коррекционного физического воспитания дошкольников в норме и при патологии . -Мастюкова Е.М. Коррекционно - педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с ЗПР - 2002 - Инклюзивное образование: право, принципы, практика (сост. Н.В. Борисова, С.А. Прушинский). - Ребенок в инклюзивном дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие (Под. Редакцией Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой). - Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов. Под редакцией М.М. Семаго. М.: ТЦ «Сфера», 2012г. - М. Мамайчук Воспитание детей с особенностями в развитии. - Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение

Полный текст материала Система взаимодействия специалистов в ДОУ компенсирующего вида как одна из форм инклюзивного образования смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Никитина Е.В.  Lenaelena
11.03.2013 0 6866 824

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК