«Развитие воображения детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной изобразительной деятельности»
Департамент образования администрации г.Перми
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 407»
«Развитие воображения детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной изобразительной деятельности»
Столярова Наталья Леонидовна
воспитатель
г.Пермь
Введение.
Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. На этом этапе ребенок делает качественных скачек в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.
Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией.
Как отмечает Л.С.Выготский творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта. Педагогический вывод, который можно отсюда сделать, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения. В этом смысле воображение приобретает очень важную функцию в поведении и развитии человека, оно становится средством расширения опыта человека, потому что он может вообразить то, чего он не видел. В этой форме воображение является совершенно необходимым условием развития почти всякой умственной деятельности человека.
П.П.Блонский говорил о важности развития творчества у ребенка (1964), подчеркивая необходимость находить доступные и близкие пониманию и переживанию ребенка творческие задания, указывал на недопустимость формального отношения к творческим проявлениям ребенка.
В более поздних работах отечественных психологов целостные программы по развитию творческих способностей у детей были разработаны Н.А. Ветлугиной (1986), В.А. Левиным (1977), З.Н. Новлянской (1978), А.А.Мелик-Пашаевым (1981) и другими.
Программа «Развитие», по которой работает наше дошкольное образовательное учреждение, направлена на развитие у детей умственных и художественных способностей. Однако данные психологических диагностик выявляют низкий уровень развития воображения детей нашего детского сада.
Так обследование педагога-психолога, проведенное в начале года показало, что у 2 детей (8,3%) - высокий уровень развития воображения, у 5 детей (20,8%) – средний уровень, у 17 детей (70,9%) – низкий уровень развития воображения.
В связи с этим я попыталась найти способы развития воображения детей, интересные детям, воспитателю и нечасто встречающиеся в практике работы детского сада.
Развитие воображения в первую очередь зависит от наблюдательности ребенка, его умения видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное.
В последнее время в практике дошкольного образования наметилась тенденция к раннему интеллектуальному развитию детей. Воспитатели все больше внимания уделяют обучению, а не развитию и воспитанию. Однако
многочисленные исследования доказали, что маленький ребенок формируется в специфических детских видах деятельности – игре, лепке, аппликации, конструировании и др. Здесь он самовыражается, решает поставленные им же самим задачи. Посредством этой деятельности у него вырабатываются важнейшие качества – произвольность, контроль, то есть все то, что ему потом пригодится в школе. Поэтому так важно обращать особое внимание базисным вещам – развитию воображения, образного мышления, творческого начала, инициативности, активности, сопереживания и т.п.
Чем меньше будет у взрослых желание стремиться дать специализацию с самого раннего возраста ребенка, чем больше мы будем заниматься его общим развитием, способностью ориентироваться в природе, обществе, изобразительной деятельности, используя при этом самые разные материалы и способы, чем больше у него будет средств самовыражения, и тем более творческим человеком он станет, и тем лучше сформируются у него общие способности.
Ребенок познает окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности – играх, рисунках, рассказах. Я считаю, что наиболее яркие возможности предоставляет ему изобразительное творчество.
Предварительная работа
Важную роль в развитии изобразительных умений и навыков играет формирование мелкой моторики рук.
Особую роль в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры – своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они позволяют корригировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций. Пальчиковые игры я организую в качестве активного отдыха. Они развивают координацию движений, концентрируют память. Если они сопровождаются стихами, то у детей развивается речь и чувство ритма, а ритм облегчает восприятие и деятельность.
В фольклоре существует множество потешек, в которых сочетаются речь и движения пальцев рук.
В старину наши предки пели детям песенки-потешки, играли в "Ладушки", "Идет коза", "Сорока" и т.д., сопровождая речь движениями рук. Я также использую в своей деятельности игры с пальчиками, сопровождая их чтением народных стихов-потешек "Пальчик, пальчик где ты был?", "Сидит белка на тележке, продает орешки", "Три веселых братца гуляли по двору" и т.д. Также использую для проведения пальчиковых игр стихи различных авторов и устное народное творчество других народов мира.
Работа начинается с простых упражнений типа «Мальчик-пальчик, где ты был?». Этот вид упражнения – прикосновение большого пальца к каждому другому пальцу на этой руке – можно провести под разными названиями. В сентябре у детей пальчики непослушные или слишком напряжены, поэтому приходится недели две повторять этот вид упражнения.
Вот ещё один вариант этого же упражнения: «Это команда – белочки, а это команда – зайчики», показывая левую и правую руки. «Это капитан белочек, а это капитан зайчиков» - показывает большие пальцы. Каждый капитан как бы здоровается со своей командой (прикасания большого пальца к остальным пальцам руки). Упражнение делается сначала только с белочками, а затем зайчиками. Постепенно обе руки одновременно выполняют это упражнение.
Для тренировки большого пальца руки придумано упражнение «Скакалка». Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх. Делаем круговые движения большим пальцем (сначала в одну сторону, потом в другую). Одновременно ребенок приговаривает:
- Я скачу, я верчу
Новую скакалочку.
Захочу, обскачу
Галю и Наталку.
Ну-ка раз, ну-ка два
Посреди дорожки, да бегом с ветерком
Да на правой ножке.
В группе существует уголок мелкой моторики, где детям предлагаются разной формы шнуровки, мозаика, различного вида конструктор, разрезные картинки, различные пазлы, дидактические игры на развитие мелкой моторики "Выложи по контуру", "Заплети косичку".
Большой интерес вызывает у детей рисование на манной крупе пальчиком. На коробочку, оклеенную изнутри черной бумагой, насыпаем манную крупу, разравниваем ее и рисуем с детьми сначала отдельные предметы (солнышко, елочка, грибочки), а затем целые картинки.
Положительное влияние на подготовку руки оказывает раскрашивание. С этой целью я использую готовые альбомы для раскрашивания. Обращаю внимание детей на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно. Приучаю детей не спешить, раскрашивать старательно, в несколько приемов, чтобы не уставала рука. Предлагаю детям раскрашивать одну картинку по очереди, пока один раскрашивает, другой успевает отдохнуть.
Одно из условий творческой активности ребенка – свободный доступ к материалам и инструментам. Ведь дети учатся не только у взрослого, но и через развивающую среду, через детское сообщество, поскольку дети не только учатся сами, но и учатся друг у друга.
Поэтому в уголке самостоятельной художественно-трудовой деятельности дети всегда могут найти клей, карандаши, бумажные полоски и другие материалы для художественной деятельности.
Кроме того, предлагала детям для развития мелкой моторики:
мозаику (крупную и мелкую), всевозможные пирамидки, наборы коробочек для собирания в них мелких предметов и так далее;
цветные клубочки ниток для перематывания;
пособия по застегиванию пуговиц различной величины, кнопок, крючков;
пособия по шнуровке предметов;
наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков;
дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков.
Для родителей детей провожу циклы бесед, даю консультации по поводу особенностей тонкой моторики рук детей, видов работы по ее развитию, характера возможной помощи ребенку при освоении того или иного конкретного упражнения с мелкими предметами, трудностей, возникающих у детей при овладении некоторыми движениями.
Организация непосредственной образовательной деятельности.
В младшем дошкольном возрасте дети наиболее доверчивы, послушны и любознательны. Их очень легко вовлечь в игру.
Рассказ воспитателя, объяснение, игровую мотивацию, постановку игровых и учебных задач дети могут слушать, сидя на ковре, а рассматривать иллюстрации и предметы – стоя вокруг воспитателя. За столами дети сидят только во время работы с материалами.
Основная задача состоит в том, чтобы привлечь детей к рисованию и лепке. Введение обследования и активизации детей в этом процессе позволили предоставить детям больше самостоятельности в изображении предметов, исключить постоянный показ приемов изображения и образец воспитателя.
При проведении образовательной деятельности нельзя предъявлять всем одинаковые требования. Главное – воспитать интерес к изобразительной деятельности, желание испробовать свои силы, привить навыки определенного поведения в процессе занятия и обращения с материалами.
Организуя работу по изобразительной деятельности в младшей группе, необходимо учитывать большую эмоциональную возбудимость детей этого возраста. Говорить с малышами надо мягко и указания формулировать в виде предложения, а не категорического требования.
Бывает и так, что малыш, не войдя еще в детский коллектив, не привыкнув к режиму детского учреждения, какое-то время отказывается заниматься или не выполняет задания воспитателя. Я не заставляла таких детей заниматься со всеми. Постепенно, привыкнув к обстановке, «заразившись» общим делом, малыши сами с удовольствием начинали рисовать, лепить и т.д.
Для проведения образовательной деятельности во 2 мл. группе была включена большая воспитательная работа с детьми. Сюда включается чтение отрывков из стихотворений, потешек, сказок, рассматривание иллюстраций, картинок, наблюдения, игры. Часто использовала музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа.
Для усвоения каких-либо новых понятий важна интеграция знаний. Для развития образного мышления и возникновения ассоциаций на одном занятии используются и кусочки литературных текстов, и рисование услышанного, и слушание музыки. Главное – чтобы дети проживали все это на эмоциональном уровне. Интеграция разных видов деятельности взаимно обогащает разные области.
Использование разнообразных форм работы с детьми и способов подачи материала важно еще и потому, что все дети разные. Одни лучше воспринимают на слух, другим важно увидеть, третьим – потрогать, попробовать и т.д. Поэтому одно и тоже содержание нужно постараться донести до них разными средствами – прочитать, изобразить в движении и т.д. Тогда, с одной стороны, все дети, независимо от индивидуальных особенностей восприятия, смогут освоить новый материал. С другой стороны, у них будут развиваться и разные анализаторы.
Во всех возрастных группах можно начинать деятельность с загадки, которая вызовет в сознании детей яркий образ предмета, например: «Хвост с узорами, сапоги со шпорами…» В загадке отмечается некоторые детали формы – красивый хвост, шпоры и повадка петуха, которые выделяют его среди других птиц.
С целью оживления в памяти детей ранее воспринятых образов предметов можно использовать короткие стихотворения и отрывки из художественных произведений. В некоторых случаях словесный образ сопровождает показ натуры или приемов изображения.
Воспитателю следует серьезно подойти к подбору художественных произведений и отрывков из них для иллюстрирования. Словесный образ должен включать изобразительные моменты, показывать те черты предмета, которые связаны с его зрительным восприятием (цвет, форма, положение).
Важную роль в организации образовательной деятельности имеет рассматривание иллюстраций, картин. Картины применяются главным образом для уточнения представлений детей об окружающей действительности и для пояснения средств и способов изображения. Картина как художественное произведение ярко, эмоционально передает образ.
Средства художественной выразительности, с помощью которых художник создает произведение искусства, дают зрительно воспринимаемый образ. Исследования психологов и педагогов показали, что уже детям двухлетнего возраста доступно понимание картины как изображения предмета.
Наблюдения окружающей действительности часто бывают кратковременными (например, наблюдения за животными в условиях города). Поэтому применение картины позволит не только обеспечить повторность восприятия, но и выделить главное, характерное для последующего изображения.
Рассматривание картин может быть рекомендовано в тех случаях, когда нет нужного предмета, а также может служить средством ознакомления детей с некоторыми приемами изображения.
Картина, оставленная перед детьми в течении всего занятия, может привести к механическому перерисовыванию. Копирование в этом возрасте приносит большой вред – тормозит развитие изобразительных умений. Дошкольники не могут осознать все приемы и изобразительные средства, использованные художником, поэтому они будут срисовывать, не понимая, почему нарисовано так, а не иначе. Поэтому применение данного средства должно тщательно продумываться воспитателем.
В младшей группе в конце занятия показывала несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа – привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же одобрялись работы остальных детей. Положительная оценка их способствует сохранению интереса к изобразительной деятельности.
В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контролировать и оценивать свои действия и их результаты. Если процесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения.
Рисование ладошками
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Художественный образ воздействует на чувства, а через них на мысли. Образ в изобразительном искусстве – наглядный. Окружающий мир воспроизводится в наглядной чувственно-воспринимаемой форме с помощью специальных изобразительных материалов, способов, средств.
Оригинальность образа, продукта детской деятельности – показатель творческого воображения.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.д. В старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотопии и т.д.
Начиная свою работу над данной темой, я разработала перспективные планы по развитию воображения детей средствами нетрадиционной изобразительной техники.
Задачи, которые мы решали были следующими:
- обучить детей простейшему сенсорному анализу;
- способствовать развитию мелкой моторики;
- обеспечить правильное восприятие трудовых процессов;
- научить способом создания и преобразования предметов;
- помочь детям преодолеть неуверенность и страх перед незнакомым делом;
- воспитать бережное отношение к предметам и игрушкам как к результатам своего труда и труда взрослых;
- научить детей заботиться о близких, сопереживать им;
- воспитать устойчивое стремление к оказанию помощи;
- научить практическому использованию поделок в сюжетно-ролевых играх, театрализованной деятельности;
- способствовать развитию воображения, творческой активности.
При восприятии ребенком предмета главным для него является форма, которая и помогает ему выделить один предмет среди других. В рисунке форма ограничена линейным контуром. Художник, изображая предмет, идет от наброска основной формы. Дошкольнику, особенно трех-четырех летнему, труден этот путь изображения. Для него проще рисовать предмет последовательно, часть за частью. Такой способ облегчает работу ребенка: закончив одну часть, он вспоминает, какая должна быть дальше, и пририсовывает ее. Необходимо постепенно учить детей начинать рисунок от общего наброска. Одним из приемов такого рисования может служить серия «Рисунки, спрятанные в пальчиках», где общим для понимания всей формы предмета выступает контур детской ладони.
Дети третьего-четвертого года жизни по своему физическому и психическому развитию способны к приобретению простейших навыков в рисовании. Основные задачи взрослого, работающего с детьми этого возраста, - вызвать интерес к процессу рисования, познакомить с карандашами и красками, научить приемам проведения прямых, округлых и замкнутых линий.
Проще всего обучать ребенка, основываясь на уже известных и знакомых ему предметах, которые он видит каждых день и к которым привык. Такой предмет можно представить в совершенно необычным для него ракурсе. Что ребенок видит каждый день и что для него становится обыденным и привычным? Всегда – играет ли он с игрушками, пытается ли научиться держать карандаш, фломастер, делая первые рисунки, - в первую очередь он видит свои пальчики и ладошки.
Знакомство со своей рукой как предметом изобразительной деятельности, объяснение и наглядный показ вызывают у маленького ребенка интерес к рисованию, получению нового, необычного изображения. Взрослый на этом этапе сам обводит контур ладошки ребенка карандашом.
Дети средней возрастной группы хорошо понимают смысл рисования, однако более или менее правильно изобразить предмет они не могут. Они сами пытаются найти сходство контура ладошки с любым предметом.
На этом этапе обучения взрослому следует обратить внимание ребенка на изображение округлых или многоугольных форм, требующее развитой координации движений, а также способности в нужный момент изменить направление движения руки, создавая угол или замыкания линию в начальной точке.
С возрастом значительно расширяется опыт ребенка. Он приобретает много новых знаний, учится находить и передавать в рисунке сходство предмета по признакам. Дети самостоятельно обводят контур ладошки и могут выбирать наиболее интересное расположение ее на листе бумаги.
Кроме того, рисование ладошками и пальчиками всегда очень увлекательно для детей. Очень редко им удается рисовать именно этим «средством». Нам, взрослым, проще дать детям лист бумаги, кисть, чтобы все было чисто и аккуратно. Поэтому такая деятельность всегда проходят на большом эмоциональном подъеме, что способствует развитию интереса к изобразительной деятельности.
Аппликация в младшем возрасте
Аппликация – один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Эта техника, основная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходят для занятий с детьми младшего дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер, то есть основана на активном взаимодействии с различными предметами. Аппликация же предполагает подбор предметов окружающего мира и создание сюжетов композиций.
Аппликация имеет большое значение для гармоничного развития ребенка, так как способствует развитию у него творчества, пробуждает фантазию, активизирует фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение, воспитывает волю, глазомер и цветоощущение. Работа над композициями из цветной бумаги способствует воспитанию художественного вкуса у детей.
Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.), сюжетной, отображающей те или иные события, и декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Многие свойства предметов, их форма и цвет уже известны малышу. Он уже способен сравнивать и соотносить их по нескольким признакам, например, чередовать разноцветные геометрические фигуры по цвету и размеру.
Эти умения необходимо развивать с помощью заданий на сравнение и классификацию:
- составлять симметричные формы на квадрате с выделением углов, середины, сторон;
- выкладывать изображение предметов из 3-4 частей одинаковой формы, но разных по величине и цвету (пирамидка, неваляшка, снеговик);
- наклеивать готовые округлые и четырехугольные формы, составляя из них изображения знакомых предметов, совершенствуя при этом ориентировку на плоскости листа бумаги.
При этом необходимо обращать внимание ребенка на различие цветов и оттенков (красный, желтый, оранжевый, белый, черный), размер, форм, назначения предметов.
Элементарные навыки работы с клеем, кисточкой, тряпочкой для промокания клея лучше закреплять в игровой форме, разнообразно поощряя аккуратность и усидчивость малыша. Готовые поделки должны быть использованы в повседневной жизни, в играх, сказках, на прогулке – это создаст у ребенка положительную установку на дальнейшие занятия.
Первое занятие очень важно и направлено на то, чтобы вызвать у ребенка интерес и научить пользоваться кистью, клеем, тряпочкой. Он должен несколько раз попробовать обмакнуть кисть в клей; нанести его с нецветной стороны на деталь, разложенную на клеёнке; плотно прижать деталь, примакнуть остатки клея тряпочкой.
Все действия необходимо сначала показать, а затем повторить вместе с ребенком.
Перед тем, как начинать, я создавала игровую мотивацию. Например: «Почтальон принес посылку, в которой находится материал для аппликации с образцами работ, оформленными в книжку».
«Заместителем» посылки иногда выступал «волшебный сундучок». Любой персонаж, знакомый детям, также может принести и подарить набор для аппликации.
Вместе с детьми рассматривали материал для аппликации. Показывала детям, как получается книжка, знакомила с назначением кисточки-помощницы (ворсом кисти набирают клей); клея (склеивают, наклеивают детали); клеенки (служит подкладкой для намазывания клеем элементов аппликации); тряпочки (для примакивания аппликативных форм и остатков клея).
Опытным воспитателям известно, что если для старших дошкольников работа с цветной бумагой и клеем – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, то в младшем возрасте все наоборот. Для того, чтобы детям было интересно заниматься, чтобы они смогли увидеть необычное в привычных вещах мы с детьми использовали такие материалы, как макаронные изделия, ватные шарик, косметически салфетки.
Особенно тяжело и детям, и воспитателю было в начале учебного года. Группа только что сформирована, и большинство в ней – вновь поступившие «домашние» дети. Трудности адаптационного периода, недостаток трудового опыта, неумение оценить свои силы и способности часто приводили к тому, что дети теряли сначала уверенность, а затем и интерес к начатому делу. Сказывается неусидчивость, отсутствие навыков, которые накапливается только при систематической работе.
Для того, чтобы детям было интересно заниматься, чтобы они смогли увидеть необычное в привычных вещах мы с детьми использовали такие материалы, как макаронные изделия, ватные шарик, косметические салфетки. Это позволяло создавать интересные и необычные образы («Лодка на море» из макарон, «Сороконожка» из круглых салфеток).
Лепка
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствуют формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений.
Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребенка, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и мультфильмах. Необходимо только помочь ребенку их отыскать.
Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки детей, моторику рук. Помимо традиционной лепки, мы создавали образы техникой размазывания пластилина, когда на контур, нарисованы на листе бумаги, накладывается кусочек пластилина и дети размазывают его заполняя таким образом пространство внутри контура. Так у нас в группе появились замечательные новогодние елочки.
Кроме пластилина я использовала в работе лепкой тесто. Тесто – удивительно пластичный материал для лепки разных фигур. Он нежный, мягкий, не пачкает рук. При правильном замесе – не крошится, долго сохраняется. В народе издавна заметили пластические свойства теста и лепили из него самые разные фигурки.
Из теста можно вылепить декоративные изделия, в которых успешно можно сочетать в качестве оформления самые разнообразные материалы (ткань, бумагу, тесьму и др.). Объясняю детям, что тесто для декоративных изделий, все, что мы из него делаем – просто игрушки, не предназначенные для еды.
Особых приспособлений и инструментов для лепки не понадобится. Из теста лучше всего лепить прямо руками или при помощи формочек. Фигуры из такого теста имеют некоторую тяжеловесность, что не позволяет делать изделия крупных размеров.
Работа с природным материалом.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
Изготовление игрушек, поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А.С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага т.д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру. В игрушке-материале есть много хорошего материализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».
С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему - красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато-коричневые; рогоз цилиндрический, с мякотью бархатистой поверхностью, коричневы и т.д.
Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.
Приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше: обращать их внимание на красоту цветов, плодов различных растений, осенних листов, причудливую форму и окраску ракушек и обитателей подводного царства.
Рисование на камнях
Очень увлекательный процесс – создание образа из камня. Этот материал есть в ближайшем окружении, и редко кто рассматривает его как основу для создания художественного образа. Прежде чем приступить к рисованию, мы с детьми рассматриваем камни, которые есть в группе, на прогулочном участке, которые дети привезли с моря, реки и т.п. Пытались найти сходство камня и предметами окружающего мира. Прежде чем рисовать конкретный образ (например, рыбка), пробовали с детьми разукрасить камни различными средствами – карандашами, гуашью, акварелью. Процесс этот очень увлекательный! Оказывается на камне тоже можно рисовать, и он становить уже не серым, а голубым, зеленым, красным. Дети выступают в роли экспериментаторов, которые открывают новое в уже известных вещах, что помогает развивать выдумку, фантазию, воображение
С целью закрепления полученных умений и навыков, развития детского воображения, творчества в конце учебного года мы проводим занятие, на котором дети могут сами выбрать и средства изобразительной деятельности, и создать самостоятельный образ, используя все то, чему они научились за год. Обязательно оформляем выставку из этих работ.
Диагностика
Для выявления уровня развития воображения детей была применена методика «Дорисовывания фигур» (автор О.М. Дьяченко) направленная на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.
В качестве материала используется один комплект карточек (из двух
предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.
Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.
Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.
Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовывать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».
Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.
Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.
Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.
Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.
Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.
Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20 –25 детей.
Ниже приведен протокол обработки полученных результатов.
По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали – фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и оп вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество не зачеркнутых ответов – Кор каждого ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуальные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе).
Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень -–Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.
В результате были получены следующие данные:
Коэффициент оригинальности средний по группе 2 балла.
Высокий уровень развития воображения 25 % (6 человек)
Средний уровень 29,2% (7 человек)
Низкий уровень 45,8% (11 человек). (см.приложение).
Заключение
У ребенка опыт мал, а представления еще не достаточно четкие. Поэтому и воображение у дошкольников беднее по сравнению с воображением взрослых (К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский и др.). Однако, как показали психологические исследования (Л.С.Выготский и др.), воображение как познавательная способность приходить на помощь тогда, когда трудно, когда однозначный ответ найти сложно.
Психолог Мелик–Пашаев считает, что целью обучения детей художественной деятельности должно быть развитие воображения, эстетического отношения к миру.
Нетрадиционная техника изобразительной деятельности не исчерпывается средствами перечисленными в данной работе. Здесь может быть и печатание пробкой, и рисование свечой, и обрывная аппликация и многое другое. Главное, чтобы дети поняли, что все в их окружении может иметь необычное проявление. Нужно только не бояться и экспериментировать, учить создавать что-то новое, необычное, не похожее ни на чье другое. В ходе проводимой работы оказалось возможным активизировать продуктивное воображение детей путем специального обучения, направленного на развитие возможности использования специфических для младших дошкольников средств воображения.
Дальнейшая работа будет направлена на выравнивание творческих возможностей детей с низким и средним уровнем. Однако при этом необходимо развивать воображение у детей с изначально высоким уровнем его развития. Необходима разработка специальных заданий для активизации творческих возможностей таких детей
имя |
Фигуры для дорисовывания |
Баллы |
|||||||||
ребенка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровень |
Вика |
солнце |
квадрат |
снеговик |
шарик |
домик |
капелька |
флажок |
капелька |
цветок |
радуга |
1 Ср. |
Ульяна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н |
Лера |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н |
Маша |
солнце |
прямоугольник |
матрешка |
круг |
домик |
морковь |
модуль |
лицо |
сердечко |
месяц |
5 В |
Кристина |
колесо |
прямоугольник |
матрешка |
солнце |
крыша |
банан |
флажок |
морковь |
буква |
шарик |
2 С |
Яна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н
|
Стелла |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н |
Фатима |
лицо |
круг |
снеговик |
цветок |
домик |
банан |
модуль |
голова |
цифра |
круг |
3 С |
Сережа |
заяц |
полоска |
снеговик |
ягода |
прямоугольник |
банан |
флаг |
шарик |
буква |
радуга |
5 В |
Дима |
солнце |
квадрат |
снеговик |
зеркало |
домик |
кисточка |
модуль |
девочка |
буква |
дорога |
3 С |
Артем |
солнце |
|
|
солнце |
домик |
|
|
|
|
|
Н |
Виолетта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н |
Никита |
колесо |
кирпич |
снеговик |
шарик |
домик |
лепесток |
ножницы |
лепесток |
очки |
гора |
4 В |
Лена |
солнце |
подушка |
неволяшка |
Чупа-чупс |
мышка |
пиявка |
кирпич |
печка |
цифра |
|
7 В |
Кирилл |
пруд |
квадрат |
снеговик |
Круг с палочкой |
крыша |
Хвост у лисы |
флаг |
улитка |
буква |
радуга |
3 С |
Маша |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н |
Настя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н |
Даша |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н
|
Антон |
круг |
дом |
кольцеброс |
фонарь |
крыша |
нос |
модуль |
|
цифра |
дорожка |
4 В |
Данил |
шарик |
прямоугольник |
круг |
шарик |
квадрат |
Хвост у лисы |
флажок |
овал |
буква |
Ухо у медведя |
3 В |
Лера |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н |
Данил |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н |
Света |
круг |
прямоугольник |
круг |
|
домик |
дорога |
буква |
|
буква |
радуга |
1 С |
Камилла |
солнце |
телевизор |
человек |
девочка |
машина |
капелька |
флаг |
груша |
яблоко |
улитка |
7 В |
Список литературы
Лучшие поделки для детей. Н.Ю. Лебедевой. Москва, 2006
Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. В.С. Горигева, М.И. Нагибина. Ярославль, «Академия развития», 1998 г.
Аппликация в детском саду. А.Н. Малышева, Н.В. Ермалаева. Ярославль, 2001
Волшебные комочки. А.В. Белошистова, О.Г. Жукова. АРКТИ, 2006
Рисунки, спрятанные в пальчиках. Н.В. Дубровская. «Детство-пресс», 2003
Рисование с детьми дошкольного возраста. Р.Г. Казаковой. Москва, 2004
Творим, изменяем, преображаем. О.В. Дыбина. Москва, 2003
Обучение детей рисованию, лепке, аппликации. Т.С. Доронова, С.Т. Якобсон. Москва, 1982
Изобразительная деятельность в детском саду. Н.П. Сакулина, Т.С. Камарова. Москва, 1982
Развитие воображения дошкольника. О.М. Дьяченко. Москва, 1996
Психолог в дошкольном учреждении. Л.А. Венгер. Москва, 2002
Пальчиковые игры. А.Е. Белая, В.И. Мирясова. Москва, 2002
Младшая группа
месяц |
тема |
задачи |
оборудование |
Предварительная работа |
Сентябрь |
Мой любимый дождик |
1.Познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. 2.Показать прием получения коротких линий 3.Воспитывать аккуратность. |
Лист формат А4 светло-серого цвета с наклеенными тучками, синяя гуашь, салфетки. |
Наблюдение за каплями дождя на стекле |
Октябрь |
Веселые мухоморы (рисование пальчиками). |
1.Продолжать знакомить с нетрадиционной ИЗО техникой 2.Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. 3.Закрепить умение ровно закрашивать шляпку гриба. |
Шаблоны мухоморов различной формы, вырезанные из белой бумаги, гуашь алая, малиновая, белая, кисти, салфетки. |
Беседа об осени, рассматривание иллюстраций. |
Октябрь |
Рисование пробкой «Укрась тарелочку» |
1.Познакомить с техникой печатания пробкой. Украшать в технике печатания. 2.Развивать чувство композиции |
Бумажные одноразовые тарелочки, гуашь разноцветная, различные печатки |
Рассматривание иллюстраций с различными узорами |
Октябрь |
Рисование ладошкой «Кактус» |
1.Познакомить с техникой печатания ладошкой. 2.Учить создавать композиции. 3.Развивать воображение |
Лист формата А4, гуашь зеленая, коричневая, палочки, салфетки |
Посмотрите-ка получше: Это кактус. Он колючий. А когда дожди пойдут, Все колючки расцветут |
ноябрь |
Рисование «Солнышко» |
1.Продолжать знакомить с техникой печатания пробкой. 2.учить рисовать лучики нетрадиционным способом (палочкой, зубочисткой) 3.Воспитывать аккуратность |
Различные печатки, палочки, гуашь желтая, красная, салфетки, голубой лист бумаги |
Наблюдение за солнцем, отметить его особенность осенью |
Ноябрь |
Рисование пробкой «Воздушный шарик» |
1.Упражнять в технике печатания. 2.Воспитывать аккуратность |
Гуашь разноцветная, различные печатки (пробки), деревянная палочка, белый лист, салфетки. |
Игры с шарами, украшение группы шарами |
декабрь |
Рисование свечкой «Снежинка» |
1.Познакомить с техникой печатания свечой. 2.учить аккуратно закрашивать лист жидкой краски. |
Свеча, лист формата А4, синяя гуашь, салфетка, кисточки. |
Наблюдение за снегом, рассматривание отдельных снежинок |
декабрь |
Ручной труд «Новогодняя игрушка» |
1.учить украшать предметы 2.Развивать воображение детей |
Мелкая разноцветная мишура, шишка. |
Разучить пальчиковую игру «Зима». |
январь |
Лепка «Елка из пластилина» |
1.Познакомить детей с техникой размазывания пластилина. 2.Учить украшать работу крупой |
Вырезанные из белой бумаги шаблоны, зеленый и голубой пластилин, горох, салфетки |
Рассматривание новогодней елки, беседа о прошедших праздниках |
январь |
Ручной труд «Сороконожка» |
1.Учить наклеивать круги на бумагу. 2.Учить правильно пользоваться кистью и салфеткой. 3.Закреплять умение различать цвет и форму предмета. |
Клей, ватные диски, картон, цветные карандаши, кисточки, салфетки. |
Рассматривание иллюстраций. |
февраль |
Подарок для папы «Лодка на море» (из макарон). |
1.Учить создавать композицию, используя нетрадиционный материал для аппликации. 2.развивать воображение. |
Различные макаронные изделия, клей, кисточки |
Рассматривание иллюстраций с разными видами водного транспорта. |
февраль |
Ручной труд «Сердечки» |
1.Понакомить со свойствами теста. 2.Развивать навыки работы с тестом для изготовления поделок |
Соленое тесто, формы, красная гуашь, кисти, салфетки. |
|
март |
Рисование пальчиками «Мимоза для мамы» |
1.Упражнять в рисовании пальчиками, скатывание шариков из салфеток. 2.Развивать чувство композиции. |
бумага, желтые салфетки, гуашь зеленая, клей, кисточки. |
Рассматривание первых весенних цветов, рассматривание иллюстраций. Разучивание стихов к празднику. |
март |
Рисование оттиском из бумаги «Ежик» |
1.познакомить с нетрадиционной ИЗО техникой – печатание смятой бумагой. 2.Воспитывать аккуратность |
Пластиковая коробочка в ней подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, смятая бумага, кисти, салфетки, гуашь коричневая, красная, зеленая |
Пальчиковая игра «Зайка и ежик» Рассматривание картины «Ежи» |
апрель |
Коллективная работа «Город» 1 зан. |
1.продолжать знакомить с нетрадиционной ИЗО техникой рисования пальчиками. 2.Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги (домик) |
Вырезанные из бумаги дома различной формы, гуашь желтого цвета, салфетки |
Рассматривание иллюстраций с изображением города. Наблюдение за движением транспорта около ДОУ |
апрель |
Коллективная работа «Город» 2 зан. |
1.Закреплять навыки аппликации 2.Учить создавать коллаж 3.Воспитывать аккуратность. 4развивать воображение |
Лист формата А4 с нарисованной дорогой, клей, кисточки, салфетки, вырезанные из бумаги машины. |
Рассматривание иллюстраций с изображением города. Наблюдение за движением транспорта около ДОУ |
май |
Мы рисуем, что хотим» |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных ИЗО техниках |
|
Выставка рисунков детей |
Средняя группа
месяц |
тема |
задачи |
оборудование |
Предварительная работа |
сентябрь |
Рисование ладошкой «Опята» |
1.Продолжать знакомить детей с нетрадиционной ИЗО техникой рисования ладошкой. 2.Учить плотно прижимать ладошки к бумаге. 3.Развивать фантазию и воображение |
Гуашь, салфетки |
Рассматривание иллюстраций. Беседы о походах в лес. Пальчиковая игра «Опята и ребята» |
сентябрь |
Аппликация «Опята» |
1.Учить резать по прямой. 2.Закрепить навыки аппликации. 3.Воспитывать аккуратность и бережное отношение с ножницами. |
Ножницы, цветная бумага, клей, кисточка, салфетки. |
Разучивание стихотворения На полянке есть пенек Он не низок , не высок Посмотрите-ка, ребята, Что растет на нем - опята |
сентябрь |
Аппликация «Паук» |
1.Учить обрывать бумагу разной жесткости. 2.Учить создавать образ насекомых 3.Развивать воображение |
Салфетки, различные виды бумаги |
Рассматривание альбома «Насекомые». Беседа о пользе пауков. |
Октябрь |
Рисование ладошкой «Собака» |
1.Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство, окрашивать ее краской и делать отпечаток. 2.Учить дополнять изображение деталями. |
Белый лист формата А4, разноцветная гуашь, кисточки, салфетки. |
Рассматривание альбома «Дикие, домашние животные». |
Октябрь |
Ручной труд «Божья коровка» из теста |
1.Продолжать знакомить со свойствами теста. 2.Развивать навыки работы с тестом для изготовления поделок 2.развитие творческого воображения 3.упражнять рисовать пальчиками |
Соленое тесто, красная, черная гуашь, кисточки, салфетки. |
Пальчиковая игра «Куличики» Лепим мы куличики, Круглые, как личики. Получи из печи Вкусные куличи1 |
Октябрь |
Рисование ладошкой «Попугай» |
1.Упражнять в технике печатания ладошкой. 2.развивать цветовосприятие. 3.продолжать учить дополнять изображение деталями 4.воспитывать аккуратность |
Белый лист бумаги формата А4, разноцветная гуашь, кисточки, салфетки. |
Рассматривание иллюстраций. Беседа о домашних питомцах |
Ноябрь |
Ручной труд комкание бумаги «Цыпленок» |
1.Развивать чувство цвета, объемности, композиции. 2.Познакомить с нетрадиционной техникой комкания и обрывания бумаги |
Разноцветный тонкий картон с нарисованным цыпленком, салфетки, клей, кисточки, цветная бумага. |
Загадка: Желтые комочки, легкие как вата! Бегают за квочкой. Кто это… |
Ноябрь |
Поделки из камней «Рыбка» |
1.Познакомить с новой техникой – рисование на камнях 2.развивать творчество и воображение 3.воспитывать аккуратность |
Камни, силиконовый клей, эмаль на водной основе, кисти, салфетки. |
Наблюдение за рыбами в аквариуме. |
Декабрь |
Ручной труд. Обрывание и скатывание бумаги «Я слепил снеговика» |
1.Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой комкания и обрывания бумаги 2.Воспитывать интерес к творческой изобразительной деятельности. |
Тонкий картон синего или черного цвета, цветная бумага, клей ПВА, кисточка |
Лепка снеговика ан прогулке. Свойства снега. |
Декабрь |
Новогодние игрушки из теста |
1.Развивать навыки работы с тестом для изготовления поделок 2.Учить украшать игрушку простым узором. 3.продолжать развивать фантазию, творчество детей. |
Соленой тесто, разноцветная гуашь, кисточки, салфетки, веревочки. |
Беседа о предстоящем празднике. |
Январь |
Ручной труд. Обрывание и скатывание бумаги «Снегири» |
1.Продолжать учить обрывать бумагу разной жесткости. 2.Воспитывать эстетическо-нравственное отношение к птицам через изображение их образов в нетрадиционной технике. 3.Развивать чувство цвета, объемности, композиции. |
Тонкий картон, клей ПВА, кисти, клеенка, контуры ствола и веток, ножницы, цветная бумага (красная, былая, черная) |
Беседа о зимующих и перелетных птицах. Наблюдения за птицами на участке. Рассматривание иллюстраций |
Февраль |
Поделки из камней «Машина для папы» |
1.продолжать учить рисованию на камнях. 2.развивать воображение и творчество детей. |
Камни, эмаль на водной основе, кисти, салфетки |
Наблюдение за транспортом, классификация видов транспорта |
Февраль |
Ручной труд «Звери» из соленого теста |
1.Закреплять умение лепить знакомых животных. 2.развивать воображение и творчество. |
Соленое тесто, формочки, зубочистка, скалка, краситель |
Закрепление понятий дикие-домашние животные. Рассматривание альбомов. |
Март |
Рисование ладошкой «Цветок для мамы» |
1.Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. 2.Закреплять умение дополнять изображение деталями. 3.развивать воображение детей |
Разноцветная гуашь, кисти, белый лист формат А4, салфетки, пластмассовые блюдца для гуаши. |
Стихотворение. Что делать, чтоб вырос красивый цветок? Чтоб крепким, высоким был стебелек? Чтобы бутончик раскрылся? Чтобы пышнее цветок распустился |
Март |
Рисование ладошкой «Осьминог» |
1.Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. 2.развивать воображение детей |
Белый лист формат А4, разноцветная гуашь, пластиковые блюдца для гуаши, кисти, салфетки. |
Стихотворение: Сына
папа-осьминог целый час догнать не
мог. Потому что надо спать, Ножкам надо отдыхать. |
Апрель |
Рисование гуашью «Березка» (зан1) |
1.продолжать учить рисовать деревья, ветки толстые и тонкие. 2.Закреплять технические приемы рисования красками: хорошо промывать и осушать кисти. |
Картон голубого цвета, гуашь белая, черная, кисти, салфетки. |
Наблюдения за изменениями, происходящими с березой весной. |
Апрель |
Листочки(зан2) |
1.Познакомить с техникой печатания печаткой из картофеля 2.Воспитывать аккуратность |
Печатки из картофеля, зеленая гуашь, салфетки. |
Наблюдения за весенними изменениями в природе. |
Апрель |
Сережки(зан3) |
1.Продолжать закреплять умение создавать объемное изображение из бумаги. 2.Развивать воображение и творчество. |
Ножницы, гофрированная бумага, клей, кисть |
Наблюдения за весенними изменениями в природе. |
Май |
Рисование ладошкой «Бабочка» |
1.Закрепить умение рисовать в технике печатания ладонью. 2.Развивать фантазию, воображение и творчество. |
Бумага формат А4, пластиковые блюдца для гуаши, разноцветная гуашь, кисти, салфетки. |
Стихотворение: Мы вместе с подружкой рисуем загадку, Ладошку, другую прижмем по порядку. Добавим кружков, украсим их снова – И вот уже бабочка наша готова. |
Май |
Мы рисуем, что хотим» |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных ИЗО техниках |
Все материалы, используемые в течении года |
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Столярова Наталья Леонидовна
→ Елена1901 29.06.2012 1 9908 821 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.