Планирование образовательной области «Познание. Конструктивно-продуктивная деятельность» в детском саду




Планирование



Образовательной области «Познание.

Конструктивно-продуктивной деятельности»

в детском саду.



Рычкова Наталья Андреевна

Заместитель заведующего по УВР

ГБДОУ детский сад № 15 Невского района

Санкт-Петербурга



Тема: «Конструирование в детском саду (с 2 до 7)»



Значение конструирования в детском саду.

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.

Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. При правильно организованной деятельности дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д. или делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д.), но и обобщенные умения — целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения.

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характера. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.
Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко; дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.).
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.
Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре, младшему товарищу или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, к товарищам, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение.
Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками (Кремль, Большой театр и т.д.) развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении — простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения и т. д.
Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.

Вопрос о развитии конструктивной деятельности и её значения для умственного развития детей специально изучался А.Р. Лурия (1948). На основе исследований им был сделан вывод о том, что упражнения в конструировании по моделям действительно оказывают существенное влияние на развитие ребёнка, радикально изменяя характер познавательной деятельности.

Эту идею поддержал и развил в экспериментальных исследованиях Л.А. Венгер (1970, 1982). Он указывал, что сама конструктивная деятельность носит моделирующий характер и непосредственно включает детей в практику активного самостоятельного построения наглядных моделей предметного мира. Создавая постройки, дети учатся понимать признаки предметов реального мира.

B. C. Мухина (1981) заметила, что конструирование даёт возможность учить детей планированию своих предметных действий.


Цель конструирования: Развитие конструкторских и художественных способностей детей.


Отличие от раннего возраста:

Для детей предшкольной группы конструирование является одним из интересных занятий. У них уже есть опыт в познании окружающей действительности, осознанное отношение к технике, к архитектурным памятникам. Они уже в состоянии дать элементарную эстетическую оценку различным сооружениям, предметам архитектуры. Стараются быть более организованными в работе, умеют считаться с требованиями коллектива, быть дисциплинированными, контролировать свою деятельность.

Дети этой группы, как и всех других групп, занятия конструированием тесно связывают с игрой. Основное внимание обращается на более сложные формы обследования предметов с целью формирования обобщенных представлений о группах однородных предметов и установления связи формы с теми функциями, которые эти предметы выполняют в жизни, а также для овладения обобщенными способами действия. Обследование здесь направлено и на то, чтобы дети могли видеть предметы в разных пространственных положениях и представить последовательность процесса конструирования.

В этой группе предъявляют большие требования, чем в предыдущих, к умению детей планировать свою работу. Они должны представить, какой будет постройка, прежде чем выполнить ее; обдумать и выбрать нужный материал.

Дети должны знать, что для успешной работы необходимо:

-  четко представлять предмет, его строение, пространственное положение;

-  иметь хорошие технические навыки;

- видеть последовательность операций, необходимых для изготовления поделки, конструкции.

В подготовительной к школе группе большое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей. Они уже конструируют не по готовому образцу, а по собственному воображению, иногда обращаясь к фотографии, чертежу. Образец чаще используют для сопоставления объемной игрушки с ее плоскостной выкройкой-разверткой. Здесь детям предлагаются тема и условия, которым должна отвечать игрушка, постройка. В подготовительной группе выполненные работы часто являются результатом индивидуального решения.

Дети 6-7 лет могут изготовить игрушки из картона, отдельные части которых делаются подвижными.

В предыдущих группах дети овладели основными приемами конструирования. Новым является лишь перекрытие на высоких устоях, которое применяют главным образом при вооружении высоких мостов. Дети 6-7 лет могут создать постройку с двумя и более перекрытиями и дополнить ее отдельными элементами архитектурного оформления.

Дети способны выполнить постройку, ориентируясь лишь на рисунок, фотографию, чертеж. Конечно, они должны быть простыми, без лишних деталей.

В подготовительной к школе группе ребята уже знают, что существуют жилые и общественные здания (школы, театры, детские сады, больницы, вокзалы), у всех зданий независимо от назначения обязательно есть фундамент, стены, крыша, окна, двери. Жилые здания, школы, больницы и т. д. могут быть разными и по величине, и по архитектуре. Поэтому при сооружении их дети строят не вообще дома, а здания конкретного назначения, например вокзал, театр, магазин и т. д., соответственно оформляя их архитектурно.


Интеграция:


По ФГТ конструирование относят к познанию. Учитывая вышесказанное, можно сказать, что конструирование можно использовать во всех образовательных областях.



Источники:

  1. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду.

  2. http://www.pedlib.ru/Books/5/0035/5_0035-202.shtml

  3. http://dskv2516.mskzapad.ru/activity/articles2/article4/

  4. http://ds1344.mskobr.ru/obwenie/blog/marina_koroleva/znachenie_konstruirovaniya_v_razvitii_rebenka/

  5. http://mdoy53.caduk.ru/p33aa1.html







Конструирование в детском саду (с 2-х до 7лет).

возраст

материал

роль воспитателя

как действует ребёнок

индивидуальная работа с детьми

группа раннего возраста

2-3 года

конструктор мягкий напольный (мягкие модули), деревянный и пластмассовый настольный, различные по форме и величине пластины, бросовый материал (чурбачки, брусочки с просверленными дырочками из натурального дерева); игрушки для обыгрывания постройки (животные , птицы, куклы, матрёшки разных размеров), песок

Воспитатель показывает способы конструирования, обязательно называет строительные детали: кубик, кирпичик, столбик (цилиндр), но не требует от детей называть их. Главное, чтобы дети умели отыскать нужные детали среди других.

Воспитатель первым начинает игру, а потом включает в нее детей, рассуждает с ними по поводу того, что еще надо построить, как играть. В играх и на занятиях следует использовать образные выражения, художественное слово, песенки (во время укладывания куклы на построенную кроватку спеть песенку «Баю-баю» М. Красева, «Спи, мой Мишка» Е. Тиличеевой и др.).

Ребёнок действует с деталями строительного материала, конструкторов, геометрической мозаики, многократно их сравнивает, отбирает, примеривает, манипулирует, ошибается и исправляет ошибки. Через практическое экспериментирование получает результат. (Можно ставить кубики на кубики до тех пор, пока башня не упадёт) И чем больше ребёнок совершает побуждающих действий, тем быстрее он начинает опираться на зрительное восприятие и обходится без постоянных предварительных примеривающих действий, находит новые приёмы для достижения результата, открывает для себя новые свойства деталей.


вторая младшая группа

3-4 года

Деревянные и пластмассовые строительные наборы с деталями разных форм и размеров (Lego-Dacta), конструкторы с разными способами крепления деталей, игрушки сомасштабные постройкам, их тематике (несколько одинаковых собачек, котиков, машинок). Бумага разных видов (ватман, цветная, салфетки, картон, обёрточная, писчая), вата, поролон, текстильные материалы (верёвочки, ленточки), природный материал (сухие листья, жёлуди, шишки разных видов), песок, снег

Воспитатель обогащает знания детей об окружающем мире предметов, знакомит с конструируемыми объектами (заборчики, машины, дома и пр.), читать стихи, рассказывать истории, показывать разнообразные действия с игрушками и предметами; учит осознанным способам действий, стимулируют поиск новых способов решения конструкторских задач (Моя машина не может проехать в твои ворота. Подумай, как перестроить их). Чтобы привлечь детей к выполнению учебной задачи, Воспитатель использует мотивацию (Детям интереснее «помочь» зайчикам спрятаться от дождя, холода, волка и т. д). Воспитатель старается оценивать действия детей в ходе занятия, подсказывает, напоминает, хвалят их, делая это от лица игрушки. Воспитатель включается в игры детей, своим примером показывает образцы ролевого поведения. Часто беседует с детьми от лица игрового персонажа по учебному содержанию занятия (Покажи мне заинька, где у твоего домика стены, из каких деталей ты их построил?). Воспитатель содействует формированию детского общества, поощряет игровые объединения, ситуативно-деловое общение и сотрудничество со взрослым, воспитывает доброжелательные отношения к деятельности сверстников, поддерживает неуверенных, сдерживает детей, склонных к «лидерству». Воспитатель постоянно поощряет ребят за потребность независимости, самостоятельности, инициативности, общительности, вселяет в них веру в свои возможности.




Дети учатся сохранять порядок на своем рабочем месте: раскладывают строительный материал на столах в том порядке, в каком показал воспитатель. По окончании занятий и игр разбирают постройку, укладывают материал на столе в том порядке, в каком он находился перед занятием.

На прогулке дети сооружают скамеечки, ворота, столы, стулья, мосты (на 1 или 2 куличика, стоящих рядом, накладывается пластина). Продолжается знакомство детей со свойствами снега и льда (из сырого снега можно лепить, сухой - рассыпается, льдинки прозрачные, разбиваются).

Продолжать учить детей конструированию ненавязчиво (Здравствуй, котик! – восп. Обращается к игрушке, для которой ребёнок построил домик. – Кто построил тебе такой домик? Нравится тебе в нём жить? Почему тебе нравится твой домик? Из каких деталей построил его Вова? Какого цвета стены у домика?). В процессе конструирования и во время уборки строительного материала воспитатель продолжает учить детей сравнивать детали по цвету, форме, величине, аккуратно разбирать постройки, сортировать детали по виду и цвету, складывать на место.

На прогулке продолжается знакомство со свойствами песка. Дети делают простейшие постройки из песка. Можно обучать строительству горок.

+ работа по предыдущим группам.

Средняя группа

4-5 лет

Деревянные и пластмассовые строительные наборы с деталями разных форм и размеров, конструкторы с разными способами крепления деталей, игрушки сомасштабные постройкам, их тематике. Бумага разных видов (ватман, цветная, салфетки, картон, обёрточная, писчая), текстильные материалы (верёвочки, ленточки). Природный материал (сухие листья, жёлуди, сосновые иголки, шишки сосны, каштана, желудей, ореховая скорлупа).

Бросовый материал (коробки, катушки, нитки, дощечки, вата, поролон).

Песок, снег.


Одним из главных приёмов приобщения детей к конструктивной деятельности остаётся совместное конструирование взрослого и детей, детей старшего дошкольного возраста и малышей. Воспитатель приобщает детей к подготовке к занятиям, воспитывает трудолюбие, закрепляет представление о деталях, материалах, формирует осознанное отношение к предстоящей деятельности (Давайте посоветуемся, какого размера лучше сделать записные книжки, какого цвета обложки). Воспитатель способствует развитию конструктивной деятельности, показывая детям иллюстрации, показывая диафильмы, читая стихи, посредством пения (Построив паровоз и обыгрывая постройку дети с удовольствуем поют песню «Паровоз» З. Компанейца).

Совместная деятельность педагога и детей представлена разнообразной работой, направленной на закрепление пройденного материала, отделку и доработку игрушки, совершенствование способов работы с различными материалами и инструментами. В работе педагога главное, чтобы учитывались интересы мальчиков и девочек, их потребности и желания, а также уровень их умений и навыков.

Педагог уже не только передаёт опыт ребёнку, он старается постепенно стать для ребенка его равноправным партнером по совместной деятельности.

Воспитатель поощряет стремление детей объединять свои конструкции единым сюжетом (Какую красивую мебель построили дети! Да у вас целая квартира получилась! Что вам ещё нужно построить, чтобы квартира была как настоящая?).

На прогулке воспитатель учит детей лепить более крупные снежные фигуры, проявлять в работе бОльшую самостоятельность, украшать постройки, наряжать снежные фигуры.

Детям становится доступным воспроизведение простейших образцов, изображённых на рисунке. Ребёнок может оценить результат своего труда, соотнести с образцом, заметить недостатки, усовершенствовать. Только красивая, аккуратно сделанная игрушка удовлетворяет ребёнка. Ребёнок может назвать тему постройки, которую собирается сделать, способен выполнять задуманное до конца. Игры детей становятся разнообразнее по тематике, несколько богаче по содержанию, так как в них отражаются не только впечатления о том, что их окружает в детском саду, но и о том, что они узнали из поездок с родителями на дачу, на теплоходе, в поезде, о чем слышали из рассказов, сказок. К концу года дети способны повторять интересные игры, играть в них несколько дней, внося незначительные изменения. Иногда, задумав игру, они делают для нее постройки, отбирают игрушки, соответствующие ее замыслу.
У детей возникает все больший интерес к качеству своего труда. С помощью зрительного обследования дети знакомятся и с другими однородными предметами, что помогает подвести их к умению выделять в предметах общие свойства и различия в зависимости от применения. Дети знакомятся с новой формой – бруском.

Дети сооружают несложные постройки из песка, объединяют их общим содержанием (Дети строят высокую башню из 3-х форм разного объёма).

Индивидуально или группой желающих можно изготовить оборудование (природное окружение, предметы быта и средства передвижения) для жилища игрушке, которую дети сделали на занятии.

Используются образцы для изготовления поделок.

Знания и умения детей, приобретённые на занятиях. Закрепляются и развиваются в повседневной жизни. Во время прогулок дети наблюдают разнообразные объекты.

Воспитатель приобщает детей к изготовлению поделок из бумаги, коробок, катушек. (Оля, посмотри какая красивая коробочка из-под зубного порошка! Давай вместе подумаем, что из неё можно сделать. Кресло? Найди полоску бумаги, которая подойдёт для спинки). Воспитатель учит самостоятельно строить разные горки (высокие, низкие, широкие, узкие), загородки, заборы, загоны.

+ работа по предыдущим группам.

Старшая группа (предшкола)

5-6 лет

Конструктор (деревянный, пластмассовый, с архитектуным и др. видами направлений), строительные наборы, игрушки сомасштабные постройкам, их тематике.

Бумага разных видов (ватман, цветная, салфетки (цветные, белые, с узорами), картон (белый, цветной, волшебный), обёрточная, писчая, гофрированная). Текстильные материалы (верёвочки, ленточки, шнурочки, течёмочки). Природный материал (сухие листья, жёлуди, сосновые иголки, шишки сосны, каштана, желудей, ореховая скорлупа).

Бросовый материал (проволока в оболочке, фольга, поролон, ткань, бусины разных размеров , коробкиразных форм и размеров, катушки, нитки разных видов, дощечки, вата, поролон, синтепон).

Песок, снег.


Воспитатель старается реже давать образец постройки или поделки. Дают только примерный образец для показа основных частей конструкции и помочь отобрать нужные детали; в качестве образца используют фотографии, рисунки.

Воспитатель должен побуждать детей создавать поделки, длительное время обустраивая жизнь игровых и вымышленных персонажей (сделать для листовичков дом, слепить для них мебель, посуду и т. п.), показывать детям способы получения обобщенного продукта, который они могут по своему желанию “превращать” в разные предметы или использовать в качестве средства украшения. Педагог может помогать детям украшать их изделия, используя широкий ассортимент средств выразительности, создавать ситуации совместной продуктивной деятельности по конструированию и рукоделию, позволяющей получать интересный для детей коллективный продукт. Воспитатель направляет и корректирует деятельность детей, помогает в сложной ситуации.

Воспитатель продолжает расширять представления детей о видах транспорта.

Воспитателям следует чаще предлагать детям задания, которые развивали бы у детей умения предвидеть, решить, придумать, домыслить.

Учить детей замечать множество дел вокруг.

Дети выполняют работы по образцам, по условиям, предложенным воспитателем, на тему и по собственному желанию.

У детей вырабатывается умение самостоятельно рассматривать предметы, знать порядок пользования ими без помощи воспитателя. Они должны уметь выделять основные этапы создания конструкций и самостоятельно планировать их изготовление, объективно оценивать качество своей работы и работы товарищей, находить причины неудач.

Дети чаще придумывают свой вариант постройки, поделки, перенимают друг у друга конструктивные решения. Основными становятся словесные методы обучения (описание, напоминание, краткая беседа и др.).

Дети с удовольствием играют в игры: «Угадай, что изменилось», «Так или не так».

Дети становятся требовательнее к своим конструкциям, способны критически к ним относиться, обращать внимание на сходство с реальной постройкой, на декоративность, художественную выразительность, прочность. Ребёнок самостоятельно организует свою деятельность, самостоятельно убирает рабочее место. Дети конструируют по воображению, затем сверяют с фотографией, чертежом.

В конструировании дети применяют свои умения по всем видам изобразительной деятельности.

Для обыгрывания построек дети применяют поделки изготовленные своими руками. Работа со снегом осуществляется в коллективе сверстников.




Обязательно наличие различных образцов игрушек и поделок (рисунки, схемы, фотографии, чертежи и др.), подобранных взрослым. Это позволяет ребенку видеть возможности использования разных материалов, заимствовать новые идеи, знакомиться с вариантами применения известных ему приемов и способов работы, цветовых решений, конструкций.

Вместо показа и объяснения воспитатель задаёт вопросы, помогающие ребёнку самостоятельно продумать основные этапы работы, найти свои конструктивные решения, проанализировать, сравнить, обобщить. Вместе с воспитателем строит комплексные постройки (каждый сооружает свою конструкцию, а затем они объединяются общим содержанием) и коллективные, договариваясь, кто какую часть конструкции будет делать.

Воспитатель учит детей делать игрушки для сюжетно-ролевых игр, игрушки с подвижными частями.

+ работа по предыдущим группам.

Подготовительная группа (предшкола)

6-7 лет

Помимо вышеперечисленного вводится металлический конструктор (работа с гаечным ключом, гайками…), Лего, береста, кожа, пуговицы, разные виды ткани, мех, бархатная бумага.

Воспитатель предлагает ситуации, в которых дети сами должны решить, с чего начать, как делать, какие использовать материалы, как рассчитать время работы, рационализировать свой труд.

На основе наблюдений дети строят внутренние помещения сооружений, фойе, зрительные залы, стадионы и др. Дети продолжают упражняться в постройке по чертежам, схемам.

Ребёнок самостоятельно организует свою деятельность, самостоятельно убирает рабочее место.

Воспитатель учит детей для прочности снежных построек делать перекрытия из досок, фанеры; вырезать из снега снежные кирпичи.

Изготовление игрушек, сувениров, украшений, изготовление мягких игрушек, изготовление игрушек из конусов и цилиндров, плетение изделий из проволоки, изготовление мозаики из картона, изготовление кукол из поролона для театрализованной деятельности, составление букетов, изготовление книжек-самоделок с помощью воспитателя.

+ работа по предыдущим группам.




Полный текст материала Планирование образовательной области «Познание. Конструктивно-продуктивная деятельность» в детском саду смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рычкова Наталья Андреевна  rychkova32
13.12.2013 1 10064 997

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК