Программа дополнительного образования "Наедине с природой"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. МУРМАНСКА № 19
Программа дополнительного образования
«Наедине с природой»
Автор-составитель:
Ошес Кристина Сергеевна
2021 г.
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Интеграция образовательных областей.
3. Предполагаемый результат.
4. Учебный план.
5. Перспективное планирование работы.
6. Список использованной литературы.
Пояснительная записка
"Не запрещай себе творить,
Пусть иногда выходит криво –
Твои нелепые мотивы
Никто не в силах повторить"
Эризн
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой. К сожалению, современные дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.
Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Взаимодействие с природным материалом вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в ее внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир. Это вооружает их: будущий взрослый человек, увидевший в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке - зверька или птичку, хочет перенести в свою повседневную жизнь, городскую квартиру кусочек живой природы - удивительную корягу, полевые цветы, морские камешки.
Природа - замечательная мастерская. В руках умельца с душой художника все превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту. Поделки из природных материалов - это не только детская забава или просто игрушки, а настоящие произведения искусства.
Таким образом, актуальность программы «Наедине с природой» очевидна. Любая работа с природным материалом: поделки из шишек, орехов или каштанов - не только увлекательна, но и познавательна. Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, приобщает его к эстетическому восприятию.
Помимо этого ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Большое влияние оказывает труд с природным материалом и на умственное развитие ребѐнка, на развитие его мышления, способствует развитию внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.
Целью программы «Наедине с природой» является создание в дошкольном образовательном учреждении условий для развития творческих способностей детей раннего возраста посредством взаимодействия с природным материалом.
Цель достигается путем решения следующего комплекса задач:
Образовательные:
- знакомить детей с природным материалом;
- учить выполнять простейшие поделки из природного материала;
- расширять кругозор, закреплять сознание себя частью природы.
Развивающие:
- формировать эстетический вкус;
- развивать зрительно-двигательную координацию, зрительный контроль движений и твердости руки;
- развивать чувство прекрасного, желание самостоятельно изготавливать поделки и радоваться им;
- развивать мелкую моторику, мышление, память, воображение.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха
собственным трудом;
- воспитывать трепетное, бережное отношение природе.
Программа дополнительного образования для детей раннего возраста предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность деятельности - 10 -15 мин. Общее количество занятий в год – 36 .
Совместная деятельность педагога и воспитанников выстраивается по принципу от простого к сложному, применяются различные формы организации деятельности:
- беседы;
- наблюдение;
- встреча с родителями по оказанию помощи в подборе природного материала;
- самостоятельный сбор материала на участке ДОУ;
- организация выставок работ.
Поскольку внимание детей раннего возраста неустойчиво и требует частой смены деятельности, программой предусмотрено использование различных приемов:
- упражнения на развитие воображения, восприятия, мышления, фантазии;
- игровые моменты (загадки, стихи, шутки);
- применение иллюстраций, наглядных пособий.
Педагогический анализ знаний и умений детей проводится 2 раза в год: промежуточный - в сентябре, итоговый - в мае.
Оборудование, необходимое для реализации программы:
- желуди;
- каштаны;
- сухие ветки;
- скорлупа орехов (грецкий орех);
- семена подсолнечника;
- шишки сосновые;
- шишки еловые;
- ракушки.
Интеграция образовательных областей
Реализация программы предполагает интеграцию образовательных областей.
Базовая образовательная область – «Художественно – эстетическое развитие» предполагает широкое использование природного материала в продуктивной деятельности детей раннего возраста.
Область «Речевое развитие» предполагает побуждение детей к проговариванию названия природного материала, из которого изготавливается поделка и самой поделки.
Область «Познавательное развитие» предполагает знакомство детей с предметами ближайшего окружения, в частности растениями, дающими богатый материал для творчества.
Область «Социально – коммуникативное развитие» предполагает использование дидактических игр.
Область «Физическое развитие» предполагает широкое использование разных видов гимнастики, физкультминуток, динамических пауз.
Реализация программы невозможна без применения современных педагогических технологий:
1. Здоровьесберегающие технологии:
-
пальчиковые игры и упражнения;
-
массаж природным материалом;
-
физкультминутка, динамические паузы.
2. Игровые технологии:
-
дидактические игры;
-
подвижные игры;
3. ИКТ.
-
презентации;
-
просмотр развивающих мультфильмов.
Предполагаемый результат
В результате прохождения обучения по программе курса «Наедине с природой» воспитанники покажут следующий результат:
-
овладеют основными приемами работы с нетрадиционным материалом;
-
научатся согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира;
-
освоят навыки работы с природным материалом, узнают его особенности;
-
разовьют умелость рук, мелкую моторику, движения обеих рук станут более согласованными, а движения пальцев дифференцируются;
-
у детей разовьется творческая способность детей.
Учебный план
№ п/п |
Название |
Количество часов |
|||||
всего |
теория |
практика |
|||||
1. |
Поделки из природного материала |
36 |
9 |
27 |
|||
Итого: |
36 |
9 |
27 |
Перспективное планирование
Количество занятий: 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц;
Продолжительность занятия: 10 минут.
Месяц |
Тема |
Содержание |
Материал |
Сентябрь |
«Осенний лес – полон красок и чудес» |
Познакомить детей с приметами осени. Помочь отразить красоту осенней природы в поделке, используя натуральные ветки деревьев. Развивать мелкую моторику. Воспитывать умение видеть красоту в окружающем пространстве |
Сухие веточки Пластилин
|
|
«Ёжики в осеннем лесу» |
Познакомить детей с представителем живой природы – ежом, рассказать о его повадках. Предложить выполнить ежа, используя семена подсолнечника. Учить лепить из пластилина комочки круговыми движениями рук. Развивать фантазию и воображение. Воспитывать любовь к живой природе. |
Пластилин Семечки Хвоя Осенние листья |
|
«Хитрая лисица» |
Рассмотреть осенний лист. Учить пользоваться кистью, намазывать деталь полностью, прижимать салфеткой. Развивать ассоциативное мышление, воображение, память. Воспитывать уважение к работам товарищей. |
Листья клена Литья вишни Клей Кисть для клея Салфетка Цветной картон |
|
«Грибочки на полянке» |
Познакомить детей с миром грибов, рассмотреть их внешний вид, выделить основные части. Развивать мелкую моторику. Воспитывать любовь к природе. |
Каштаны Пластилин
|
Октябрь |
«Наливное яблочко» |
Рассмотреть осенние яблоки. Учить детей правильно держать кисть при раскрашивании грецкого ореха. Учить дополнять образ при помощи пластилина. Развивать фантазию, точность движений руки. Воспитывать умение восхищаться дарами природы. |
Грецкий орех Гуашь Пластилин |
|
«Сладкая выпечка» |
Познакомить с праздником «День хлеба». Рассказать о значении хлеба на столе. Учить лепить лепешки из теста, украшать их природным материалом. Развивать фантазию, творческое начало. Воспитывать уважительное отношение к хлебобулочным изделиям. |
Соленое тесто Вишневые косточки |
|
«Мишка - топтыжка» |
Познакомить детей с медведем, его повадками, особенностью жизни в холодное время года. Развивать воображение, наблюдательность. Воспитывать любовь к животным. |
Каштаны Пластилин |
|
«Совята» |
Познакомить с представителями хищных птиц – совами, с особенностями их жизни. Развивать воображение, ручную умелость. Воспитывать любовь к птицам. |
Сосновая шишка Пластилин |
Ноябрь |
«Цып – цып – цып, мои цыплятки..» |
Рассмотреть игрушечного цыпленка. Закрепить названия мамы – курочки и деток – цыплят. Развивать самостоятельность, мелкую моторику, воображение. Воспитывать уважение к живым существам. |
Сосновая шишка Гуашь Пластилин |
|
«Черепашка по имени Наташка» |
Познакомить с внешним видом черепахи. Рассмотреть скорлупу грецкого ореха, провести аналогию с панцирем черепахи. Развивать воображение, мышление. Воспитывать любовь к животным. |
Скорлупа грецкого ореха Пластилин |
|
«Мышка – норушка» |
Рассмотреть мышку. Учить детей раскрашивать орех аккуратно, правильно держать кисточку. Развивать мелкую моторику, воображение. Воспитывать уважение к животным. |
Скорлупа грецкого ореха Пластилин |
|
«Веселый слоник» |
Познакомить детей со слоном, особенностями его внешнего вида. Развивать ручную умелость. Воспитывать любовь к животным. |
Скорлупа грецкого ореха Гуашь Пластилин |
Декабрь |
«Лыжник» |
Ознаменовать приход зимы, вспомнить зимние виды спорта с детьми. Учить совмещать разные виды природного материала в одной поделке. Развивать ассоциативное мышление, мелкую моторику, самостоятельность. Воспитывать любовь к здоровому образу жизни. |
Сосновая шишка Желудь Пластилин Палочки от мороженого |
|
«Пингвины на льдине» |
Познакомить с обитателями Севера – пингвина. Продолжать учит правильно держать кисть во время раскрашивания поделок. Развивать самостоятельность, творческое начало. Воспитывать любовь к животным. |
Еловая шишка Пластилин |
|
«Ёлочка нарядная в гости к нам пришла» |
Создать у детей положительный эмоциональный настрой в преддверии новогодних праздников. Развивать цветовосприятие, умение создавать композицию. Воспитывать желание беречь природу. |
Еловые и сосновые шишки Пластилин
|
|
«Елочные шары» |
Создать у детей положительный эмоциональный настрой в преддверии новогодних праздников. Развивать умение дифференцировать движения обеих рук. Воспитывать умение любоваться предметами окружающего мира. |
Грецкие орехи Цветная фольга Ленточки |
Январь |
«Зайка» |
Познакомить с особенностями жизни зайцев в холодное время года. Учить создавать образ зайца из природного материала. Развивать мелкую моторику. Воспитывать любовь к животным. |
Каштан Еловая шишка Пластилин |
|
«Чайный сервиз» |
Познакомить с понятием чайный сервиз. Развивать воображение, самостоятельность. Воспитывать чувство гостеприимства. Прививать хорошие манеры. |
Скорлупа грецкого ореха Пластилин |
|
«Сказка про лето» (подсолнухи) |
Вспомнить с детьми лето. Учить лепить лепешки из соленого теста. Использовать природный материал для завершения образа поделки. Развивать мелкую моторику. Воспитывать любовь к природе. |
Семена подсолнечника Соленое тесто Шаблон подсолнухов из картона |
|
«Гадкий утенок» (лебедь) |
Познакомить со сказкой «Гадкий утенок». Учить создавать образ лебедя, используя природный материал. Развивать воображение, мышление, ручную умелость. Воспитывать уважительное отношение к птицам. |
Шишка сосновая Гуашь Пластилин |
Февраль |
«Воробьи на ветке» |
Познакомить детей с птицей – воробей. Учить дополнять образ при помощи пластилина. Развивать воображение. Воспитывать желание помогать птицам в холодное время года. |
Желуди Пластилин Сухие веточки |
|
«Павлин» |
Познакомить детей с птицей павлин. Дать возможность украшать «хвост» на свое усмотрение. Развивать умение подбирать цвет поделки. Воспитывать эстетические чувства. |
Ракушки Пластилин Гуашь |
|
«Наш друг – Чебурашка» |
Вспомнить любимого мультипликационного героя. Учить сочетать в работе разные виды природного материала. Развивать ассоциативное мышление, творческое начало. Воспитывать желание поддерживать дружеские отношения в коллективе. |
Каштаны Желуди Пластилин |
|
«Корабли плывут вдали…» |
Рассказать детям о празднике «23 февраля». Рассмотреть вешний вид кораблей, предложить сделать подарок для папы из природного материала. Развивать воображение, мышление. Воспитывать желание дарить подарки близким. |
Скорлупа грецкого ореха Пластилин Зубочистка |
Март |
«Птичка – невеличка» |
Познакомить детей с признаками весны. Отметить прилет птиц и их образ жизни весной. Учить видеть в природном материале элементы частей тела птиц. Развивать ассоциативное мышление, память, воображение. Воспитывать любовь к птицам. |
Скорлупа грецкого ореха Пластилин Крылатка клена Желудь |
|
«Волшебный цветок» |
Учить создавать цветы из природного материала. Развивать творческое начало, самостоятельность. Воспитывать желание дарить подарки близким. |
Пластилин Крылатка клена |
|
«Птенчики» |
Продолжить учить создавать образ птицы, используя природный материал. Развивать воображение. Воспитывать любовь к птицам. |
Каштаны Пластилин |
|
«Пасхальная корзинка» |
Помочь детям увидеть сходство между скорлупой грецкого ореха и корзинкой. Учить дополнять образ с помощью пластилина. Развивать память, воображение, мышление. Воспитывать терпеливость и усидчивость. |
Скорлупа грецкого ореха Пластилин |
Апрель |
«Божья коровка, улети на небо…» |
Познакомить детей с миром насекомых. Продолжать учить детей правильно держать кисть, закрашивать деталь полностью. Развивать воображение, творческое начало. Воспитывать уважительное отношение к насекомым. |
Скорлупа грецкого ореха Пластилин Гуашь |
|
«Любопытная улитка» |
Продолжить знакомство с миром насекомых. Учить катать из пластилина колбаски. Развивать мелкую моторику. Воспитывать любовь к живой природе. |
Пластилин Каштан |
|
«Веселая гусеничка» |
Продолжить знакомство с миром насекомых. Развивать ручную умелость, воображение. Воспитывать уважительное отношение к насекомым. |
Каштаны Пластилин |
|
«Паучок – длинные ножки» |
Познакомить с пауком, рассмотреть его. Развивать познавательный интерес, мелкую моторику. Воспитывать любовь к живой природе. |
Каштан Сухие веточки Пластилин Пайетки - глазки |
Май |
«Попрыгунья Стрекоза» |
Продолжить знакомство с миром насекомых. Учить проводить аналогию между крылаткой клена и крыльями у стрекозы. Развивать наблюдательность, мелкую моторику. |
Пластилин Крылатка клена Пайетки - глазки |
|
«Морское дно» |
Рассмотреть формы ракушек, их текстуру, рельеф. Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, наблюдательность. Воспитывать умение восхищаться природой. |
Соленое тесто или пластилин Ракушки |
|
«Морская звезда» |
Познакомить с морской звездой. Продолжить учить правильно держать в руках кисть. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность. |
Мелкие ракушки Пластилин /клей ПВА Шаблон звезды |
|
«Золотая рыбка» |
Рассмотреть золотую рыбку. Учить наклеивать детали ровно. Развивать наблюдательность, внимание, воображение. Воспитывать уважение к работе других. |
Скорлупа грецкого ореха Крылатка клена Гуашь Платилин Картонная основа |
Список используемой литературы
-
Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду» Издательский дом «Карапуз», Москва 2008г.
-
Детское рукоделие - Художественный труд в детском саду и семье – М., 2000.
-
Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика» Москва, «Родничок», 2006.
-
Переветртень И.А. Сказка из листьев и лепестков–АСТ: Полиграфиздат, 2010
-
Е. Румянцева «Аппликация. Простые поделки». Москва, «АЙРИСпресс», 2007.
-
Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. –
Просвещение, М., 1990.
-
Немешаева Е. Фантазии из природных материалов. – Издательство
«Айрис – Пресс», М., 2011.
-
Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – Издательство «Новая школа», М., 1995.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ошес Кристина Сергеевна
→ Публикатор 08.02.2021 0 1633 183 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы