Программа развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста средствами пальчикового театра


 2.2 Авторская программа развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста средствами пальчикового театра

Цель программы: развитие мелкой моторной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с помощью пальчикового театра.

Задачи программы:

1. Развитие мелкой моторики.

2. Развитие и формирование ручной умелости.

3. Развитие графомоторного навыка.

4. Сплочение коллектива группы.

5. Развитие речи.

Принципы программы:

  • Принцип мотивационной готовности.

  • Принцип опоры на возрастные потребности и учет возрастных особенностей.

  • Принцип целостности и системности материала.

  • Принцип усложнения материала.

  • Принцип учета эмоциональной сложности материала;

  • Принцип ориентации на «зону ближайшего развития»;

  • Принцип единства диагностики и коррекции;

  • Принцип учёта ведущего вида деятельности;

  • Принцип активного привлечения социального окружения к участию в работе по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста посредством пальчикового театра.

Критерии отбора в группу:

  1. Низкий уровень мелкой моторики.

  2. Недостаточный уровень развития речи.

  3. Значительные затруднения в манипуляции с предметами.

Направления работы, этапы программы:

  1. Диагностический этап: Проведение первичной диагностики.

  2. Установочный этап: Знакомство, сплочение группы.

  3. Развивающий этап: Формирование мелкой моторики посредством пальчикового театра.

  4. Блок оценки эффективности занятий. Оценка степени произошедших изменений, а также сформированности мелкой моторики с помощью повторной диагностики.

Условия для проведения программы:

  • Проветриваемая комната с партами для проведения письменных работ и достаточно просторная для проведения занятий, направленных на активное развитие крупной моторики.

  • Наличие расходных материалов (листы бумаги, цветная бумага, цветной картон, карандаши, краски, кисти, емкости для воды, клей, пластилин, природные материалы, шерстяные нитки, формы для использования в технике папье маше).

  • Возможность использовать интерактивную технику/ телевизор/ проектор.

Структура занятий:

1. Ритуал приветствия.

2. Разминка.

3. Основная часть.

4. Рефлексия.

5. Релаксация.

Временные затраты: Программа рассчитана на 3 месяца (15 занятий по 1 часу в неделю), проводимых в первой половине дня.

Таблица 2-Тематический план программы, направленной на формирование и развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Число

п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Кол-во часов

14.12

1

  Введение

«Здравствуйте, куклы!»

Театр кукол.

 Содержание материала: Знакомство с кукольным театром. История кукольного театра. Разновидности кукольного театра.

Формы занятий: групповые, игровой практикум.

Практика:

Показ слайдов.

 Беседа на тему: «Особенности театра кукол».

Знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер, музыкальное оформление).

Овладение навыками кукловождения (перчаточные куклы, пальчиковые куклы, куклы настольного театра).

Техническое оснащение:

- аудиоаппаратура.

Методическое обеспечение:

- аудиоматериал;

- наглядное пособие «Театр на столе»;

- тексты стихов.

1 ч.

 

 

 

21.12

2

Сказка на пальцах.

Содержание материала: приобретать навыки вождения пальчиковых кукол. Упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук.

Формы занятий: групповые, игровой практикум.

Практика:

- упражнения для пальчиковых кукол «Дружные пальчики», «Тень – тень, потетень», «Физкультурник»;

- упражнения для пальчиковых «топотушек»;

- правила вождения пальчиковых кукол.

Техническое оснащение:

- аудиоаппаратура.

Методическое обеспечение:

- аудиоматериал;

- наглядное пособие «Театр на столе»;

- тексты стихов.

(по желанию детей возможен повтор)

1 ч

28.12

3

Пластические этюды «Руки актёра».

 

Содержание материала: развивать пластику рук. Учить создавать образы с помощью выразительных движений. Учить создавать пластические импровизации.

Формы занятий: групповые, игровой практикум.

Практика:

- упражнения для пластики рук «Тюльпан», «Осьминог», «Змеи»;

- упражнения на пластическую выразительность движений «Кто на картинке?», «Зёрнышко», «Марионетки»;

- музыкально-пластические импровизации «Подарок», «Осенние листья», «Утро», «Бабочки», «Снежинки».

Техническое оснащение:

- аудиоаппаратура.

Методическое обеспечение:

- наглядные пособия;

- музыкальный репертуар.

(по желанию детей возможен повтор)

1 ч

04.01

4

Работа над кукольным спектаклем.

Выбор репертуара.

Содержание материала: дать представление о готовящейся постановке. Провести чтение сказок. Определиться с выбором. Предварительно распределить роли.

Формы занятий: круглый стол.

Практика:

-чтение сказок, предложенных педагогом;

- условное распределение ролей по желанию детей.

Методическое обеспечение:

- тексты сказок.

1 ч

11.01

5

Кукольных дел мастера.

 

Содержание материала: выбор вида кукол для спектакля; изготовление эскизов персонажей сказки. Изготовление кукол для спектакля по своим эскизам. Изготовление декораций к спектаклю.

Формы занятий: проектная деятельность, творческая мастерская.

Практика:

- рисование эскизов героев сказки;

- изготовление кукол по этим эскизам;

- подготовка декораций к спектаклю по выбранной сказке.

Техническое оснащение:

- бумага, карандаши, фломастеры, клей, цветной картон, ножницы, нитки.

Методическое обеспечение:

- пособия для изготовления кукол для кукольного театра;

- слайд-презентация о видах пальчиковых кукол.

1 ч

18.01

6

Театр начинается с вешалки, а кукольный театр - с ширмы. «Домик» - декорация для многих сказок.

Просмотр кукольного спектакля (с готовыми куклами-образцами)

 Содержание материала: Беседа о ширме, работа за ней. Работа с бумагой.Изготовление теремка (Декорация для сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок»)

 

 

 1 ч.

 

 

 

 

25.01

7

Кастинг на различные роли

Содержание материала: формировать представление о художественном образе героев спектакля. Чтение по ролям. Пробы на роль. Анализ произведения.

Формы занятий: круглый стол.

Практика:

- чтение сказки по ролям в разных вариантах;

- пробы на ту или иную роль с воплощением заданного образа;

-действенный анализ сказки;

-распределение и закрепление ролей.

Методическое обеспечение:

- тексты сказок.

Формы занятий: спектакль.

Практика:

- показ спектакля.

Техническое оснащение:

- аудиоаппаратура;

- аудиозаписи.

Методическое обеспечение:

- пальчиковые куклы;

- декорации;

- реквизит.

1 ч

01.02

8

Подготовка пальчикового кукольного театра «Репка».

 

 

 

 Содержание материала: Знакомство с пальчиковым кукольным театром Выявление общих героев для многих сказок (лиса, волк, заяц, медведь, бабка, дедка и т.д)

 Отработка навыка работы с пальчиковыми куклами.

Прослушивание сказки. Распределение ролей. Изготовление пальчиковых кукол из бумаги.

 

Первичная работа с куклами-персонажами.

 Куклы в действии. Обучение соединению действий кукол со словами пьесы.

  Формы занятий: спектакль.

Практика:

- показ спектакля.

Техническое оснащение:

- аудиоаппаратура;

- аудиозаписи.

Методическое обеспечение:

- пальчиковые куклы;

- декорации;

- реквизит.

(по желанию детей возможен повтор)

1 ч.

 

 

08.02

9

Репетиция и постановка сказки «Репка».

 

Содержание материала: отрабатывается каждая роль, затем проучиваются отдельные сцены. Репетиции с декорациями и реквизитом. Работа над образом всего спектакля. Продумать музыкальное оформление спектакля. Генеральная репетиция.

Формы занятий: репетиция.

Практика:

- проработать роли каждого персонажа;

- репетиция отдельных сцен;

- репетиция с реквизитом и декорациями;

- техническая репетиция спектакля;

- генеральная репетиция.

Техническое оснащение:

- аудиоаппаратура;

- аудиозаписи.

Методическое обеспечение:

- пальчиковые куклы;

- декорации;

- реквизит.

Показ сказки «Репка».

1 ч

15.02

10

 

Подготовка пальчикового кукольного спектакля «Теремок».

 

 

 

Репетиция по эпизодам.

 

 

 

Творческий отчет.

 Содержание материала: Ознакомление детей с шитыми куклами. Отработка навыка работы с ними.Прослушивание сказки «Теремок». Работа над основными терминами и понятиями, названиями животных: Лягушка-квакушка, Мышка-норушка и т.д.

Просмотр мультфильма.

 Изготовление пальчиковых героев из фетра.

 

Распределение ролей, обсуждение характеров героев сказки «Теремок».

 Обучение соединению действий кукол со словами пьесы. Работа за декорацией«Теремок».

 Показ спектакля «Теремок».

Формы занятий: спектакль.

Практика:

- показ спектакля.

Техническое оснащение:

- аудиоаппаратура;

- аудиозаписи.

Методическое обеспечение:

- пальчиковые куклы;

- декорации;

- реквизит.

(по желанию детей возможен повтор)

1 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22.02

11

Репетиция и постановка сказки «Теремок».

 

Содержание материала: отрабатывается каждая роль, затем проучиваются отдельные сцены. Репетиции с декорациями и реквизитом. Работа над образом всего спектакля. Продумать музыкальное оформление спектакля. Генеральная репетиция.

Формы занятий: репетиция.

Практика:

- проработать роли каждого персонажа;

- репетиция отдельных сцен;

- репетиция с реквизитом и декорациями;

- техническая репетиция спектакля;

- генеральная репетиция.

Техническое оснащение:

- аудиоаппаратура;

- аудиозаписи.

Методическое обеспечение:

- пальчиковые куклы;

- декорации;

- реквизит.

Показ сказки «Теремок».

1 ч

01.03

12

 Подготовка пальчикового театра «Колобок».

Театр на столе.

 

 

Роль моего героя.

 

 

 

 

 

Творческий отчет.

 

 Содержание материала: Знакомство с настольным кукольным театром.

 Выразительное чтение сказки, обсуждение характеров героев сказки, обсуждение постановочного плана.

Просмотр мультфильма.

Распределение ролей. Изготовление пальчиковых кукол к сказке из бумаги. Первичная отработка навыка работы с ними.

Отработка выразительного чтения слов каждого героя сказки, этюды с куклами на материале пьесы.

 

Формы занятий: спектакль.

Практика:

- показ спектакля.

Техническое оснащение:

- аудиоаппаратура;

- аудиозаписи.

Методическое обеспечение:

- пальчиковые куклы;

- декорации;

- реквизит.

(по желанию детей возможен повтор)

1 ч. 

 

08.03

13

Репетиция и постановка сказки «Колобок».

 

Содержание материала: отрабатывается каждая роль, затем проучиваются отдельные сцены. Репетиции с декорациями и реквизитом. Работа над образом всего спектакля. Продумать музыкальное оформление спектакля. Генеральная репетиция.

Формы занятий: репетиция.

Практика:

- проработать роли каждого персонажа;

- репетиция отдельных сцен;

- репетиция с реквизитом и декорациями;

- техническая репетиция спектакля;

- генеральная репетиция.

Техническое оснащение:

- аудиоаппаратура;

- аудиозаписи.

Методическое обеспечение:

- пальчиковые куклы;

- декорации;

- реквизит.

Показ сказки «Колобокк».

1 ч

15.03

14

Подготовка настольного кукольного театра «Курочка Ряба».

 

 

 

 

 

Содержание материала: Изготовление персонажей сказки из пластиковых ложек.

Выразительное чтение сказки, обсуждение характеров героев сказки, обсуждение постановочного плана.

Итоговое занятие. Просмотр слайдов, видео зарисовок о том, как мы работали.

 

Формы занятий: спектакль.

Практика:

- показ спектакля.

Техническое оснащение:

- аудиоаппаратура;

- аудиозаписи.

Методическое обеспечение:

- пальчиковые куклы;

- декорации;

- реквизит.

 

1 ч

22.03

15

Репетиция и постановка сказки «Курочка ряба».

 

Содержание материала: отрабатывается каждая роль, затем проучиваются отдельные сцены. Репетиции с декорациями и реквизитом. Работа над образом всего спектакля. Продумать музыкальное оформление спектакля. Генеральная репетиция.

Формы занятий: репетиция.

Практика:

- проработать роли каждого персонажа;

- репетиция отдельных сцен;

- репетиция с реквизитом и декорациями;

- техническая репетиция спектакля;

- генеральная репетиция.

Техническое оснащение:

- аудиоаппаратура;

- аудиозаписи.

Методическое обеспечение:

- пальчиковые куклы;

- декорации;

- реквизит.

Показ сказки «Курочка ряба».

1 ч

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С ПРОГРАММОЙ:

  1. Занятия рекомендуется проводить в первой половине дня.

  2. Длительность одного занятия не должна превышать 30 минут.

  3. Периодичность проведения занятий: 2 раза в неделю по 30 минут.

  4. Место проведения: Занятия проводятся в группе, на сцене, в зависимости от вида пальчикового театра.

  5. Материалы и оборудование: мешочек с пальчиковым театром, пальчиковый театр, изготовленный детьми, пальчиковые куклы; декорации; реквизит; аудиоаппаратура; аудиозаписи.

  6. На каждом занятии перед обыгрыванием сюжета с детьми проводилась беседа по закреплению правил пользования куклой:

  • Кукла полностью надевается на палец;

  • Один ребенок может надеть одну или несколько кукол на руку;

  • Кукла смотрит на зрителя, или на другую куклу;

  • Положение куклы – вертикальное.

  1. Перед обыгрыванием сценки педагоги с детьми должны закрепить основные виды действий с куклой:

  • Надевание на палец;

  • Имитация шагов куклы с передвижением руки;

  • Повороты;

  • Покачивания;

  • Поклоны.

  1. Внешний вид куклы должен соответствовать персонажу сказки, должен быть узнаваем детьми;

  2. На занятии отбирались только те куклы, которые являлись героями данной сказки.

  3. Перед обыгрыванием сказки проводилась пальчиковая гимнастика, соответствующая сюжету сказки (2 – 3 минуты)

  4. Перед постановкой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;

  5. Выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность;

  6. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес;

  7. Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому отрабатываются движения постепенно и пассивно, с помощью взрослых;

  8. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте сказку;

  9. Стимулируйте детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

 


 


Полный текст материала Программа развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста средствами пальчикового театра смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вдовина Наталья Геннадьевна  Публикатор
24.04.2021 0 1137 169

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК