Программа развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста средствами пальчикового театра
2.2 Авторская программа развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста средствами пальчикового театра
Цель программы: развитие мелкой моторной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с помощью пальчикового театра.
Задачи программы:
1. Развитие мелкой моторики.
2. Развитие и формирование ручной умелости.
3. Развитие графомоторного навыка.
4. Сплочение коллектива группы.
5. Развитие речи.
Принципы программы:
-
Принцип мотивационной готовности.
-
Принцип опоры на возрастные потребности и учет возрастных особенностей.
-
Принцип целостности и системности материала.
-
Принцип усложнения материала.
-
Принцип учета эмоциональной сложности материала;
-
Принцип ориентации на «зону ближайшего развития»;
-
Принцип единства диагностики и коррекции;
-
Принцип учёта ведущего вида деятельности;
-
Принцип активного привлечения социального окружения к участию в работе по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста посредством пальчикового театра.
Критерии отбора в группу:
-
Низкий уровень мелкой моторики.
-
Недостаточный уровень развития речи.
-
Значительные затруднения в манипуляции с предметами.
Направления работы, этапы программы:
-
Диагностический этап: Проведение первичной диагностики.
-
Установочный этап: Знакомство, сплочение группы.
-
Развивающий этап: Формирование мелкой моторики посредством пальчикового театра.
-
Блок оценки эффективности занятий. Оценка степени произошедших изменений, а также сформированности мелкой моторики с помощью повторной диагностики.
Условия для проведения программы:
-
Проветриваемая комната с партами для проведения письменных работ и достаточно просторная для проведения занятий, направленных на активное развитие крупной моторики.
-
Наличие расходных материалов (листы бумаги, цветная бумага, цветной картон, карандаши, краски, кисти, емкости для воды, клей, пластилин, природные материалы, шерстяные нитки, формы для использования в технике папье маше).
-
Возможность использовать интерактивную технику/ телевизор/ проектор.
Структура занятий:
1. Ритуал приветствия.
2. Разминка.
3. Основная часть.
4. Рефлексия.
5. Релаксация.
Временные затраты: Программа рассчитана на 3 месяца (15 занятий по 1 часу в неделю), проводимых в первой половине дня.
Таблица 2-Тематический план программы, направленной на формирование и развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
Число |
№ п/п |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Кол-во часов |
14.12 |
1 |
Введение «Здравствуйте, куклы!» Театр кукол. |
Содержание материала: Знакомство с кукольным театром. История кукольного театра. Разновидности кукольного театра. Формы занятий: групповые, игровой практикум. Практика: Показ слайдов. Беседа на тему: «Особенности театра кукол». Знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер, музыкальное оформление). Овладение навыками кукловождения (перчаточные куклы, пальчиковые куклы, куклы настольного театра). Техническое оснащение: - аудиоаппаратура. Методическое обеспечение: - аудиоматериал; - наглядное пособие «Театр на столе»; - тексты стихов. |
1 ч.
|
21.12 |
2 |
Сказка на пальцах. |
Содержание материала: приобретать навыки вождения пальчиковых кукол. Упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук. Формы занятий: групповые, игровой практикум. Практика: - упражнения для пальчиковых кукол «Дружные пальчики», «Тень – тень, потетень», «Физкультурник»; - упражнения для пальчиковых «топотушек»; - правила вождения пальчиковых кукол. Техническое оснащение: - аудиоаппаратура. Методическое обеспечение: - аудиоматериал; - наглядное пособие «Театр на столе»; - тексты стихов. (по желанию детей возможен повтор) |
1 ч |
28.12 |
3 |
Пластические этюды «Руки актёра».
|
Содержание материала: развивать пластику рук. Учить создавать образы с помощью выразительных движений. Учить создавать пластические импровизации. Формы занятий: групповые, игровой практикум. Практика: - упражнения для пластики рук «Тюльпан», «Осьминог», «Змеи»; - упражнения на пластическую выразительность движений «Кто на картинке?», «Зёрнышко», «Марионетки»; - музыкально-пластические импровизации «Подарок», «Осенние листья», «Утро», «Бабочки», «Снежинки». Техническое оснащение: - аудиоаппаратура. Методическое обеспечение: - наглядные пособия; - музыкальный репертуар. (по желанию детей возможен повтор) |
1 ч |
04.01 |
4 |
Работа над кукольным спектаклем. Выбор репертуара. |
Содержание материала: дать представление о готовящейся постановке. Провести чтение сказок. Определиться с выбором. Предварительно распределить роли. Формы занятий: круглый стол. Практика: -чтение сказок, предложенных педагогом; - условное распределение ролей по желанию детей. Методическое обеспечение: - тексты сказок. |
1 ч |
11.01 |
5 |
Кукольных дел мастера.
|
Содержание материала: выбор вида кукол для спектакля; изготовление эскизов персонажей сказки. Изготовление кукол для спектакля по своим эскизам. Изготовление декораций к спектаклю. Формы занятий: проектная деятельность, творческая мастерская. Практика: - рисование эскизов героев сказки; - изготовление кукол по этим эскизам; - подготовка декораций к спектаклю по выбранной сказке. Техническое оснащение: - бумага, карандаши, фломастеры, клей, цветной картон, ножницы, нитки. Методическое обеспечение: - пособия для изготовления кукол для кукольного театра; - слайд-презентация о видах пальчиковых кукол. |
1 ч |
18.01 |
6 |
Театр начинается с вешалки, а кукольный театр - с ширмы. «Домик» - декорация для многих сказок. Просмотр кукольного спектакля (с готовыми куклами-образцами) |
Содержание материала: Беседа о ширме, работа за ней. Работа с бумагой.Изготовление теремка (Декорация для сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок») |
1 ч.
|
25.01 |
7 |
Кастинг на различные роли |
Содержание материала: формировать представление о художественном образе героев спектакля. Чтение по ролям. Пробы на роль. Анализ произведения. Формы занятий: круглый стол. Практика: - чтение сказки по ролям в разных вариантах; - пробы на ту или иную роль с воплощением заданного образа; -действенный анализ сказки; -распределение и закрепление ролей. Методическое обеспечение: - тексты сказок. Формы занятий: спектакль. Практика: - показ спектакля. Техническое оснащение: - аудиоаппаратура; - аудиозаписи. Методическое обеспечение: - пальчиковые куклы; - декорации; - реквизит. |
1 ч |
01.02 |
8 |
Подготовка пальчикового кукольного театра «Репка».
|
Содержание материала: Знакомство с пальчиковым кукольным театром Выявление общих героев для многих сказок (лиса, волк, заяц, медведь, бабка, дедка и т.д) Отработка навыка работы с пальчиковыми куклами. Прослушивание сказки. Распределение ролей. Изготовление пальчиковых кукол из бумаги.
Первичная работа с куклами-персонажами. Куклы в действии. Обучение соединению действий кукол со словами пьесы. Формы занятий: спектакль. Практика: - показ спектакля. Техническое оснащение: - аудиоаппаратура; - аудиозаписи. Методическое обеспечение: - пальчиковые куклы; - декорации; - реквизит. (по желанию детей возможен повтор) |
1 ч.
|
08.02 |
9 |
Репетиция и постановка сказки «Репка».
|
Содержание материала: отрабатывается каждая роль, затем проучиваются отдельные сцены. Репетиции с декорациями и реквизитом. Работа над образом всего спектакля. Продумать музыкальное оформление спектакля. Генеральная репетиция. Формы занятий: репетиция. Практика: - проработать роли каждого персонажа; - репетиция отдельных сцен; - репетиция с реквизитом и декорациями; - техническая репетиция спектакля; - генеральная репетиция. Техническое оснащение: - аудиоаппаратура; - аудиозаписи. Методическое обеспечение: - пальчиковые куклы; - декорации; - реквизит. Показ сказки «Репка». |
1 ч |
15.02 |
10 |
Подготовка пальчикового кукольного спектакля «Теремок».
Репетиция по эпизодам.
Творческий отчет. |
Содержание материала: Ознакомление детей с шитыми куклами. Отработка навыка работы с ними.Прослушивание сказки «Теремок». Работа над основными терминами и понятиями, названиями животных: Лягушка-квакушка, Мышка-норушка и т.д. Просмотр мультфильма. Изготовление пальчиковых героев из фетра.
Распределение ролей, обсуждение характеров героев сказки «Теремок». Обучение соединению действий кукол со словами пьесы. Работа за декорацией«Теремок». Показ спектакля «Теремок». Формы занятий: спектакль. Практика: - показ спектакля. Техническое оснащение: - аудиоаппаратура; - аудиозаписи. Методическое обеспечение: - пальчиковые куклы; - декорации; - реквизит. (по желанию детей возможен повтор) |
1 ч.
|
22.02 |
11 |
Репетиция и постановка сказки «Теремок».
|
Содержание материала: отрабатывается каждая роль, затем проучиваются отдельные сцены. Репетиции с декорациями и реквизитом. Работа над образом всего спектакля. Продумать музыкальное оформление спектакля. Генеральная репетиция. Формы занятий: репетиция. Практика: - проработать роли каждого персонажа; - репетиция отдельных сцен; - репетиция с реквизитом и декорациями; - техническая репетиция спектакля; - генеральная репетиция. Техническое оснащение: - аудиоаппаратура; - аудиозаписи. Методическое обеспечение: - пальчиковые куклы; - декорации; - реквизит. Показ сказки «Теремок». |
1 ч |
01.03 |
12 |
Подготовка пальчикового театра «Колобок». Театр на столе.
Роль моего героя.
Творческий отчет.
|
Содержание материала: Знакомство с настольным кукольным театром. Выразительное чтение сказки, обсуждение характеров героев сказки, обсуждение постановочного плана. Просмотр мультфильма. Распределение ролей. Изготовление пальчиковых кукол к сказке из бумаги. Первичная отработка навыка работы с ними. Отработка выразительного чтения слов каждого героя сказки, этюды с куклами на материале пьесы.
Формы занятий: спектакль. Практика: - показ спектакля. Техническое оснащение: - аудиоаппаратура; - аудиозаписи. Методическое обеспечение: - пальчиковые куклы; - декорации; - реквизит. (по желанию детей возможен повтор) |
1 ч.
|
08.03 |
13 |
Репетиция и постановка сказки «Колобок».
|
Содержание материала: отрабатывается каждая роль, затем проучиваются отдельные сцены. Репетиции с декорациями и реквизитом. Работа над образом всего спектакля. Продумать музыкальное оформление спектакля. Генеральная репетиция. Формы занятий: репетиция. Практика: - проработать роли каждого персонажа; - репетиция отдельных сцен; - репетиция с реквизитом и декорациями; - техническая репетиция спектакля; - генеральная репетиция. Техническое оснащение: - аудиоаппаратура; - аудиозаписи. Методическое обеспечение: - пальчиковые куклы; - декорации; - реквизит. Показ сказки «Колобокк». |
1 ч |
15.03 |
14 |
Подготовка настольного кукольного театра «Курочка Ряба».
|
Содержание материала: Изготовление персонажей сказки из пластиковых ложек. Выразительное чтение сказки, обсуждение характеров героев сказки, обсуждение постановочного плана. Итоговое занятие. Просмотр слайдов, видео зарисовок о том, как мы работали.
Формы занятий: спектакль. Практика: - показ спектакля. Техническое оснащение: - аудиоаппаратура; - аудиозаписи. Методическое обеспечение: - пальчиковые куклы; - декорации; - реквизит. |
1 ч |
22.03 |
15 |
Репетиция и постановка сказки «Курочка ряба».
|
Содержание материала: отрабатывается каждая роль, затем проучиваются отдельные сцены. Репетиции с декорациями и реквизитом. Работа над образом всего спектакля. Продумать музыкальное оформление спектакля. Генеральная репетиция. Формы занятий: репетиция. Практика: - проработать роли каждого персонажа; - репетиция отдельных сцен; - репетиция с реквизитом и декорациями; - техническая репетиция спектакля; - генеральная репетиция. Техническое оснащение: - аудиоаппаратура; - аудиозаписи. Методическое обеспечение: - пальчиковые куклы; - декорации; - реквизит. Показ сказки «Курочка ряба». |
1 ч |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С ПРОГРАММОЙ:
-
Занятия рекомендуется проводить в первой половине дня.
-
Длительность одного занятия не должна превышать 30 минут.
-
Периодичность проведения занятий: 2 раза в неделю по 30 минут.
-
Место проведения: Занятия проводятся в группе, на сцене, в зависимости от вида пальчикового театра.
-
Материалы и оборудование: мешочек с пальчиковым театром, пальчиковый театр, изготовленный детьми, пальчиковые куклы; декорации; реквизит; аудиоаппаратура; аудиозаписи.
-
На каждом занятии перед обыгрыванием сюжета с детьми проводилась беседа по закреплению правил пользования куклой:
-
Кукла полностью надевается на палец;
-
Один ребенок может надеть одну или несколько кукол на руку;
-
Кукла смотрит на зрителя, или на другую куклу;
-
Положение куклы – вертикальное.
-
Перед обыгрыванием сценки педагоги с детьми должны закрепить основные виды действий с куклой:
-
Надевание на палец;
-
Имитация шагов куклы с передвижением руки;
-
Повороты;
-
Покачивания;
-
Поклоны.
-
Внешний вид куклы должен соответствовать персонажу сказки, должен быть узнаваем детьми;
-
На занятии отбирались только те куклы, которые являлись героями данной сказки.
-
Перед обыгрыванием сказки проводилась пальчиковая гимнастика, соответствующая сюжету сказки (2 – 3 минуты)
-
Перед постановкой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;
-
Выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность;
-
Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес;
-
Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому отрабатываются движения постепенно и пассивно, с помощью взрослых;
-
Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте сказку;
-
Стимулируйте детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вдовина Наталья Геннадьевна
→ Публикатор 24.04.2021 0 1326 174 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы