Семинар-практикум "Использование метода куклотерапии в работе с детьми"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ
САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СНЕГУРОЧКА»
Тема:
Подготовила
и провела:
педагог
– психолог
МДОУ
«Снегурочка»
Старцева
Елена Геннадиевна
2009 г.
В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка — заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков.
Кукла
для человека в детстве не обязательно
«дочка» или «сынок», она — партнер в
общении во всех его проявлениях. Роль
куклы заключается в диалоге, в котором
происходит «замена» реального контакта
с человеком на опосредованный контакт
через куклу. С куклой ребенок быстрее
и легче овладевает навыками общения (с
игрушкой легче разговаривать); сегодня
куклами лечат заикание, нарабатывают
моторику кисти, «рукой учат
голову».
Куклотерапия — это метод
лечения с помощью кукол. Возможности
куклотерапии позволяют решить разные
важные коррекционные задачи, например:
расширение репертуара самовыражения
ребенка, достижение эмоциональной
устойчивости и саморегуляции, коррекция
отношений в системе ребенок — родитель.
Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой, и сверхъестественными возможностями. Они использовали кукол в обрядах изгнания болезней. Например, в Японии есть известный обряд, во время которого на куклу «сбрасывают» недуги ее больного владельца. После этого куклу сажают в бумажный кораблик и пускают в плавание. Со временем кораблик размокает, и кукла вместе со всеми болезнями человека тонет. Аналогичные обряды есть у народов России. Существует легенда о том, что однажды зимой в крестьянской семье, жившей в лесной избе, заболел ребенок. Мальчик угасал и все спрашивал, когда придет лето. Отец, чтобы облегчить страдания сына, вырезал из сосны птиц и развесил их по избе. Сын увидел их, попросил есть и начал выздоравливать.
На Руси тряпичную куклу дарили новорожденному для защиты от нечисти, невесте, покидающей дом матери, от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов. А «сугубо детский» кукольный театр, или «театр Петрушки», до начала XX века вообще показывал исключительно спектакли «для взрослых». Так что неудивительно, что весьма серьезные дяди и тети поставили куклу на службу науке психологии, а их клиентурой являются как дети, так и взрослые.
Зачем психотерапевту кукла?
Кукла в руках пациента – ширма, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться.
Кукла в руках психотерапевта отвлекает пациента от серьезности процесса и дает поговорить по душам. Особенно импонируют беседы с куклами детям. Для ребенка именно игрушки – наперсники, а с равными общаешься без напряжения. Да и взрослые не без удовольствия возвращаются к своей открытой детской сущности.
В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и умения, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности.
Работа
с куклами начинается уже на этапе
диагностики. Перед ребёнком раскладывают
куклы: Медведь, зайчик, волк, мальчик,
мужчина, женщина, девочка, малыш, баба-яга,
клоун, непонятная фигура с глазами.
Ребёнку
предлагается выбрать понравившуюся
куклу, взять её и зайти с ней за ширму.
Уже сам выбор игрушки может о многом
рассказать. Если ребёнок выбирает
зайчика, можно заподозрить у него страхи,
особенно если он про них не говорит.
Если выбирает волка- можно предположить
проявление агрессивности, непонятную
фигуру с глазами часто выбирают
расторможенные психопаты. Поэтому в
большинстве случаев события и свойства
персонажей игры вполне обоснованно
можно рассматривать как результат
проекции внутренних переживаний ребенка.
Куклотерапия широко применяется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, в коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также в работе с детьми, имеющими эмоциональную травму.
В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы - марионетки, пальчиковые, теневые, веревочные, плоскостные, перчаточные и куклы – костюмы.
Куклы – марионетки. Работа с куклой – марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким – то причинам не может или не позволяет себе проявлять.
Теневые – куклы. Такие куклы применяются преимущественно для работы над детскими страхами, в коррекции повышенной тревожности. Ребенок может делать со своей «куклой - страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра.
Веревочные куклы. Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.
Плоскостные куклы. Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям. Обычно они используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, нарушение образа «Я».
Перчаточные куклы. Могут применяться в развитии речи детей встреча с перчаточной куклой приводит ребенка за ширму, которая позволяет ему спрятаться и раскрыться. Так, даже если он боится говорить, заикается и краснеет, то за ширмой он успокаивается, начинает говорить увереннее – это же не он говорит, а его герой.
Замечание, сделанное не ребенку, а его кукле, позволяет психологу или педагогу незаметно исправить недостатки речи. Например, он может обратится к кукле: «Буратино, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Петя, научи его говорить спокойно и понятно» и ребенок невольно замедляет темп. Такое опосредованное обращение побуждает детей говорить правильно.
Наилучший терапевтический эффект достигается, когда дети сами изготавливают куклу, придумывают историю, которой хотел бы поделиться с другими. Кроме того, изготовление кукол развивает творческие способности, мелкую моторику, внимание и т.д.
Персонифицированные истории позволяют опосредованно обучать детей поведенческим моделям, безопасным путем обсуждать трудные и щекотливые темы, устанавливать контакты, преодолевать барьеры в общении.
Этапы сочинения «кукольных историй»
Обдумать проблему, попытаться понять чувства и переживания ребенка, посмотреть на ситуацию с его точки зрения.
Сформулировать основную идею рассказа. Определить, какие мысли и решения нужно сообщить ребенку.
Начать рассказ с представления героя, который живет в доме, похожем на Ваш, имеет проблемы, сходные с проблемами ребенка.
Рассказать о положительных чертах, которыми герой рассказа похож на ребенка.
В начале истории описать конфликт, а затем рассказать, как его удалось успешно разрешить.
Наблюдать за реакцией ребенка. Он может потерять интерес, остаться безучастным или, наоборот, «подправлять» рассказ, задавать вопросы, подсказывать комментировать.
Стремиться к простоте выражений. Содержание рассказа должно быть понятным, а длительность определяется устойчивостью внимания и интересом ребенка.
В конце истории обязательно подчеркнуть, что герой проявил настойчивость и нашел выход из затруднительного положения, а все его знакомые и родственники очень гордились тем, как он преодолевал временные неудачи и терпеливо шел к победе.
Игра с куклой – мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи психолога, логопеда, дает возможность естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику дошкольника с целью ее коррекции или психопрофилактики.
Наилучший терапевтический эффект достигается, когда каждый делает свою куклу, придумывает историю, которой хотел бы поделиться с другими.
Впрочем, намного чаще пациентам предлагают просто смастерить традиционную куколку из лоскутков. Создание куклы целительно, как и любой акт творческого самовыражения.
Делаем тряпичную куклу
Материал: кусочек льняной или хлопчатобумажной ткани, квадрат белой ткани размером с носовой платок, пара-тройка пестрых лоскутков, нитки.
Сворачиваем льняную ткань в трубочку.
Кладем ее на середину квадрата из белой ткани по диагонали. Сверху ткань загибаем, заворачиваем в нее часть льняного валика. На треть от края перетягиваем все ниткой – получилась шея и голова.
Два угла привязанной к валику ткани свободно болтаются по бокам – это руки. Перевязываем их на концах, так, чтобы вышли ладошки. Середину туловища обматываем свободной частью белой ткани и фиксируем нитками место талии.
На лысую голову повязываем платочек – первый пестрый лоскуток, из второго делаем юбочку. Из третьего, самого маленького, – фартук.
Психолог, «куклотерапевт» Гульнара Гаристе: «Любопытно, что практически всегда ваша «новорожденная» кукла окажется похожей на вас. В ее внешности «всплывут» черты вашего характера, ваш творческий потенциал».
Мастерица Татьяна Бунь: «Тут как при беременности – никогда точно не знаешь, кто родится — мальчик или девочка».
Кукла День-Ночь
День и Ночь — куклы-обереги жилища. Бытовали они в Пензенской и Тамбовской губерниях, а также в Поволжье. Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (День), а другая — из синей (Ночь). Днем выставляли вперед светлую, а ночью — темную. Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единую цельную композицию.
Этих кукол очень легко сделать своими руками. Для этого понадобятся только два одинаковых по размерам квадрата ткани синего и белого цветов, ветошь, синие и белые нитки.
Технология изготовления
1.В
центр квадрата ткани выкладывается
ветошь для набивки головы.
2. Квадрат
ткани складывается по диагонали,
формируется голова.
3. Отделяется
голова, шея туго перехватывается нитками
в тон.
4. По бокам формируются руки:
уголки загибаются внутрь, завязывается
пояс — также в тон ткани. На голове куклы
крепится нитка — повязка (тоже в тон).
5. Вторая кукла делается точно так
же, но из ткани и ниток другого цвета.
6. Из синей и белой ниток скручивается
шнурок.
7. Сине-белый шнурок привязывается
сзади к повязкам на голове кукол.
Куклы «День и Ночь» готовы. Теперь можно выбрать в доме место для этого оберега. Обязательное замечание: этим куклам, как и всем традиционным, не рисуют лица.
Список использованной литературы:
Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии (текст) Зинкевич – Евстигнеева Т.Д.// Практикум по креативной терапии.-СПб.-9-191.-СПб,2001
Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая Сказкотерапия для детей.- СПб.: Речь,2006.-224с.
Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям.- СПб.: Речь, 2008г.-218с.
Фаустова И.В. Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста (текст)/Фаустова И.В.//Управление ДОУ.-2008.-№5-С.100-107-с.2008
Якушева Г.И. Народная кукла как современное педагогическое средство (текст) Якушева Г.И.// начальная школа(журнал).-2004.-№12-с.54-56.-с.2004
На странице приведен фрагмент.
Автор: Старцева Елена Геннадиевна
→ wolverine 20.05.2011 2 7478 980 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.