Примерные формы практической работы
ГОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования»
Кафедра психологии.
«Примерные формы практической работы
в детских дошкольных учреждениях»
Выпускная квалифицированная работа
слушателя КПК педагогов-психологов
высшей категории
Косолаповой Елены Павловны.
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад «Колокольчик» № 3»
Турковского района Саратовской области.
Саратов 2011
«Выигрывает не тот, кто хочет кем-то стать, а тот, кто хочет что-то сделать».
афоризм.
Важное место в системе образования на современном этапе занимает психолого-педагогическое сопровождение. Психологи-практики нуждаются в особой теории, которая могла бы служить руководством к действию, средством понимания смысла своих действий, по определению Л.С. Выготского, - в психотехнической теории (теории практики). Задается принципиально иной взгляд на ребенка в рамках психологической деятельности. По сути дела ребенок является не объектом практической деятельности педагога-психолога, а субъектом. Ничто не может быть изменено в его внутреннем мире помимо его собственной воли, собственного желания. Психолог не воздействует на него своими специфическими способами и приемами, а взаимодействует с ним, предлагая различные пути решения тех или иных задач или проблем. Цель действий практического психолога не в том чтобы заглянуть в его внутренний мир, узнать как он устроен, его отношения с миром и самим собой, а в том чтобы организовать сотрудничество с ребенком, направленное на его самопознание, поиск путей самоуправления внутренним миром и системой отношений.
Основная задача педагога-психолога – создавать условия для продуктивного движения ребенка по путям, которые выбрал он сам в соответствии с требованиями педагога и семьи. Сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия. Методом и идеологией работы психолога является сопровождение. При сопровождении выделяются следующие компоненты:
- Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамика его психического развития. При посещении ребенком дошкольного учреждения бережно и конфиденциально собирается и накапливается информация о различных сторонах психической жизни и динамике развития ребенка. Для получения и анализа информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики. При этом психолог имеет представление о том, что именно должен он знать о ребенке, на каких этапах развития диагностическое вмешательство действительно необходимо и какими средствами оно может осуществлено.
- Создание социально-психологических условий для развития ребенка и его успешного обучения в школе. На основе данных психодиагностики разрабатываются программы психического развития ребенка. Подходы и требования к детям не должны быть застывшими, не должны исходить из какого-то абстрактного представления об идеале, а ориентироваться на конкретных детей, с их реальными возможностями и потребностями.
- Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии. Для оказания психолого-педагогической помощи таким детям (конфликтная форма поведения, проблемы общения со взрослыми и сверстниками, низкий уровень психического развития и т.д.) должна быть психологом продумана система действий, разработаны индивидуально-коррекционные программы, которые позволяют скомпенсировать возникшие проблемы.
В соответствии с этими основными компонентами процесса сопровождения деятельность психолога в образовательном учреждении наполняется конкретными формами практической работы в дошкольном учреждении.
Положение о школьной психологической службе составляет лишь общий ориентир, но не вносит конкретности в работу практического психолога.
Как организовать деятельность педагога-психолога, чтобы она приносила пользу как ребенку, так и педагогам и родителям? Какие формы практической деятельности психолога будут наиболее эффективными?
Преодолевая на своем личном профессиональном пути - пути проб и ошибок – трудности в построении содержания своей работы в дошкольном учреждении, считаю лучшим вариантом психологической службы в детском саду - авторский, адекватно отвечающий потребностям детского сада.
Каждое направление (психодиагностика, развивающая психокорреционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов и родителей, психопрофилактика) обретает свою специфику, получает конкретные формы и содержательное направление, включаясь в единый процесс сопровождения.
Какова же форма диагностической деятельности в условиях детского сада?
Психодиагностика имеет своей целью информационное обеспечение процесса сопровождения. Психодиагностические данные необходимы:
- для составления карты индивидуально-психического развития на всех воспитанников детского сада (отмечается уровень развития два раза в год, в начале и в конце учебного года). Основное направление - психопрофилактическое. Диагностика выступает не в плане «вывешивания ярлыка ребенку», а в плане психологической помощи, основанной на индивидуальности ребенка.
- для определения путей и форм оказания помощи детям, составления индивидуально-коррекционных программ для детей с конфликтными формами поведения (агрессия, гиперактивность, страхи), с низким уровнем психологической готовности к школе. Трудновоспитуемость означает отклонения в поведении и психике ребенка, требующие усиленного внимания педагогов, индивидуализации средств воздействия для их преодоления.
- для выбора средств и форм психологического просвещения педагогов и родителей в соответствии с присущими им особенностями.
Проведение психологической диагностики в детском саду разделяется на несколько этапов: сбор предварительной информации о ребенке (анамнез), подбор методик, их проведение и формулировка соответствующих рекомендаций. Под анамнезом понимается история индивидуального психического развития, появление новообразований в познавательной, эмоционально-личностной и мотивационно-потребностной сферах. Анамнестический опросник (анкета) помогает родителям понять, что это процедура - общая для родителей всех воспитанников детского сада. Это позволяет снизить потенциальную тревожность родителей, помогает наладить рабочий контакт. Изучая материалы анкеты, выделяются те факторы, которые могли повлиять на развитие ребенка (органическая травма, изменение состава семьи, стиль воспитания и т.д.). Анамнестический опросник строится на основе возрастного принципа и состоит из следующих разделов: анкетные данные ребенка и сведения о семье, особенности перинатального периода развития ребенка, состояние здоровья ребенка к моменту обследования и перенесенные заболевания, где и кем воспитывался ребенок , начиная с рождения, развитие в младенческом и раннем возрасте, развитие ребенка в дошкольном возрасте.
Педагог-психолог в дошкольном учреждение может наблюдать ребенка в его естественной ситуации, во всем разнообразии его реакций и отношений. Схема наблюдения за ребенком включает: внешний вид ребенка, организованность поведения (подчинение активности ребенка плану, слышит ли ребенок педагога), особенности нервной системы (долго заниматься одним видом деятельности), особенности мотивации (вопрос «А я хорошо сделал?» указывает на некоторые трудности в развитие эмоционально-личностной сферы - низкую самооценку), особенности эмоциональных проявлений ребенка (общий эмоциональный фон), особенности развития речи.
Получение данных о ребенке возможно и при общении с воспитателями возрастных групп. Результаты наблюдения должны дополняться проведением стандартизированных методик. При проведении обследования нужно учитывать эмоциональное состояние ребенка - если он подавлен или возбужден, следует расспросить ребенка о предшествующих занятиях. В процессе диагностики ребенка необходимо заинтересовать. Для этого вначале важно поиграть с ребенком. Максимальная продолжительность занятия с ребенком 6-7 лет - 40 минут. В ходе обследования необходимо помнить, цель диагностики - не проведение максимального количества методик в сжатые сроки, а получение достоверных результатов, на основе которых строится картина психического развития ребенка. При проведении обследовании сначала рекомендуется предлагать простые методики (например, «Нарисуй человека» Ф. Гудинаф, «Дорисование фигур»), а затем переходить к более сложным методикам. Вначале диагностируется познавательная и мотивационно-потребностная сфера, и лишь в конце диагностика эмоционально-личностной сферы. После обработки данных и получения результатов диагностического обследования необходимо информировать об этом родителей ребенка или педагога работающего с ним. Информация дается в виде рекомендаций по педагогической деятельности с ребенком, для повышения уровня его психического развития.
Схема проведения диагностического обследования детей 3-5 лет включает:
- познавательная сфера – мышление, память, внимание, воображение, восприятие. У детей 3-5 лет доминирует наглядно-образное мышление (используется методика «Нарисуй человека»). Восприятие – это процесс построения образа при контакте с объектом (используются методики «Коробка форм», «Пирамидка», «Разрезные картинки»). Память - процесс сохранения и воспроизведения впечатлений, характер памяти – непосредственный (используется методика «Десять слов» (А.Р. Лурия)). Воображение - процесс построения нового образа и отнесения его к другой реальности (используется методика «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко) - гибкость, оригинальность, нестандартность идеи, «Детский апперцептивный тест» (Л. Беллак.)
- мотивационно-потребностная сфера показывает, насколько актуализированы у ребенка мотивы и их характер (используется проективная методика «Три желания» (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых).
- эмоционально-личностная сфера - самооценка ребенка определяется как эмоциональная оценка образа Я. Применяется методика «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Методика диагностики эмоционального благополучия» (Т.С. Воробьева), «Рисунок человека», «Методика диагностики эмоционального благополучия» (Т.С. Воробьева), «Выбери нужное лицо» (М. Дорки,)
Профилактикой школьной дезадаптации считается диагностика психологической готовности ребенка к школе, которая проводится в условиях детского сада. Для успешной адаптации детей к условиям школы педагог-психолог проводит психопрофилактические занятия со всеми детьми, идущими в первый класс .Основной целью является помощь детям в адаптации к школе, развитие саморегуляции, предупреждение и снижение тревожности, развитие познавательных и коммуникативных способностей. Занятия проходят в интересной и доступной форме. Используются техники и приемы саморегуляции, рисуночные методы, игры.
На основе диагностики психологической готовности и наблюдения за детьми формируется группа детей для корреционно-развивающих занятий. В такие группы входят дети с низким уровнем готовности, с низкой учебной мотивацией, с ослабленным здоровьем, тревожные, те, кто составляет группу риска по адаптации. На занятиях реализуется не обучающая, а развивающая психику ребенка программа. Занятия проводит педагог-психолог в апреле-мае. Основными методологическими принципами ведения группы является (по Н.И. Гуткина, 2000 год): развитие отдельных психических процессов через перестройку и развитие мотивационной сферы ребенка, индивидуальный подход, учитывающий «зону ближайшего развития» ребенка, занятия должны проходить в игровой форме и вызывать у участников группы живой интерес, доброжелательность и дружелюбие, недопустимы менторская позиция и порицание за неуспех, ребенок должен иметь право на ошибку, формирование у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.
Основной содержательный материал, используемый в группе развития - развивающие игры (расширяющие кругозор и словарный запас ребенка, логические игры, игры с правилами, игры, развивающие фонематический слух, внимание, память, мелкую и крупную моторику ребенка).
Игра, как освоенная форма моделирования человеческих отношений (Д.Б. Эльконин), помогает малышу овладеть аспектами школьного общения со взрослыми. Прием использования инсценировки основывается на том , что получив роль, ребенок воспринимает текст уже с другой мотивационной установкой, способствующей выделению и запоминанию основного смысла сюжета. На занятиях обязательно надо уделять внимание составлению рассказов по сюжетным картинкам. Многие дошкольники не умеют играть в сюжетно-ролевые игры, необходимо организовать и обучать их ролевой игре, в ходе которой развивается символическая функция, внутренний план действия, фантазия. Такая группа развития может стать звеном плавного перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.
По данной теме параллельно ведется работа с родителями по психологическому просвещению, поддержке ребенка в детском саду и в семье в период адаптации (раздача памяток). В выступлении на родительском собрании даются общие рекомендации родителям по улучшению процесса адаптации. Для снижения уровня тревожности родителей перед поступлением ребенка в школу проводятся мини-тренинги.
Индивидуальная работа с родителями чаще всего начинается по инициативе педагога или самого родителя. Контакт с родителями важен, т.к. они могут рассказать об особенностях поведения ребенка за пределами детского сада. Многие сложности, возникающие у ребенка в детском саду, тесно связаны с типом семейных отношений. Родители проявляют разную степень активности и готовности работать с психологом в том числе для того, чтобы узнать результаты обследования ребенка. Родителей важно познакомить (на родительских собраниях) с возрастными трудностями, которые встречаются в ходе психического развития ребенка. Так, в младшем дошкольном возрасте особое внимание нужно уделять физическому развитию и развитию восприятия ребенка. Кризис трех лет, закладывающий основы произвольности, часто воспринимается родителями как период, «который нужно пережить». Признают ребенка неуправляемым и идут у него на поводу, либо постоянно одергивают его. Важно в этот возрастной период не вступать в жесткую конфронтацию с ребенком. Родители могут проявить эмпатию, согласиться с ребенком, и предложить другую совместную альтернативу. В старшем дошкольном возрасте на первый план выходит развитие воображения. Одним из побочных проявлений этого процесса становится детская ложь. Иногда родители и педагоги начинают жаловаться на то, что дети ябедничают, видя в этом угрозу их нравственному развитию. На самом деле дошкольник активно осваивает нормы поведения. Для того чтобы показать родителям значимость игры как основы формирования не только конкретных умений и навыков, но и развитие их способностей, можно обратиться к такой форме, как проведение игровых занятий. Нужно не просто рассказать родителям о важности игровой деятельности в дошкольном возрасте, но и в игровой форме предложить им задания с развивающими играми. Простые игровые задания выполняемые родителями дают неожиданный результат.
Многие родители открывают для себя, что их дети могут выполнить сложные задачи. Например, на одном занятии, тревожная мама, не без труда сложив по схеме изображение сказала: «Неужели и мой Леша может так?». Она стала иначе смотреть на своего ребенка, начала замечать его успехи. Однако не только дети вырастают в глазах родителей, но и серьезное отношение к делам ребенка приводит к повышению авторитета взрослого. Для коррекции детско-родительских отношений в семье помогает мини-трениниг с элементами игротерапии.
Таким образом, дошкольный возраст - важный этап в развитии личности ребенка. Попытки обесценить дошкольный этап в развитии ребенка, «перескочить» через него посредством раннего обучения обернутся ущербностью психическому и личностному развитию. Каждый возрастной период имеет свою ценность, свой потенциал развития, свое значение в обеспечении перехода на следующий возрастной этап. Маленький ребенок очень пластичен и легкообучаем (Запорожец А.В., 1986),поэтому психолого-педагогическое сопровождение в дошкольном возрасте наиболее эффективно. Основное содержание сопровождения должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка. У психолога есть представление о том, в какой именно сфере психического мира ребенка локализуется проблема, а также известны представления о возрастных потребностях. Однако работать надо со всей личностью в целом, во всем разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных проявлений.
Необходимо соблюдать последовательность и преемственность в формах и методах практической работы с детьми. Участие ребенка в различных формах коррекционно-развивающей работы в течение всех лет пребывания в дошкольном учреждении будет значительно более продуктивным, если ребенок, родитель и воспитатель будут чувствовать в работе педагога-психолога определенную логику, последовательность, методическую преемственность.
Литература:
Битянова М.Р. «Организация психологической работы в школе», М.: «Совершенство», 1997г.
Божовач Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте», М., 1968г.
Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. «Практический психолог в детском саду», М.: «Мозаика-Синтез», 2011г.
Волков Б.С., Волкова Н.В. «Детская психология», М.: «Владос», 2007г.
Запорожец А.В. «Избранные психологические труды», 2 тома, М., 1986г.
Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога», М.: «Просвещение», 1996г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Косолапова Елена Павловна
→ lenalilien 10.06.2012 2 2957 854 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.