Презентация по теме: "Нейропсихологический подход как система комплексного обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ"
В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. Причем характерно, что эта тенденция наблюдается среди учащихся массовых школ.
Заметно увеличивается количество коррекционных классов, всевозможных реабилитационных центров и консультаций. При этом специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали давать результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции. (1)
Мы, работая в школе, столкнулись с проблемой отсутствия эффективных методов коррекции. В связи с этим возникла потребность в поиске специальных методик, позволяющих не только выявить проблемы ребенка, но и откоррегировать нарушения.
На курсах нас познакомили с нейропсихологией – наукой, изучающей мозговую организацию психических функций. Ее автором является выдающийся отечественный психолог Лурия А.Р.
Нейропсихологический подход предполагает не только углубленное комплексное обследование детей, но и предлагает методы коррекции выявленных нарушений. Работая в системе, т.е. совместно с учителями, друг с другом мы добиваемся успехов в обучении, воспитании и развитии детей.
Мы взяли к своей работе такое высказывание Я.А. Коменского о том, что «Ремесленник, приступая к своей работе должен знать качество материала, дабы получить качественный результат», так и любой специалист, учитель должен знать закономерности созревания мозга, структуру и основные психические функции.
Теперь хотелось бы рассказать о теории Лурии А.Р.. Он писал о том, что мозг как одно из самых сложных устройств, состоит из трех основных блоков, каждые из которых формируются на разных возрастных этапах развития человека.
1. Энергетический – формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет, включает в себя ретикулярную формацию и отвечает за регуляцию тонуса и бодрствования.
2. Блок получения, переработки и хранения информации – формируется от 3 до 7-8 лет, включает в себя височные, затылочные, теменные зоны, отвечает за обеспечение операционально-технической стороны психической деятельности.
3. Блок программирования, регуляции и контроля – формируется от 7-8 до 12-15 лет, включает в себя лобные доли головного мозга, отвечает за целесообразность поведения в целом. Полное созревание лобных долей происходит до 20-21 лет.
Любое отклонение в развитии и жизнедеятельности психики всегда имеет свою причину, причем одна и та же причина может приводить к совершенно различным отклонениям в здоровье или развитии
Большинство нарушений развития невозможно свести к какой-то одной причине, чаще всего это многофакторность возникновения нарушений.
Существует 2 основные причины нарушения развития:
1. Биологические – врожденные (генетические, пренатальные до 28 недели) заболевания – инфекции, токсоплазмоз, хромосомные нарушения, алкоголь, наркотики и приобретенные (перинатальные с 28 недели и постнатальные) – гипоксия, кровотечения, истощение, депривация, травма
2. Психосоциальные- психическая депривация (психическое голодание), расстройства привязанности (к матери), ситуация сепарации (долговременная разлука с матерью, явления госпитализма)
Выготский Л.С. писал о том, что «отсталость далеко не всегда обусловлена наследственными изменениями, чаще она результат несчастного детства»
Случаи олигофрении можно разделить на 2 группы:
1. Тяжелые и выраженные формы 15-20%
2. Легкие и пограничные формы 80% (сниженный интеллект родителей, социокультурный уровень) = семейное накопление
На ранних этапах развития ребенка имеют большое значение биологические факторы нарушения развития, на более поздних – психосоциальные факторы, т.е. любые нарушения развития могут быть компенсированы в условиях благополучной семьи. (2)
Итак, коротко мы рассказали о теории нейропсихологического подхода, теперь имеет место показать практику использования комплексного подхода в нашей работе. Наша совместная деятельность состоит из нескольких этапов:
1. Сбор и анализ анамнестических данных
2. Методика адаптированного нейропсихологического обследования детей Симерницкой Э.Г., Скворцова И.А.
3. Интерпретация результатов обследования.
4. Анализ нарушенных функций с выделением основного дефекта
5. Разработка индивидуальной коррекционной программы сопровождения
6. Итоговое нейропсихологическое обследование детей. Оценка эффективности работы
Сейчас мы хотели бы вам предложить разобрать конкретный случай из нашей практики. Итак, работу с ним мы начали с 1 этапа Сбор и анализ анамнестических данных.
А) Пренатальный период - 6 неделя ОРВИ, время формирования слуха
Б) Перинатальный период – энцефалопатия (синдром гипервозбудимости) – органическое поражение головного мозга невоспалительного характера. Иногда приводит к снижению памяти и интеллекта, к эпилептическим припадкам
В) Постнатальный период – Резидуальная энцефалопатия – раннее органическое повреждение ЦНС, с признаками задержки психомоторного развития (двигательное развитие) (3)
-- ОНР 111 уровня, сенсомоторная алалия – отсутствие или ограничение пользоваться речью при сохранном слухе и интеллекте.(3)
-- Эпилептические припадки
На втором этапе происходит обследование ребенка по методике адаптированного нейропсихологического обследования Симерницкой Э.Г., Скворцова И.А.
К основным задачам нейропсихологической диагностики относятся:
1. Дифферинциально-диагностическое исследование, позволяющее выявить сохранные и нарушенные звенья психических процессов
2. Интерпретация результатов обследования, позволяющая выявить степень выраженности имеющихся нарушений или изменений.
3. Определение «ЗБР» - потенциальных возможностей испытуемого
4.Разработка адекватной индивидуальной коррекционной программы сопровождения
5.Итоговое нейропсихологическое обследование детей. Оценка эффективности работы
6. Составление ближайших и долгосрочных прогнозов
Диагностика не выявляет актуальный уровень знаний и умений, а демонстрирует базальные психические функции (состояние ВПФ)
В диагностике рассматривается состояние таких функций:
1. Кинестетический праксис – способность осуществлять
2. Пространственный праксис
3. Динамический праксис
4. Слухо-моторные координации
5. Стереогноз
6. Зрительный гнозис
7. Речь
8. Слухо-речевая память
9. Рисунок
10. Зрительная память
11. Чтение
12. Письмо
13. Счет
14. Задачи
Таким образом, при обследовании ребенка обнаружились следующие нарушенные функции: 1, 4, 5, 7, 8,
Сохранные остались: 9, 10,
При анализе сильных и слабых звеньев развития ребенка и с учетом анамнестических данных мы приступаем к третьему этапу – выявление основного дефекта.
На основании полученных данных мы, опираясь на знания нейропсихологии о структуре отклоняющегося развития, можем заключить, что первичным дефектом является нарушение слухового восприятия, вторичными нарушениями выявленные функции (заболевание матери на 6 неделе беременности), а третичным будет словесно-логическое мышление.
Второе нарушение (кинестетический праксис, стереогноз, речевая моторика) - имеет сложную структуру, так как и дети с нарушениями слуха, могут иметь симптомы, сходными с симптомами детьми, имеющими в своем анамнезе резидуальную энцефалопатию.
Следующим этапом работы становится – разработка адекватных индивидуальных программ коррекции развития, воспитания и обучения.
В нейропсихологии основным методом коррекции является компенсация – замещение, перестройка нарушенных или недоразвитых функций.
Ни одна психическая функция при заболеваниях нервной системы никогда не нарушается полностью, всегда остаются сохранные составляющие. Вместе с тем никогда не нарушаются все психические процессы одновременно. На этом основании разработан метод компенсации, в котором звенья поломанной функции подлежат переконструированию за счет опоры на полноценно работающие звенья.
Таким образом, главным направлением коррекционной работы будет комплексное развитие слухо-речевой памяти с опорой на зрительные образы, слухо-моторных координаций с использованием театральных шумов, кинестетического праксиса с использованием пальчикового театра, пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения, стереогноза с использованием «Волшебного мешочка», речи через обогащение словарного запаса, речевой моторики – артикуляционной гимнастики.
Очень много нарушенных функций, которые нужно скомпенсировать до 9 лет, так как механизмы компенсации возможны только до этого возраста, когда заканчивается экстенсивное развитие головного мозга. Поэтому нужна программа в которой бы
Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления.
Первое — когнитивные методы, направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВПФ.
Второе — методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные методы.
Немногочисленные попытки «связать» воедино эти два направления, сводятся к обычной суммации (например, в коррекционную программу вводятся и когнитивные и двигательные методы). Опыт показывает, что желаемые результаты не достигаются, так как у детей преобладают системные нарушения психических функций с обилием мозаичных, внешне разнонаправленных дефектов.
Таким образом, оптимальным является системный подход к коррекции и абилитации психического развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния.
Заметно увеличивается количество коррекционных классов, всевозможных реабилитационных центров и консультаций. При этом специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали давать результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции. (1)
Мы, работая в школе, столкнулись с проблемой отсутствия эффективных методов коррекции. В связи с этим возникла потребность в поиске специальных методик, позволяющих не только выявить проблемы ребенка, но и откоррегировать нарушения.
На курсах нас познакомили с нейропсихологией – наукой, изучающей мозговую организацию психических функций. Ее автором является выдающийся отечественный психолог Лурия А.Р.
Нейропсихологический подход предполагает не только углубленное комплексное обследование детей, но и предлагает методы коррекции выявленных нарушений. Работая в системе, т.е. совместно с учителями, друг с другом мы добиваемся успехов в обучении, воспитании и развитии детей.
Мы взяли к своей работе такое высказывание Я.А. Коменского о том, что «Ремесленник, приступая к своей работе должен знать качество материала, дабы получить качественный результат», так и любой специалист, учитель должен знать закономерности созревания мозга, структуру и основные психические функции.
Теперь хотелось бы рассказать о теории Лурии А.Р.. Он писал о том, что мозг как одно из самых сложных устройств, состоит из трех основных блоков, каждые из которых формируются на разных возрастных этапах развития человека.
1. Энергетический – формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет, включает в себя ретикулярную формацию и отвечает за регуляцию тонуса и бодрствования.
2. Блок получения, переработки и хранения информации – формируется от 3 до 7-8 лет, включает в себя височные, затылочные, теменные зоны, отвечает за обеспечение операционально-технической стороны психической деятельности.
3. Блок программирования, регуляции и контроля – формируется от 7-8 до 12-15 лет, включает в себя лобные доли головного мозга, отвечает за целесообразность поведения в целом. Полное созревание лобных долей происходит до 20-21 лет.
Любое отклонение в развитии и жизнедеятельности психики всегда имеет свою причину, причем одна и та же причина может приводить к совершенно различным отклонениям в здоровье или развитии
Большинство нарушений развития невозможно свести к какой-то одной причине, чаще всего это многофакторность возникновения нарушений.
Существует 2 основные причины нарушения развития:
1. Биологические – врожденные (генетические, пренатальные до 28 недели) заболевания – инфекции, токсоплазмоз, хромосомные нарушения, алкоголь, наркотики и приобретенные (перинатальные с 28 недели и постнатальные) – гипоксия, кровотечения, истощение, депривация, травма
2. Психосоциальные- психическая депривация (психическое голодание), расстройства привязанности (к матери), ситуация сепарации (долговременная разлука с матерью, явления госпитализма)
Выготский Л.С. писал о том, что «отсталость далеко не всегда обусловлена наследственными изменениями, чаще она результат несчастного детства»
Случаи олигофрении можно разделить на 2 группы:
1. Тяжелые и выраженные формы 15-20%
2. Легкие и пограничные формы 80% (сниженный интеллект родителей, социокультурный уровень) = семейное накопление
На ранних этапах развития ребенка имеют большое значение биологические факторы нарушения развития, на более поздних – психосоциальные факторы, т.е. любые нарушения развития могут быть компенсированы в условиях благополучной семьи. (2)
Итак, коротко мы рассказали о теории нейропсихологического подхода, теперь имеет место показать практику использования комплексного подхода в нашей работе. Наша совместная деятельность состоит из нескольких этапов:
1. Сбор и анализ анамнестических данных
2. Методика адаптированного нейропсихологического обследования детей Симерницкой Э.Г., Скворцова И.А.
3. Интерпретация результатов обследования.
4. Анализ нарушенных функций с выделением основного дефекта
5. Разработка индивидуальной коррекционной программы сопровождения
6. Итоговое нейропсихологическое обследование детей. Оценка эффективности работы
Сейчас мы хотели бы вам предложить разобрать конкретный случай из нашей практики. Итак, работу с ним мы начали с 1 этапа Сбор и анализ анамнестических данных.
А) Пренатальный период - 6 неделя ОРВИ, время формирования слуха
Б) Перинатальный период – энцефалопатия (синдром гипервозбудимости) – органическое поражение головного мозга невоспалительного характера. Иногда приводит к снижению памяти и интеллекта, к эпилептическим припадкам
В) Постнатальный период – Резидуальная энцефалопатия – раннее органическое повреждение ЦНС, с признаками задержки психомоторного развития (двигательное развитие) (3)
-- ОНР 111 уровня, сенсомоторная алалия – отсутствие или ограничение пользоваться речью при сохранном слухе и интеллекте.(3)
-- Эпилептические припадки
На втором этапе происходит обследование ребенка по методике адаптированного нейропсихологического обследования Симерницкой Э.Г., Скворцова И.А.
К основным задачам нейропсихологической диагностики относятся:
1. Дифферинциально-диагностическое исследование, позволяющее выявить сохранные и нарушенные звенья психических процессов
2. Интерпретация результатов обследования, позволяющая выявить степень выраженности имеющихся нарушений или изменений.
3. Определение «ЗБР» - потенциальных возможностей испытуемого
4.Разработка адекватной индивидуальной коррекционной программы сопровождения
5.Итоговое нейропсихологическое обследование детей. Оценка эффективности работы
6. Составление ближайших и долгосрочных прогнозов
Диагностика не выявляет актуальный уровень знаний и умений, а демонстрирует базальные психические функции (состояние ВПФ)
В диагностике рассматривается состояние таких функций:
1. Кинестетический праксис – способность осуществлять
2. Пространственный праксис
3. Динамический праксис
4. Слухо-моторные координации
5. Стереогноз
6. Зрительный гнозис
7. Речь
8. Слухо-речевая память
9. Рисунок
10. Зрительная память
11. Чтение
12. Письмо
13. Счет
14. Задачи
Таким образом, при обследовании ребенка обнаружились следующие нарушенные функции: 1, 4, 5, 7, 8,
Сохранные остались: 9, 10,
При анализе сильных и слабых звеньев развития ребенка и с учетом анамнестических данных мы приступаем к третьему этапу – выявление основного дефекта.
На основании полученных данных мы, опираясь на знания нейропсихологии о структуре отклоняющегося развития, можем заключить, что первичным дефектом является нарушение слухового восприятия, вторичными нарушениями выявленные функции (заболевание матери на 6 неделе беременности), а третичным будет словесно-логическое мышление.
Второе нарушение (кинестетический праксис, стереогноз, речевая моторика) - имеет сложную структуру, так как и дети с нарушениями слуха, могут иметь симптомы, сходными с симптомами детьми, имеющими в своем анамнезе резидуальную энцефалопатию.
Следующим этапом работы становится – разработка адекватных индивидуальных программ коррекции развития, воспитания и обучения.
В нейропсихологии основным методом коррекции является компенсация – замещение, перестройка нарушенных или недоразвитых функций.
Ни одна психическая функция при заболеваниях нервной системы никогда не нарушается полностью, всегда остаются сохранные составляющие. Вместе с тем никогда не нарушаются все психические процессы одновременно. На этом основании разработан метод компенсации, в котором звенья поломанной функции подлежат переконструированию за счет опоры на полноценно работающие звенья.
Таким образом, главным направлением коррекционной работы будет комплексное развитие слухо-речевой памяти с опорой на зрительные образы, слухо-моторных координаций с использованием театральных шумов, кинестетического праксиса с использованием пальчикового театра, пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения, стереогноза с использованием «Волшебного мешочка», речи через обогащение словарного запаса, речевой моторики – артикуляционной гимнастики.
Очень много нарушенных функций, которые нужно скомпенсировать до 9 лет, так как механизмы компенсации возможны только до этого возраста, когда заканчивается экстенсивное развитие головного мозга. Поэтому нужна программа в которой бы
Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления.
Первое — когнитивные методы, направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВПФ.
Второе — методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные методы.
Немногочисленные попытки «связать» воедино эти два направления, сводятся к обычной суммации (например, в коррекционную программу вводятся и когнитивные и двигательные методы). Опыт показывает, что желаемые результаты не достигаются, так как у детей преобладают системные нарушения психических функций с обилием мозаичных, внешне разнонаправленных дефектов.
Таким образом, оптимальным является системный подход к коррекции и абилитации психического развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дурегина Елена Николаевна
→ Helen220784 14.05.2013 1 15345 1681 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК