Статья "Агрессия. Виды агрессии. Способы эффективного взаимодействия с агрессивными детьми в учреждениях интернатного типа"
«Агрессия. Виды агрессии. Способы эффективного взаимодействия с агрессивными детьми в учреждениях интернатного типа».
В переводе с латинского слово “агрессия” означает “нападение”.
В целом, под агрессией понимают поведение, противоречащее нормам и правилам общества, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Огромную роль играет воспитание в семье, причём с первых дней жизни ребёнка (постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребенок и "заражается" их агрессивностью; проявление нелюбви к ребенку, формирование у него ощущения беззащитности, опасности и враждебности окружающего мира; унижения, оскорбления ребенка со стороны родителей). Поэтому, именно в детских домах часто сталкиваемся с проблемой агрессии, поскольку опыт жизни в кровной семье у воспитанников негативный. Подавляющее большинство детей испытали агрессию по отношению к себе со стороны близких людей.
Таким образом, дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей, до поступления в детский дом. Как известно, агрессия порождает агрессию.
Почти в каждом коллективе детей, подростков (группе или семье) встречается хотя бы один с признаками агрессивного поведения. Этого ребёнка трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять.
Однако, агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в помощи взрослых, потому, что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Виды агрессии:
Вербальная, т.е. словесная (часто спорят, вступают в конфликт с детьми и взрослыми);
физическая (дети являются инициаторами драки, физически жестоки по отношению к людям и животным).
косвенная (сплетни, злобные шутки – т.е.черный юмор; ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что- либо «назло», например, подчеркнуто медленно выполнять просьбы и т. д., воровство по отношению к человеку, который не нравится, намеренная порча имущества, частые прогулы уроков, самовольный уход).
защитная (иногда агрессия является обратной стороной беззащитности. Стараясь справиться со своими страхами, ребёнок прибегает к защитно-агрессивному поведению. «Агрессия – это ширма страха». В некоторых случаях проявления защитной агрессии адекватны).
аутоагрессия (направленная на себя)
демонстративная. Демонстративная агрессивность-это уже не защита от окружающего мира, и не причинение вреда кому-то, а привлечение внимания к себе. Поведенческие проявления демонстративной агрессии: стараются привлечь к себе внимание сознательно неодобряемыми способами.
Не всегда понятно, чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание.
В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать своё “место под солнцем”.
Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводят к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие, в целом. Как правило, для педагогов не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности.
Критерии агрессивности
Часто винят других в своем неправильном поведении и ошибках.
Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
Сверх чувствительны к негативному отношению к себе.
Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.
Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.
Обвиняют окружающих в собственном деструктивном поведении.
В случае намеренной агрессии, отсутствует чувство вины.
Имеют ограниченный выбор реакций на проблемную ситуацию.
Слабо развит контроль над своими эмоциями.
Не умеют прогнозировать последствия своих действий.
Положительно относятся к агрессии, т.к. через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.
Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другие дети выступают для них как конкуренты, как препятствие, которое нужно устранить. У агрессивного ребенка существует предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, он приписывает другим враждебные намерения и пренебрежение к себе.
Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Переход от возраста к возрасту сопровождается естественными пиками агрессивности (возрастные кризисы). Возрастные кризисы связаны с появлением новых потребностей, которые не удовлетворяются по различным причинам.
Агрессивное поведение подростков часто означает "быть взрослым и сильным". Зависимость подростков от мнения сверстников - их особенность. В этом возрасте наблюдается самый большой процент детей с отклоняющимся поведением. Наиболее высок уровень агрессивности у подростков, которые в классе являются лидерами или, наоборот, отверженными.
Если взрослые переживают возрастные кризисы каждые 7-10 лет, то у ребёнка это наблюдается значительно чаще.
Но часто дети поступают агрессивно потому, что не знают, как поступить иначе.
Работа с данной категорией детей должна проводиться в 3-х направлениях:
1. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева. Для снятия физической агрессии можно организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей.
2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в снтуациях, провоцирующих вспышки гнева.
Для того чтобы дети могли верно, оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребенка понимать себя, свои эмоции.
3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.
Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии.
Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию.
Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо.
Считается, что если агрессор сможет посочувствовать “жертве”, агрессия в следующий раз будет слабее.
Научившись сопереживать окружающим людям, агрессивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и мнительности которые доставляют так много неприятностей и самому “агрессору и тем, кто находится с ним рядом.
Как следствие – научится брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других.
Если педагоги не обращают внимание на агрессивные реакции ребенка, то он скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.
Если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии взрослых, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации.
Итак, на начальной стадии агрессивного поведения (при первых незначительных признаках) лучше всего использовать следующие методы борьбы с агрессией:
переключение внимания;
уход
Изящный уход - это дипломатический манёвр, позволяющий всем участникам спокойно выйти из конфликтной ситуации. Любая оригинальная или нестандартная реакция взрослого на агрессивное поведение ребёнка помогает уладить проблемную ситуацию лучше, чем угрозы и физические меры.
Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним. Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей.
Если ребенок, обычно агрессивный по отношению к другим, в определенной ситуации повел себя адекватно, не оставляйте это без внимания. Сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите: "Мне нравится, как ты поступил". Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что взрослые действительно довольны ими.
Правила взаимодействия с агрессивными детьми
1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения. Показывать личный пример, эффективного поведения. Не допускать вспышек гнева или нелестные высказывания об окружающих при детях.
3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
4. Наказания не должны унижать ребенка.
5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
6. Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.
7. Не следует критиковать человека, а нужно оценивать поступок или действие. Сохраняйте положительную репутацию ребёнка.
8. Обсуждать поведение только после успокоения.
9. Учить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах.
10. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.
11. Не стремиться угодить агрессору и не позволять манипулировать собой.
12. Дать возможность выплеснуть свою агрессию адекватными способами. Лучше всего с помощью спортивных достижений.
Большое значение для появления агрессивности имеет популярность ребенка в группе сверстников. Не имея адекватных средств общения, ребенок кулаками стремится занять лидерское место в группе. В различные возрастные периоды решающее значение для получения популярности имеют различные требования со стороны группы. Агрессивность, таким образом, может быть следствием переживаний, связанных с обидой, ущемленным самолюбием. Впервые она возникает в той ситуации, которая является психотравмирующей и направлена против тех, кого ребенок считает причиной неприятных переживаний и конфликтов. В этом случае, важно найти деятельность, в которой ребенок будет успешен.
Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Иногда, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него, т.к. дети сами смогут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает “жертвой”, такое общение следует прервать.
В заключение хочу отметить, что взрослым важно помнить следующее: агрессия - это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И задача педагогов - научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Аширова Людмила Владимировна
→ Ashirova5 02.04.2019 0 5831 70 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.