Выступление "Использование компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи"
Сладковская Наталья Александровна
Учитель-логопед ГОУ Детский сад компенсирующего вида № 1913
г. Москва
Использование компьютерных технологий в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Новые информационные технологии становятся средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи. Повсеместное внедрение компьютерных технологий открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной науки и техники.
Компьютер помогает учителю-логопеду развивать интеллект ребенка, совершенствует и одновременно облегчает весь педагогический процесс, вовлекает, плавно, ненавязчиво, незаметно, самого ребёнка в этот процесс, создаёт элементы развивающей среды, индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку и положительного эмоционального фона. Применение компьютера становится всё более необходимым. Оно мотивирует обучение, возрастает его эффективность, способствует всестороннему развитию ребенка.
Дети с удовольствием занимаются на компьютере, их не надо «заставлять» это делать, они сами бегут, с удовольствием работают, да , именно работают на компьютере! Существует множество специальных программ, развивающих игр, помогающих при обучении чтению и письму, таких, как «Баба Яга учится читать», «Уроки тётушки Совы. Азбука- малышка», но, как ни странно, самой любимой и используемой в работе стал обычный текстовый редактор, то есть печатание на компьютере.
Дети с нарушениями речи боятся даже начать писать, они волнуются, заранее прогнозируя неуспех. Работа на компьютере частично снимает эти проблемы, ведь не нужно бесконечно писать и переписывать. Сами по себе задания разнообразны и привлекательны, что очень важнодля детей с нарушениями речи, поэтому они вызывают положительные эмоции и неподдельный интерес. Ещё нашим воспитанникам очень нравится то, что в текстовом редакторе легко можно исправить ошибку («чтобы никто не узнал»), заменить слово, вставить пропущенную букву. Не нужно утомительно и долго писать и переписывать. Да и в тетрадях появляются только правильные ответы, без исправлений (распечатываются только верно выполненные задания).
Но мы не можем забывать и о вреде компьютерного излучения, о его влиянии на глаза. Поэтому нужно разумно подходить и к этому вопросу: работа должна быть действительно разнообразной. Через несколько минут нужно обязательно выполнить гимнастику для рук и глаз.
Вот примерные карточки:
Работа на синтаксическом уровне.
Основная задача: развитие языкового анализа и синтеза.
Примерные виды заданий:
- разделить записанные без пробелов между словами предложения:
Вотдубудубакот. УТаниутка.
Определить количество слов и пробелов между ними;
-расставить границы предложения:
Наступила осень на деревьях пожелтели листья птицы улетели на юг.
Определить, сколько предложений.
«Собери предложение»:
Утка Кати у
Коля горки с скатился
«Исправь ошибки»:
Ваня катается с гора. (Ваня катается с горы.)
«Сколько слов в предложении?»:
Миша и Оля пошли в лес. Дети собирают грибы в лесу. У Оли в руках корзинка. Ребята пробирались по узкой тропинке. Впереди показалась деревня.
Сколько предложений в тексте?
2. Работа на лексическом уровне.
Основная задача: развитие словаря, развитие лексико-грамматического строя речи.
Примерные виды заданий:
-соединить имена прилагательные с нужными именами существительными:
а)
Чай шерстяная
Кофта горячий
Сапоги чёрные
Ведро железное
б)
чай горячие
солнце горячая
батарея горячее
грелки горячий
-подобрать глаголы к существительным:
«Кто что делает?»:
Собака пищит
Кошка мычит
Корова мяукает
Мышка лает
-работа над синонимическим рядом
«Как сказать по-другому?»
-«Скажи наоборот» (соединить антонимы) :
Широкий маленький
Высокий низкий
Большой узкий
Длинный короткий
3. Работа на уровне смешиваемых букв.
Основная задача: развитие фонематического анализа и синтеза.
Примерные виды заданий:
вставить пропущенные буквы:
к_т н_тк_ со_ сы_ сы_ _ом _ом
исправить ошибки:
соп – суп атка -утка
вставить слоги:
Ма__на (Марина), Во___дя (Володя)
заменить букву:
Изменяя 1 букву, сделать из слова «суп» слово «сын» (суп-сук-сок-сон-сын).
Таким образом, работа в текстовом редакторе над заданиями, предназначенными для коррекционного обучения детей, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии.
В то же время, эта же, казалось бы, элементарная программа помогает учителю - логопеду в работе: при первичном обследовании все данные заносятся и сохраняются в памяти компьютера, затем, при дальнейшей работе, можно сравнивать результаты, выявлять динамику.
Очень удобна она и при ведении документации, оформлении конспектов, подготовке к занятиям: ведь теперь не нужны «горы» бумаги, достаточно диска с электронной картотекой, напечатанными текстами, картинками.
Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование различных компьютерных программ (в том числе, и текстовый редактор). Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых приемов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.
Список литературы:
Васильева Г.Н. Оптимизация процесса обучения чтению младших школьников с нарушениями речи: Дис. ... канд. пед. наук / Г.Н. Васильева. - М., 2004
Дробышева Н.Н. «Дошкольник и компьютер». – Материалы Кузбасской региональной научно-практической конференции «Информация образования в регионе. Школа ХХI века», 2008.
«Компьютер в специальном образовании» - материалы Интернет-сайта ЛогоПункт. ру.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. М, 2007.
Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи/ Автор-составитель Чиркина Г.В., М., 2010
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сладковская Наталья Александровна
→ СладНатали 06.08.2011 4 4950 796 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.