Выступление "Использование компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи"


5


Сладковская Наталья Александровна

Учитель-логопед ГОУ Детский сад компенсирующего вида № 1913

г. Москва

Использование компьютерных технологий в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Новые информационные технологии становятся средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи. Повсеместное внедрение компьютерных технологий открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной науки и техники.

Компьютер помогает учителю-логопеду развивать интеллект ребенка, совершенствует и одновременно облегчает весь педагогический процесс, вовлекает, плавно, ненавязчиво, незаметно, самого ребёнка в этот процесс, создаёт элементы развивающей среды, индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку и положительного эмоционального фона. Применение компьютера становится всё более необходимым. Оно мотивирует обучение, возрастает его эффективность, способствует всестороннему развитию ребенка.

Дети с удовольствием занимаются на компьютере, их не надо «заставлять» это делать, они сами бегут, с удовольствием работают, да , именно работают на компьютере! Существует множество специальных программ, развивающих игр, помогающих при обучении чтению и письму, таких, как «Баба Яга учится читать», «Уроки тётушки Совы. Азбука- малышка», но, как ни странно, самой любимой и используемой в работе стал обычный текстовый редактор, то есть печатание на компьютере.

Дети с нарушениями речи боятся даже начать писать, они волнуются, заранее прогнозируя неуспех. Работа на компьютере частично снимает эти проблемы, ведь не нужно бесконечно писать и переписывать. Сами по себе задания разнообразны и привлекательны, что очень важнодля детей с нарушениями речи, поэтому они вызывают положительные эмоции и неподдельный интерес. Ещё нашим воспитанникам очень нравится то, что в текстовом редакторе легко можно исправить ошибку («чтобы никто не узнал»), заменить слово, вставить пропущенную букву. Не нужно утомительно и долго писать и переписывать. Да и в тетрадях появляются только правильные ответы, без исправлений (распечатываются только верно выполненные задания).

Но мы не можем забывать и о вреде компьютерного излучения, о его влиянии на глаза. Поэтому нужно разумно подходить и к этому вопросу: работа должна быть действительно разнообразной. Через несколько минут нужно обязательно выполнить гимнастику для рук и глаз.

Вот примерные карточки:

  1. Работа на синтаксическом уровне.

Основная задача: развитие языкового анализа и синтеза.

Примерные виды заданий:

- разделить записанные без пробелов между словами предложения:

Вотдубудубакот. УТаниутка.

Определить количество слов и пробелов между ними;

-расставить границы предложения:

Наступила осень на деревьях пожелтели листья птицы улетели на юг.

Определить, сколько предложений.

«Собери предложение»:

Утка Кати у

Коля горки с скатился

«Исправь ошибки»:

Ваня катается с гора. (Ваня катается с горы.)

«Сколько слов в предложении?»:

Миша и Оля пошли в лес. Дети собирают грибы в лесу. У Оли в руках корзинка. Ребята пробирались по узкой тропинке. Впереди показалась деревня.

Сколько предложений в тексте?

2. Работа на лексическом уровне.

Основная задача: развитие словаря, развитие лексико-грамматического строя речи.

Примерные виды заданий:

-соединить имена прилагательные с нужными именами существительными:

а)

Чай шерстяная

Кофта горячий

Сапоги чёрные

Ведро железное

б)

чай горячие

солнце горячая

батарея горячее

грелки горячий

-подобрать глаголы к существительным:

«Кто что делает?»:

Собака пищит

Кошка мычит

Корова мяукает

Мышка лает

-работа над синонимическим рядом

«Как сказать по-другому?»

-«Скажи наоборот» (соединить антонимы) :

Широкий маленький

Высокий низкий

Большой узкий

Длинный короткий

3. Работа на уровне смешиваемых букв.

Основная задача: развитие фонематического анализа и синтеза.

Примерные виды заданий:

вставить пропущенные буквы:

к_т н_тк_ со_ сы_ сы_ _ом _ом

исправить ошибки:

соп – суп атка -утка

вставить слоги:

Ма__на (Марина), Во___дя (Володя)

заменить букву:

Изменяя 1 букву, сделать из слова «суп» слово «сын» (суп-сук-сок-сон-сын).

Таким образом, работа в текстовом редакторе над заданиями, предназначенными для коррекционного обучения детей, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии.

В то же время, эта же, казалось бы, элементарная программа помогает учителю - логопеду в работе: при первичном обследовании все данные заносятся и сохраняются в памяти компьютера, затем, при дальнейшей работе, можно сравнивать результаты, выявлять динамику.

Очень удобна она и при ведении документации, оформлении конспектов, подготовке к занятиям: ведь теперь не нужны «горы» бумаги, достаточно диска с электронной картотекой, напечатанными текстами, картинками.


Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование различных компьютерных программ (в том числе, и текстовый редактор). Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых приемов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.




Список литературы:

Васильева Г.Н. Оптимизация процесса обучения чтению младших школьников с нарушениями речи: Дис. ... канд. пед. наук / Г.Н. Васильева. - М., 2004

Дробышева Н.Н. «Дошкольник и компьютер». – Материалы Кузбасской региональной научно-практической конференции «Информация образования в регионе. Школа ХХI века», 2008.

«Компьютер в специальном образовании» - материалы Интернет-сайта ЛогоПункт. ру.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. М, 2007.

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи/ Автор-составитель Чиркина Г.В., М., 2010



Полный текст материала Выступление "Использование компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сладковская Наталья Александровна  СладНатали
06.08.2011 4 4836 796

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК