Выступление "Развитие речи детей раннего возраста средствами кукольного театра"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 46»
«Развитие речи детей раннего возраста
средствами кукольного театра»
для воспитателей дошкольных учреждений
подготовила
воспитатель
Животягина Елена Анатольевна
г. Березники 2013
Развитие речи детей раннего возраста. Условно этот период называют «Меня понимают все». Что это значит?
Функции речи рассматриваются и речь становится не только средством общения ребенка со взрослым, но и средством его общения с детьми.
- Чем это определяется?
- Каковы особенности развития речи в данном возрасте?
Резко увеличивается способность подражать воспроизводить услышанное. Речь становится средством познания окружающего, продолжает обогащаться ее смысловое содержание. Дети хорошо понимают все, о чем говорит с ними взрослый, что касается их непосредственного окружения, связано с переживаниями детей.
К концу второго года жизни малыши не только слушают, но и понимают литературные произведения, рассказы взрослых, что безусловно обогащает их значения и речевой опыт.
Прекрасно, если взрослые наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способы духовно обогащать среду, в которой он растет.
В раннем возрасте ребенок проходит путь от копирования действия взрослого к его моделированию и далее к изобразительному действию («Как папа ….», «Как мама …») при этом, называя себя именами тех людей, животных, действия которых воспроизводит; другими словами. Он уже не подражает, а изображает увиденное, услышанное.
Способность к изобразительному действию в раннем возрасте находит отражение в формировании, речи - важной познавательной функции. Сначала эта способность проявляется в пассивной (понимательной) речи, поскольку понимания рассказа, сказки не опирается на конкретную наглядную ситуацию.
Так в народной манере «сказывания» взрослый показывает сам и просит ребенка: «Покажи как …? (дед бил яичко, мышка бежала, тянет – потянет и другое).
Народная педагогика широко использовала и использует включение ребенка раннего возраста в воображаемые ситуации. Так, ребенок счастливо смеется, когда взрослые с шутливо-угрожающими выражением лица, делают рожки из пальцев «Идет коза рогатая ….» или предлагает покататься на лошадке, усаживая на колени «По кочкам, по ухабам …»
Побуждая ребенка изобразить, как мишка косолапый ходит, киска мяукает, а зайка прыгает, взрослые подводят малыша к театрализованной деятельности с игрушками и освоению предметно-орудийной деятельности и формированию таких познавательных функций, как речь, предметное восприятие, память, воображение.
В связи с этим следует отметить возможный вклад театрализованной деятельности в актуализации, двух важнейших потребностей ребенка:
1. Потребность в новых впечатлениях
2. Потребность в самоутверждении
Первая – проявляется в любознательности, стимулирует развитие восприятия речи, мышление, воображение.
Вторая – стимулирует собственную активность ребенка, выдумки, изменения окружающего, стремления заслужить поощрения взрослого.
ИЗ ИСТОРИИ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА
Возникновение кукольного театра относится к глубокой древности. Родиной его, по дошедшим до нас документам, следует считать Индию, откуда он перешел и в другие страны. Театр вырос на чисто народном, коллективном творчестве и всегда отражал идеи народа и традиции той страны, к которой принадлежал.
Главный герой народного театра в России был и есть Петрушка, который дополнялся медведем или скоморохом.
Местами действия для кукольного театра служили городские площади, ярмарки, тесные дворы.
В безобидных на первый взгляд представлениях хитро высмеивались: короли, вельможи, купцы, монахи, ханжество, обжорство, жадность и другие пороки. Актер – кукольник вовлекал своими шутками и остротами зрителей в веселье, диалоги, способствуя этим развитию быстрой находчивости и развитию стихотворной речи среди крестьян, ремесленников и беднейшей части горожан.
Учитывая доходчивость кукольного театра и любовь к нему народа,
в первые, годы после Октябрьской революции было обращено на него большое внимание. Как интересный метод пропаганды, наиболее удобный и доходчивый.
В великую отечественную войну бригады кукольного театра выступали в окопах, на передовых позициях, в госпиталях, служа делу борьбы за освобождение народа от фашистов. Поднимая эмоциональное настроение бойцов.
В Советском союзе было обращено большое внимание на кукольные театры. Они получили заслуженное место среди кукольных учреждений нашей страны.
Организуя эту работу, я сначала проанализировала речь детей своей группы. Результаты показали, что малыши знают и любят потешки, сказки, прибаутки, песенки. Но только Поля Тимофеева и Диана Просвирина владели активной речью. Они узнавали сказку и называли ее персонажей. Другие дети владели пассивной речью: они только показывали персонажей сказки.
Я поставила перед собой такие задачи:
- создать условия для проведения театрально-игровой деятельности;
- пробуждать детей участвовать в этом виде деятельности, формировать положительные отношения;
- воспитывать интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам;
- развивать умение наблюдать за действиями театральных кукол в потешках, песенках, сказках. Понимать содержание;
- развивать речь детей, используя кукольный театр. Расширять словарный запас, побуждать понимать содержание кукольного спектакля;
- развивать с помощью кукольного театра память, внимание, мышление;
- побуждать детей к двигательной активности под музыкальное и стихотворное сопровождение;
- развивать мелкую моторику рук, используя пальчиковые игры и пальчиковый театр;
- поддерживать стремление играть с музыкальными игрушками, с шумовыми музыкальными инструментами;
- поощрять желание детей слушать музыкальное просвещение различного характера. Поддерживать желание детей подпевать вместе со взрослыми отдельные слова, фразы, фрагменты песенок, потешек, прибауток и попевок;
- привлекать и поощрять инициативу детей в играх с игрушками и театральными куклами.
Все эти задачи решались как во время непосредственно образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе с детьми в часы, отведенные для самостоятельной деятельности.
Любому непосвященному ясно, что театрализованная деятельность – это что-то связанное со словом «театр». Когда же начинается театр? Уже тогда, когда малыши первый раз входит в группу бодрствует, играет, кушает, моет руки, готовиться ко сну.
Я стараюсь обыгрывать, обговаривать любое свое действие и действия детей. Здесь я использую весь свой опыт, фантазию. Приемы народной педагогики, знание художественной литературы и свои артистические способности.
Порой бывает не просто наладить эмоциональный контакт с детьми в период адаптации, а ребенку войти в новый, не привычный для него, а потому таящий угрозу – мир детского сада. Эту задачу я старалась облегчить, используя не просто потешку, для новичка – так я их называла, а обыграть ее любимой игрушкой:
- Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?
(отвечает котик)
- Ванечка хороший, Ванечка пригожий!
(и поглаживает малыша лапкой)
- Наш Антошка маленький,
- Чуть побольше валенка.
(показываю руками рост малыша)
- В лапоточки обуется, как пузырь надуется.
(раздуваем с малышами щечки и «лопаем» их).
Или скучную, но необходимую процедуру умывания превращаем в игру, дающую массу информаций. Ласково приговариваем с детками народную потешку: «Водичка, водичка! Умой деткам личико …»
Или вспоминаем К.И. Чуковского: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а не чистым, трубочистам стыд и срам …
Ни для кого не секрет, что многие дети плохо едят. Театр помогал и в этом случае. Детям я рассказывала, как готовилась к встрече с детьми обычная ложка - «Мылась горячей водой с мылом, сушилась, смотрелась в зеркало, одела красивый бантик на свою ручку, поэтому каша должна быть намного вкуснее. А ложка будет очень рада, что ребята все скушали. Действующими лицами в таких мини - спектаклях были любые бытовые предметы, игрушки и даже цветы и деревья на улице. Предметы оживали и разговаривали с детьми от своего имени, рассказывали о себе, об окружающем детей мире; читали стихи, потешки, пели песни, танцевали.
Дети в начале учебного года не умели еще говорить, но охотно слушали звучание слов, а затем воспроизводили их смысл действиями.
Огромное наслаждение доставляет детям театральное содействие вместе со взрослыми, применяемое в народной педагогике.
Это многократно исполняемая «Сорока», которая кашу варила и деток кормила. Я произносила слова, а дети водили пальчик по ладошке, загибали пальчики, а в финале полетели и на головку сели, песенки запели.
Мудры и наблюдательны были наши предки сказывавшие сказки, певшие песни и показывавшие их без картинок, но с помощью действия взрослого совместно с ребенком.
В своей работе я также побуждала детей изображать руками, голосом, мимикой, показывать, как плачет дед и бабка, когда мышка разбивает яичко курочки Рябы. Как они били и не могли разбить яичко, как испекла бабка колобок, а он укатился и повстречал героев сказки, а другие дед и баба репку тянут – потянут, а вытянуть не могут.
В воображаемых обстоятельствах ребята сначала переживали настоящие чувства, узнавали о добре и зле, о справедливости и долге.
К концу декабря понемногу ребята стали вступать в диалог друг с другом, с игрушками. Помогали мне рассказывать и показывать сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка».
В своей работе я использовала разные формы театральной деятельности:
1. Пальчиковый театр
2. Настольный театр
3. Театр – книжка
4. Театр резиновой игрушки
5. Театр на ткани
6. Театр матрешек: «Курочка Ряба», «Колобок»
7. Драматический театр, то есть сама переодевалась в разные персонажи (бабушка Варя, клоун Клепа, Петрушка и другие).
И ребятам очень нравится переодеваться в русские народные костюмы, в животных. Ярко и весело проходили праздничные развлечения:
- Новый год
- 8 марта
- День смеха
- Как мы лечили петушка.
Я считаю, что патриотическое воспитание тоже должно начинаться как можно раньше. Ведь любовь к Родине начинается с малого. Я разработала и провела серию занятий: «У бабушки в гостях», где знакомила детей с домашними животными, с предметами домашнего быта, с овощами и фруктами. Для этого я использовала макет «В деревню к бабушке», а также свои театральные способности.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Для того, чтобы дети узнали и любили театр, способствующий их разностороннему развитию, необходимо развивать его не только в детском саду, но и сами родители должны быть первыми союзниками в этом.
1. Я провела консультации для родителей:
- «Играем в сказку»
- «Театрализованные игры»
- «Расширение кругозора с помощью театра»
- «Развитие творческих способностей детей раннего возраста»
- «Театр – дома»
- «Театр и дети»
2. Предлагала родителям посетить театр в выходные дни, в зимние каникулы.
3. Создали с родителями аудио - видио фонотеку:
- Русские народные сказки
- Музыка и дети
- Видеоклипы на мультипликационные фильмы
4. Приобрели настольные театры по сказкам:
- Колобок
- Курочка Ряба
- Теремок
- Заюшкина избушка
- Рукавичка
5. Сделали дидактическую игру «Театр на ткани по сказке «Колобок»
Список использованной литературы
1. Грушина Л.В. Театр на пальчиках. - М.: Просвещение, 2005;
2. Дащенко Л.М. Театр кукол. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007;
3. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2008;
4. Картушина М.Ю. Развлечения для самых маленьких. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010;
5. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Развитие творческих способностей у детей от 1 до 3 лет средствами кукольного театра. - М.: Вако, 2004.
6. Шорохова О.А. Играем в сказку (сказкотерапия и занятия по развитию речи). - М.: Просвещение, 2006;
На странице приведен фрагмент.
Автор: Животягина Елена Анатольевна
→ Марионилла 14.03.2013 0 12214 765 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.