Изучение структуры ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста во взаимосвязи с самооценкой
Доклад
учителя начальных классов
Павлюк Серафимы Андреевны
МБОУ СОШ № 29 города Екатеринбурга
«ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С САМООЦЕНКОЙ»
Ценностные ориентации являются одним из важных компонентов структуры личности.
Ценности имеют противоречивый характер: они социальны, поскольку исторически и культурно определены, и индивидуальны, поскольку в них собран жизненный опыт каждого человека.
Цель нашего исследования: изучить систему ценностных ориентаций младших школьников в контексте с их самооценкой.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что имеются взаимосвязи между системой ценностных ориентаций и самооценкой у детей младшего школьного возраста.
А так же:
имеются специфические особенности системы ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста в зависимости от их возраста;
имеются гендерно-половые различия в системе ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста.
Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, обусловливающий общее мировоззрение, отношение к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам
Так же система ценностных ориентации – регулятор активности личности, так как позволяет сравнивать индивидуальные мотивы и потребности с осознанными и принятыми личностью ценностями и нормами социального мира.
Наличие сложной и неоднородной структуры ценностных ориентации личности определяет и наличие большого количества классификаций ценностных образований.
Например, Милтон Рокич приводит разделение ценностей на основе противопоставления ценностей-целей и ценностей-средств. Соответственно, он выделяет два класса ценностей:
терминальные ценности;
инструментальные ценности.
На формирование системы ценностей личности наибольшее влияние оказывает родительская семья, выступая в качестве главного источника критериев оценки, основополагающих формирование ценностных представлений на протяжении всей жизни человека.
Влияние школы на формирование ценностных ориентации личности определяется как особенностями организации учебного процесса, так и взаимоотношениями с учителями и сверстниками.
Таким образом, система ценностных ориентаций складывается на протяжении всей жизни личности, но наиболее важный момент для ее формирования является период младшего школьного возраста.
Согласно целям и задачам исследования мы еще рассмотрели понятие «самооценка».
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.
Самооценка младшего школьника во многом зависит от оценок учителя. Она конкретна, ситуативна и обнаруживает тенденцию к переоценке достигнутых результатов, возможностей.
Для того чтобы выявить взаимосвязь формирования системы ценностных ориентаций и самооценки в младшем школьном возрасте нами было проведено исследование.
Мы предположили, что имеются взаимосвязи между системой ценностных ориентаций и самооценкой у детей младшего школьного возраста.
Для проверки гипотез и решения поставленных задач использовалась следующая совокупность методов исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, беседа, наблюдение, тестирование, проективные методы, математико-статистический анализ.
Использовались следующие методики:
1. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
2. Методика «Количественное исследование самооценки личности» С. А. Будасси.
3. Методика «Лесенка» В. Г. Щур.
База исследования: МБОУ СОШ № 29 г. Екатеринбурга, учащиеся вторых и четвертых классов.
На этапе диагностики для количественного исследования самооценки учащихся младших классов нами были проведены две методики – «Лесенка» Веры Григорьевны Щур и методика С. А. Будасси.
Проведя количественное исследование самооценки личности по данным методикам, можно сказать о том, что из 101 учащегося начальной школы 20% ребят обладают заниженной самооценкой. Адекватная самооценка наблюдается у 59% учащихся. И 22% учеников начальной школы имеют завышенную самооценку.
Нами так же была применена методика «Ценностные ориентации» Милтона Рокича.
По ее результатам можно судить о том, что наиболее значимыми для младших школьников являются терминальные ценности, такие как здоровье, активная, полная, эмоциональная жизнь и обеспеченность.
А наиболее значимыми для себя считают такие инструментальные ценности, как аккуратность, воспитанность и высокие жизненные запросы.
Кроме того, мы провели анализ системы ценностных ориентаций в зависимости от самооценки младшего школьника. Можно сказать, что в зависимости от самооценки младшие школьники по-разному представляют значимость тех или иных ценностей.
Для обнаружения взаимосвязи между переменными нами был проведен корреляционный анализ с помощью критерия ранговой корреляции Спирмана. Положительные взаимосвязи говорят, о том, что чем ниже самооценка, тем младший школьник является менее притязателен к себе, к окружению. Чем у ученика начальных классов выше самооценка, тем больше он желает быть независимым, он более решителен, проявляет смелость, решительность, отстаивает свои взгляды и требует к себе большего внимания от своих родителей и близких.
Отрицательные взаимосвязи говорят о том, что младшие школьники с завышенной самооценкой проявляют наименьший контроль своих действий и поступков, они менее дисциплинированы, менее терпимо относятся к другим, на происходящие события реагируют ситуативно, в связи с чем, у них понижен самоконтроль. Учащиеся с низкой самооценкой имеют потребность в социальном одобрении, поэтому они проявляют терпимость к окружающим, стараются быть искренними и контролируют себя, тем самым, проявляя социально желаемое поведение, стремятся избегать неудачи.
Согласно выдвинутым гипотезам нами был проведен сравнительный анализ по критериям: пол, возраст, уровень самооценки.
Сначала мы провели сравнительный анализ по полу. Были выявлены различия по шкале «Эффективность», выраженность признака выше в подгруппе мальчиков. Это говорит о том, что в данной выборке мальчики стремятся доводить свои дела до конца и полагаться на отличный результат. Это характеризует гендерно-половые отличия по данному показателю.
Так как наше исследование проводилось среди учеников вторых и четвертых классов, то мы решили провести возрастной анализ. Мы выявили различия по шкале «Чуткость», выраженность признака выше в подгруппе детей 11 лет. Данный показатель говорит о том, чем старше ребенок, тем он становится более проницательным, внимательным к людям, отзывчивым. Это обусловлено возрастными особенностями и началом раннего подросткового возраста.
Далее нами был проведен сравнительный анализ в группе младших школьников в зависимости от степени выраженности самооценки. И выявили, что дети с заниженной самооценкой более исполнительны.
Так же мы провели анализ между подгруппами мальчиков и девочек с заниженной самооценкой и выявили различия по шкале «Обеспеченность», выраженность признака выше в подгруппе девочек с заниженной самооценкой, так как наличие дорогих вещей, украшений, принадлежностей является для девочек фактором престижа.
Еще мы провели сравнительный анализ между подгруппами мальчиков и девочек с завышенной и адекватной самооценкой, выявив, что выраженность таких ценностей, как «Аккуратность», «Воля» и «Эффективность» выше в подгруппе мальчиков. Это объясняется тем, что данные ценности по своей природе больше присущи мальчикам, у них выражены потребности доверия к себе, личной ответственности, самостоятельности, свободы и результативности действий, так как, обладая этими ценностями, мальчик со временем вырастет в настоящего мужчину.
Таким образом, не смотря на то, что большинство ценностей у мальчиков и девочек в младшем школьном возрасте совпадают, все-таки можно выделить приоритетные в обеих подгруппах и менее значимые ценностные ориентации. Мальчики стремятся доводить свои дела до конца и полагаться на отличный результат, нежели девочки. Чем старше ребенок, тем он становится более проницательным, внимательным к людям, отзывчивым. Дети, имеющие низкую самооценку, стремятся реализовать совою потребность в похвале с помощью качественного исполнения поручений.
Благодаря сравнительному анализу, мы выявили, что в данной выборке:
мальчики стремятся доводить свои дела до конца и полагаться на отличный результат, нежели девочки;
чем старше ребенок, тем он становится более проницательным, внимательным к людям, отзывчивым;
дети, имеющие низкую самооценку, стремятся реализовать совою потребность в похвале с помощью качественного исполнения поручений.
Мы так же выяснили, что отношения к тем или иным ценностям мальчиками и девочками разных возрастов и с разным уровнем самооценки имеют отличия.
Таким образом, наша гипотеза о том, что имеются взаимосвязи между системой ценностных ориентаций и самооценкой у детей младшего школьного возраста, нашла своё подтверждение.
Список использованных источников
Войцеховский К. Развитие личности и ценности // Моральные ценности и личность / Под. ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаичева. М.: Издательство «МГУ», 2001. 247 с.
Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. 2010. Т.4. № 5. С. 63 - 70.
Беляева Т.Б. Изучение половых и возрастных особенностей в представлениях о ценности человека // Ежегодник РПО. М., 1995. Т.2. Вып.2. С. 202 - 103.
Белка Р. и Валендорф М.. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. [Электронный ресурс]: Режим доступа к статье: http://books.google.ru/books
Грэй Дж.. «Мужчины с Марса, женщины с Венеры». [Электронный ресурс]: Режим доступа к книге: http://tululu.org/b54109
Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 269 с.
Донцов А.И. О ценностных отношениях личности. М.: Издательство «ЭКСМО-ПРЕСС», 1999. 164 с.
Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Издательство «МГУ», 2002. 226 с.
Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В.А. Ядова. М.: Издательство «Просвещение», 1979. 263 с.
Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. М.: Издательство «Просвещение», 2001. 17 с.
Мухина В.С. Предисловие // Механизмы формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. М.: Издательство «Академия», 1999. 371 с.
Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности. М.: Издательство «Академия», 2005. 511 с.
Хайду П. Воспитание ценностных ориентации // Моральные ценности и личность / Под. ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. М.: Издательство «МГУ», 1998. 254 с.
9. наньев Б.Г. Избранные труды: В 2 т. М.: Издательство «Академия», 1980. Т. 1. 232 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Павлюк Серафима Андреевна
→ Серафима_Андреевна 06.11.2013 0 4944 1131 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.