Статья "Сотрудничество детского сада и семьи средствами музейной педагогики"
Сотрудничество
детского сада и семьи
средствами
музейной педагогики.
Аннотация: статья посвящена проблеме использования музейной педагогики в детском образовательном учреждении и сотрудничества с родителями при создании музея в детском саду.
Ключевые слова: музейная педагогика, музейная культура, музейная коммуникация, интерактивность, культурно-исторические ценности.
Любая территория страны независимо от её размера уникальна по своим культурным характеристикам и заслуживает внимание к себе в качестве объекта изучения, трансляции, возрождения. Значимость культуры конкретного региона понимается исследователями, доказывается необходимость, изучения и использования этой социокультурной составляющей в образовательном процессе. Культура родного края богата и разнообразна по своему содержанию: в ней находят своё отражение устное и музыкальное народное творчество, бытовые обряды, традиции, обычаи художественные ремёсла, деятельность мастеров культуры, современные культурные традиции. Региональные культурные традиции обладают богатым педагогическим потенциалом: способствуют расширению кругозора, культурных интересов, формируют навыки выполнения творческих заданий, развивают мышление, активизирует интерес, учат реконструировать и трансформировать усвоенный социально- художественный опыт в новых ситуациях для решения новых познавательных задач и, в конечном счёте, воспитывают у детей чувство любви к малой Родине, через неё -гордости за великую страну, чувство патриотизма.
Постепенно возвращается национальная память, и все начинают относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно — прикладному искусству, в котором народ оставил самое ценное из своих культурных достижений. Как писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв: « своеобразие и индивидуальное лицо культуры создаётся не путём самоограничений и сохранения замкнутости, а путём постоянного и требовательного познания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков собственной национальной культуры»[7].
Система образования в сегодняшних условиях является одним из главных инструментов преодоления духовно- нравственного кризиса нашего общества, более того - становится существенным фактором национальной безопасности. Не случайно так важно «образовывать» и « воспитывать душу». Поэтому важно наполнить душу ребёнка добрым, чистым, одухотворённым через полезную осмысленную деятельность, через познание культуры.
«Музейная педагогика»... Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.
Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место в музейно-образовательной деятельности отводилось учителю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса. Эта тенденция, успешно развиваемая и в России в 20-30-х годах 20 столетия, к сожалению, на сегодняшний день практически утрачена [3].
Интерактивность - основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Это ставит перед образованием новые задачи:
Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике,
« Гармонизация развития творческой личности,
Формирование национальной идеологии,
Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества;
Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея.
Е. Б. Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение: «Музейная педагогика — есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования»[9]. Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии. Методология, как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности музейной педагогики, имеет важное значение. Только через междисциплинарное осмысление музея как образовательной среды можно выйти на определение понятийного ряда музейной педагогики и научную постановку её целей и задач.
Объект музейной педагогики - культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.
Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы к организации деятельности школьного музея, являются:
Музейный предмет - прежде всего подлинник, обладающий большой
научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет
Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет, набор музейных предметов, с другой - как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры. Ответ на вопрос, почему тот или иной предмет культуры становится музейным предметом, обретает свое место в своеобразном расположении предметов культуры, становится ключевым, без него невозможна музейная культура.
Музейная коммуникация - такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Здесь необходимо обозначить следующие позиции:
- позиция творца (художника, писателя, учёного, политика), производителя элементов культуры, претендующих на статус музейных предметов;
- позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы;
- позиция музейного педагога, который должен не только сообщать посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать
к самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом. Кроме того, музейный педагог выступает и как организатор коммуникации между творцом и воспринимающим данный музейный предмет посетителем. Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейной коммуникации.
Это взаимодействие строится на следующих принципах:
Принцип активного отношения к музейному пространству. Это означает необходимость формирования позиции интерпретатора.
Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование.
Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна лишь в том случае, если ученик, входящий в это пространство, действует соразмерно культурным и историческим персонажам [2].
Во многих дошкольных учреждениях сегодня создаются различные музеи. Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества. При разработке инновационных проектов по внедрению программ воспитания детей средствами музейной педагогики администрации учебных общеобразовательных учреждений и авторы-разработчики, составители проектов встречаются с определёнными трудностями. Для того, чтобы помочь им в преодолении этих трудностей, предлагаем модель музейной педагогики в составе дидактической системы образования.
Итак, в первую очередь необходимо определить структуру модели музейной педагогики, которая включает в себя:
цель,
задачи,
направления,
принципы,
музейные педагогические технологии.
По данному алгоритму можно составить такую модель и апробировать её результативность.
Цель музейной педагогики - создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики:
Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
Освоение нового типа занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
Формирование у дошкольников представления о музее.
Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
Развитие речи и расширения словарного запаса.
Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности ее сбережению.
Воспитание культуры поведения [4]
Последнее десятилетие - это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества - является одной из основных задач воспитательного процесса. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщении к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами. В дошкольном учреждении нет достаточной материальной базы для полноценного изучения данного раздела, нет соответствующей развивающей среды и методического обеспечения и именно здесь нам на помощь приходит музейная педагогика, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей.
Один из самых авторитетных исследователей детского дошкольного возраста А.В.Запорожец показал, что центральными достижениями психического развития в этом периоде следует считать образные формы познания и социальные эмоции[8]. Так вот, музейная форма представления материала непосредственно способствует именно образному познанию, а уж социальные эмоции - вопрос содержания музейных экспозиций. Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.
Проблему решает создание мини музеев в ДОУ т.к. они являются наиболее оптимальным средством передачи информации, и происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ средств музееведения и музейной педагогики, создание в МДОУ музейно-образовательного пространства центром которого является мини музей.
Назначение музея - патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей - тех, кого зовут соотечественниками.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками [10].
С 2008 года наш детский сад участвует в региональной программе по развитию инновационных процессов в образовательных учреждениях области. Темой инновационной деятельности является «Приобщение дошкольников к культурно - историческим ценностям своего края».
Цель: реализация на практике идеи приобщения подрастающего поколения к культурно-историческим ценностям региона через воспитание исследователя и творца культуры своего края.
Задачи:
-воспитание гражданина, патриота своей Малой и Большой Родины; -формирование у человека активного интереса к собственной культуре и культуре других времен;
-формирование исследовательских навыков по изучению региональной культуры, творческих навыков создания культурных ценностей;
- определение сферы интересов человека в деле постижения и сохранения региональной культуры.
Каждому человеку, каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих надо понимать свое место в мире природы, в мире людей, народов рядом живущих. Такое возможно лишь тогда, когда полностью освоена родная культура и культура другого народа рядом.
Разделы программы:
- «Мой мир и мир людей». В этом разделе большое внимание уделено семье; традициям , обычаям, которые соблюдаются в семье; видам труда, которые характерны для Карсунского края, профессиям родителей;
«История и культура р.п.Карсун и Карсунского края».Здесь идет формирование у детей представлений об общественных зданиях, архитектурных сооружениях, памятниках и интерьера жилого дома в р.п.Карсун, понимание того, что история р.п. Карсун- это часть истории Симбирско-Ульяновского края и России.
- «Творчество и земляки» .Цель раздела: обогащать знания дошкольников о предметах быта и традициях в Карсунском районе (посуда, одежда, обувь), иметь представление о женских и мужских ремёслах (гончарное и мочальное ремесло).
Для более полного раскрытия этих разделов необходима тесная связь с музеем, с родителями, для реализации этой задачи педагогами детского сада продуманы формы работы:
-занятия (на таких занятиях дети овладевают техникой плетения с помощью бумажных полосок: «Украсим бабушкино полотенце», «Лаптеплетение», опыт: «Сравнение коры берёзы, осины и липы»; знакомятся с предметами быта, традициями, архитектурой: «В гости к дедушке Ивану и бабушке Арине», «Одежда разных времен», «Глиняная посуда», « Украсим дом наличниками» и т.п.; цикл занятий по музыкальному воспитанию: «Карсунское купечество»);
-беседы (о членах семьи, о профессиях родителей, о семейных увлечениях, по рассматриванию иллюстраций одежды, глиняной посуды, изделий из лыка, мочалы, рогожи; беседы по иллюстрациям о Карсуне и т.д.). -подвижные игры своего края ( приобщение дошкольников к историческим ценностям идет и с помощью подвижных , обрядовых игр, которые присущи Карсунскому краю: «Лапта», «Ручеёк», «Горелки»; разучивание пословиц, поговорок и т.д.);
-экскурсии к историческим местам и памятникам Карсуна, к красочным, интересным домам в Карсуне ( целевые прогулки к памятникам истории и
культуры 19-20 веков: уездная земская управа; уездные присутственные места; особняк купца Шагалова; ярмарочные ряды);
-фольклорные праздники , развлечения («Жили-были крестьяне», «Край родной , навек любимый», проводятся экологические досуги, где дети знакомятся с растениями и животными, обитающими в нашем крае и т.п. Запланировали на октябрь провести музыкальное развлечение с участием родителей и детей «Карсунская ярмарка». Цель: показать , как проходила Карсунская ярмарка (познакомить с основными промыслами Карсунского уезда, показать, люди каких национальностей и с каким товаром приезжали на ярмарку, музыкальный фольклор Карсуна);
-встречи с интересными людьми ( «Народные умельцы Карсунской земли», «Работа с глиной», «Работа швеи». Дети с интересом наблюдали , как работают на станках, как шьют одежду, наблюдали за процессом ткачества рогожи, большую помощь в этом оказали родители: помогли установить станок для ткачества рогожи.)
-посещение Краеведческого музея ;
-выставки творческих работ детей и родителей.
- самостоятельная деятельность детей ( раскрашивание трафаретов одежды различных сословий, роспись глиняной посуды).
В каждой группе детского сада усилиями педагогов и родителей созданы мини-музеи.
- «Лыко, мочало, начинай сначала» или «Липовое царство» ( Хабибуллова Ф.Л.): изделия из лыка и мочалы, предметы, необходимые для обработки мочалы
- «Русский народный костюм» (Щербакова Т.С.).Собрана усилиями родителей и воспитателя народная одежда, созданы альбомы с иллюстрациями одежды, украшений, открытки, фотографии, рисунки, старинная домашняя утварь);
- «Народные промыслы Карсунского уезда» (Крусанова Л.А., Красножон М.Ф.). Представлены изделия народных мастеров, деревянные игрушки, ложки, тарелки, расписные доски; вышивка, плетеные шкатулки из бересты и т.д.);
- «Русские валенки» (Лазарева Т.Н.);
- «Гончары Карсунского края» ( Пилюгина Е.Н.): выставка Сухо-Карсунской керамики (глиняные горшки, чайники, балакир, крынки , кружки для молока и т.д., ручная машинка для изготовления глиняных изделий);
- «Карсунская изба» (Лопатина Т.В., Лазарева Г.Н.);
- «Сословия Карсунского уезда» (Токарева Л.О.). Представлены: одежда, фото, иллюстрации картин 19 века (сословия), отрывки из видеофильмов, сказок со сценами хороводов, танцев, светских балов, аудиозаписи.
Интерес к теме воспитатель поддерживает с помощью дидактических игр: «Узнай по описанию», «Назови по-другому»; подвижных игр: «Лиса лычки драла», «Лыко, мочало, начинай сначала». Использует малые формы фольклора: загадки, поговорки, частушки, сказки.
Большую помощь оказывают родители: помогают в сборе материала, дарят предметы, фотографии и т.д..
Цели мини-музеев:
- развитие у детей осознание собственной творческой индивидуальности и стремления проявить её в разнообразной созидательной деятельности в соответствии с собственными интересами и склонностями ;
- углубление интереса детей к осознанию культуры своего края как духовного, этического многовидового и многожанрового комплекса,
- воспитание у маленького гражданина чувства глубокой сопричастности с историей и культурой края, формирование базисно-личностной культуры дошкольника на основе усвоения культурных ценностей малой Родины.
Основная проблема работы - возродить и поднять интерес к народному промыслу и формировать желание овладеть им через творческо- продуктивную деятельность дошкольников [3].
Культуру России можно сравнить с величавым, широко разветвленным деревом, крона которого имеет тысячи ветвей, несметную листву и мощные, уходящие в глубину корни. Традиция народа - это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир. Меньше всего они похожи на застывший обряд, торжество формы, облачённой в архаичные костюмы; напротив,- это живая национальная память народа, воплощения пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от безразличия, позволяет ему ощутить связь времён и поколений, получить необходимую в трудную минуту поддержку и жизненную опору. Создание системы воспитательного процесса на основе внедрения в образовательный процесс музейной педагогики в детском саду позволяет воспитать патриота нашей Родины, высоконравственного человека, обладающего внутренней и внешней культурой, имеющего жить в духе мира, толерантности, соблюдения прав человека и демократии.
Список литературы:
1. Абрамова P.M. Система методической работы по музейной педагогике в ДОУ // Управление ДОУ. 2005 .№ 4.
2. Винниченко В. Ребёнок в пространстве музея // Дошкольное воспитание.2003.№5.
3. Камаева и.Р. Кулагина Л.В. Табарданова Л.8, Карсунские просторы Ульяновск УИПК ПРО 2011.
4. Пастухова И.О. Детский сад и музей (создание единого музейно - образовательного пространства) // Управление ДОУ .2007. №2.
5. Табарданова Т.Б., Н.А. Аредакова Музейная педагогика и школьный музей Ульяновск УИПК ПРО , 2009.
6. Лиханова А.Ю. Взаимодействие образовательного учреждения и музея: Методические рекомендации/ А.Ю. Тихонова, О.В. Лютшлипео, Е.Л.Краснова, под ред. Т.Б. Табардановой.- Ульяновск: УИПК ПРО, 2006.
7. Тихонова О.Г. Дошкольнику о музейной культуре. М 2006.
8. Тихонова А.Ю. История региона метод пособия. Ульяновск:УлГУ5
9. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. Пособие по музейной педагогике. М,2001.
10. Якубенко Л.Т. Внедрение музейной педагогики в ДОУ// Управление ДОУ 2009.№7.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Котельникова Ольга Михайловна
→ Публикатор 20.11.2018 0 3291 60 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.