Статья "Способы контроля усвоения теоретических основ программы дополнительного образования"
В данных методических рекомендациях рассматриваются формы и способы контроля, усвоения теоретических основ программы у воспитанников учреждения дополнительного образования. Предназначены для педагогов дополнительного образования и могут быть использованы при подготовке к итоговой аттестации воспитанников, для контроля усвоения знаний, при проведении мониторинга результатов обучения. Данные рекомендации разработаны на основе опыта педагогических работников МКОУ ДОД «ДЮЦ».
В учреждениях дополнительного образования оценивание теоретических основ программы является важной составляющей образовательного процесса. Так как в системе работы УДОД нет единых стандартов, определяющих уровень усвоения образовательных программ, то эта важная задача возлагается на педагога, который самостоятельно, в процессе разработки программы дополнительного образования решает, какими формами и методами определения образовательных результатов он будет пользоваться. Результатом обучения детей по программе является: определенный навыков. Знания определяются в соответствии с теоретическими основами программы, умения в соответствии с практическими.
Но в практике результаты образования воспитанников оценивают прежде всего по итогам их участия в мероприятиях. А ведь не все воспитанники могут стать победителями и призерами различных конкурсов, и поэтому вне поля зрения при анализе работы детского объединения остаются результаты других воспитанников, не имеющих высоких достижений, но у них есть свои личностные результаты. А ведь именно личностные достижения ребенка могут рассматриваться как значимый критерий качества и результативности образовательного процесса.
Личностное достижение воспитанника можно рассматривать как осознанное позитивное изменение в мотивационной, эмоционально-волевой сфере ребенка, обретаемое в ходе успешного освоения избранного вида деятельности. Поэтому задача педагога, разрабатывая программу дополнительного образования, ответственно подходить, к выбору критериев оценивания результативности, учитывая как теоретическую подготовку. Данное пособие составлено на основе анализа имеющейся литературы по данной проблеме и опыта педагогических работников МКОУ ДОД «ДЮЦ». Здесь рассматриваются как традиционные способы оценивания теоретических основ программы, так и современные. Педагогам предложен ряд конспектов итоговых диагностических занятий, разработанных педагогами центра.
1. Система мониторинга
Цель мониторинга – выяснить, насколько образовательный процесс, организованный в учреждении дополнительного образования детей, способствует позитивным изменениям в личности ребенка, формированию ключевых компетенций; помогает обнаружить и решить наиболее острые проблемы его организации с тем, чтобы анализировать, обобщать и распространять положительный опыт деятельности. Методы, используемые в мониторинге личностных достижений: педагогические наблюдения, анализ и изучение педагогической документации, анализ и изучение результатов продуктивной деятельности, социологические опросники, анкеты, психологические тесты и методики, методы математической статистики.
В процессе мониторинга в учреждении дополнительного образования выясняются следующие вопросы: достигается ли цель учебно-воспитательного процесса, существует ли положительная динамика в развитии обучающегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований и др. Мониторинг необходим не только для итогового занятия, но и для текущего анализа работы педагога.
Перед началом прохождения крупной темы проводится начальный контроль знаний, от его результатов зависит сложность заданий, выполняемых воспитанниками. Опираясь, на имеющиеся знания и умения у воспитанников, процесс прохождения темы проходить быстрее и качественнее. После прохождения темы воспитанникам дается контрольная или практическая работа. Результативность занятий может определяться как разница между начальным и конечным результатом оценки усвоения программы. Результаты контроля могут обрабатываться в электронных таблицах, где по ним, для наглядности можно строить диаграммы анализа уровня знания воспитанника.
Способы и формы определения результатов образовательной деятельности
Контроль степени результативности реализации образовательной программы может проводиться в различных формах:
- собеседование;
- тестирование;
- контрольные задание;
- участие в концертах и выставках;
- итоговые занятие.
Это помогает определить степень эффективности обучения по программе, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет воспитанникам, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе. Педагог должен продумать возможность сертификации программ – свидетельство, диплом, удостоверение об окончании курса.
Собеседование – индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Сущность заключается в том, что педагог ставит воспитанникам вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам. Он наиболее распространен при проверке и оценке знаний.
Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний воспитанника, его еще иногда называют беседой. При устном опросе педагог расчленяет изучаемый материал на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает воспитанникам вопросы.
По многим направлениям устный опрос сочетается с выполнением комбинированных заданий. Будучи эффективной и самой распространенной формой проверки и оценки знаний воспитанника, устный опрос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на занятии можно проверить знания не более 3-4 воспитанников. Поэтому на практике применяются различные модификации проверки теоретических основ программы и, в частности, фронтальный и уплотненный опрос. Сущность фронтального опроса состоит в том, что педагог расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа воспитанников. При фронтальном, его также называют беглым, опросе не всегда легко выставлять воспитанникам оценки, так как ответ на 1-2 легких вопроса не дает возможности определить ни объема, ни глубины усвоения пройденного материала. Сущность уплотненного опроса заключается в том, что педагог вызывает одного воспитанника для устного ответа, а четырем-пяти воспитанникам предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что педагог вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы воспитанника и выставляет за них оценки, несколько «уплотняя», т.е. экономя время на проверку теоретических знаний.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кошкина Е. В., Попова Н. Н.
→ koshkinaduc 22.03.2019 0 1622 40 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.