Статья "Игра в шашки как средство развития логического мышления у дошкольников"
Приложение № к критерию 2.1.
Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск».
(Управление образования АМО ГО «Усинск»)
«Усинск» кар кытшын муниципальнöй юкöнлöн администрацияса йöзöс велöдöмöн веськöдланiн
(«Усинск» КК МЮА йöзöс велöдан веськöдланiн)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 8» г. Усинска.
(МБДОУ «ДС ОВ № 8» г. Усинска)
«Челядьöс сöвмöдан 8 №-а видзанiн» школаöдз велöдан
Усинск карса муниципальнöй сьöмкуд учреждение.
«ЧС 8 №-а В» ШВ Усинск карса МСУ.
Методическая разработка на тему
«Игра в шашки, как средство развития логического мышления у дошкольников»
Автор составитель:
Шахпазова Оксана Гаджибутаевна, воспитатель
I квалификационной категории
г. Усинск, 2018 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………… 3
Основная часть…………………………………………………………4
1.1. Актуальность проблемы……………………………..…………...4
1.2. Этапы реализации………………………………….......................9
Заключение……………………………………………………………..……18
Источники информации и список литературы……………………………19
Введение
"Нет ничего проще, чем выучить, как ходят шашки; и нет ничего сложнее, чем научиться играть в шашки правильно."
Том Уисуэлл
Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех! Что же такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос нужно сначала ответить на вопрос – Что такое логика? Логика – эта наука о законах мышления и его формах. Владея навыками логического мышления, человек сможет быстрее освоить профессию и более успешно реализовать себя в ней, не растеряться, попав в тяжелые жизненные обстоятельства. Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будет служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшем приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности. В связи с этим была определена цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить систему работы по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста через игры в шашки, как средство развития логического мышления у дошкольников. Интеллектуальная игра в шашки является одним из наиболее распространенных видов спорта в нашей республике, стране и в мире. Этим старинным, подлинно народным играм посвящают свой досуг миллионы людей, различных возрастов и профессий. Данная игра вырабатывает объективность мышления, очень хорошо помогает развивать логику мышления, тренирует память, воспитывает настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет. Игра в шашки формирует характер, усидчивость, способность предвидеть и находить нестандартные и самостоятельные способы решения в игре.
Основная часть
Актуальность проблемы
В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шашки тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шашки с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Специалисты обращены на обучение игре в шашки детей школьного возраста. Однако проблеме использования шашечных игр в качестве средства развития логического мышления у детей дошкольного возраста уделяется незначительное внимание. Отсутствие методической литературы по данной проблеме снижает эффективность работы дошкольных учреждений в данном направлении. Я заметила, что дети играют в группе шашки, однако правила игры многие дети не знают. И я решила создать в группе программу занятий по шашкам. Программа предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки - дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Она помогает воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. Шашки, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся Каноны. В шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса.
На родительском собрании я провела анкетирование (Приложение №1), чтобы выявить сколько семей умеют играть в шашки и уделяют время такому досугу.
В опросе приняло участие 23 семьи (86 %) из 24. При обработке анкет были выявлены следующие данные:
- 60 % опрошенных умеют играть в шашки, но не все играют с детьми;
- 40 % не умеют играть в шашки;
- 25 % опрошенных родителей (законных представителей) воспитанников играют с детьми ;
Полученные данные анкетирования, были представлены на родительском собрании, после обсуждения данного вопроса совместно с родителями (законными представителями) воспитанников, было принято решение в течении учебного года организовать целенаправленную работу с воспитанниками и их родителями (законными представителями ) по теме «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у дошкольников».
Цель методической разработки: раскрытие умственного и волевого потенциала личности воспитанников посредством углубленного обучения игре в шашки.
• Раскрытие умственного и волевого потенциала личности обучающихся посредством углубленного обучения игре в шашки.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
Обучающие:
• Обучение основам шашечной игры;
• Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные:
• Воспитание отношения к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
• Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
• Выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
• развитие стремления детей к самостоятельности;
• Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления.
Разработанные методические рекомендации и дидактические пособия по обучению детей шашечной игре могут быть использованы родителями, воспитателями, педагогами дополнительного образования, а также в системе повышение квалификации работников в ДОУ.
Дидактические принципы:
развивающей деятельности-игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.
вариативности – у детей формируется собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
доступности, последовательности и системности программного материала
творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Методы проведения игровых встреч
-словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.
Направления
- методическая деятельность с педагогами
- организованная кружковая деятельность с детьми
- взаимодействие с родителями
- социальное партнерство
Этапы обучения игре в шахматы и шашки
- знакомство с доской
- знакомство с фигурами
- обучение правилам игры
- решение задач и этюдов
- игра в шахматы и шашки.
Формы и методы проведения занятий:
При проведении занятий используется групповая и индивидуальная форма работы. Проводятся теоретически и практические занятия. Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шашкистов. Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия, турниры.
Используются следующие методы проведения занятий: словесные методы, наглядные методы, практические.
Словесные методы: создают у воспитанников предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий. Эти методы помогают создать у воспитанников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
1. Метод упражнений;
2.Игровой метод;
3.Соревновательный;
4.Метод круговой тренировки.
Основная часть
Исследование проводится поэтапно:
1. этап – поисково-теоретический: изучение литературы, анализ и оценка современного состояния проблемы исследования, организация исходно-диагностического этапа эксперимента.
2.этап – опытно – экспериментальный: осуществление формирующего этапа эксперимента.
3.этап – обобщающий: завершение эксперимента, обобщение результатов исследования.
Учебно - тематический план
Группа |
В неделю |
В месяц |
В год |
средняя |
20 мин |
1ч.40 мин |
11ч20мин |
Старшая |
25мин |
2ч.05мин |
16ч40мин |
подготовительная |
30мин |
2ч.30мин |
18ч40мин |
Итого |
1ч15мин |
6ч15мин |
46ч.40мин |
Форма работы с родителями.
Учебно – тематический план составлен с учетом возрастных, психических и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраст.
Ежемесячно с детьми проводились игры (Приложение №2), беседы (Приложение №3) решения проблемных ситуаций, чтение и обсуждение, рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, просмотр презентаций, демонстрация презентации, продуктивная деятельность по данной тематике.
Проводились консультации на интересующие родителей темы. Такие как: «Развитие логического мышления через дидактические игры», «Логика, как средство развития умственных способностей», папки – передвижки через папки родители узнают о логических операциях и играх. «Логические слова «Вне» и «внутри»», «Логическая операция – упорядоченность действия». Были организованы совместные мероприятия: «Вечер - загадок», «Поиграй со мной», «Торопись да не ошибись». Родительское собрание: Мастер – класс: «Играем в шашки»; конкурсы для родителей: выставка поделок «В мире шашек», создание семейных газет «Как мы проводим отдых с пользой для ума».
Это предпринято для того, чтобы привлечь родителей к совместной работе по развитию у детей мыслительных процессов, чтобы они поняли, что в каждом ребенке можно развить способность логически мыслить. Родители, заинтересовавшись задачами, упражнениями, играми идут навстречу.
Практическая часть
На первом этапе после анкетирования и диагностики производится набор детей со средней группы и обучается игре в шашки. Занятия проводятся один раз в неделю.
Цель: Дать представления о настольной игре шашки.
1.Знакомство с шашечным полем и шашками.
2.Изучение основных ходов.
3.Знакомство с правилами игры.
4.Учить играть в мини - партии (игра двумя, тремя шашками)
План работы на 2017-2018 год, 2019-2020 учебный год
Средняя группа |
||
Время |
Тема |
Цель |
Октябрь |
2 занятия – «Знакомство с шашечным полем, с шашками».
2 занятия – Построение шашек на шашечной доске |
Ознакомить детей с игрой шашки. Дать представление, что поле и шашки бывают черными и белыми.
Игровая поверхность состоит только из тёмных клеток. Объяснить, что фишка ходит на одну клетку по диагонали вперёд. |
Ноябрь |
1-занятия «Закрашивание шашечного поля»
1-занятие «Игра на внимательность».
1- занятие «Беседа об игре» |
1- занятие «Закрашивание шашечного поля»
1-занятия «Игра на внимательность».
1-занятие «Беседа об игре» |
Декабрь |
3-занятия «Захват фишки» |
Фишки ходят по диагонали, фишки соперника захваты-ваются перепрыгиванием через них. Захвачивание фишки делаем два шага по диагонали. Захваченные фишки убираются с доски. |
Январь |
2-занятие «Правила игры» 1-занятие «Игра что изменилось» |
Ознакомить детей с основными правилами игры. Белые начинают игру, За «фук» фишкуне берут, до-тронулся до фишки обязан ходить, фишка назад не ходит. Развивать зрительное восприятие и произвольное внимание. |
Февраль |
3-занятие «Закрепление основных ходов»
1-занятие «Игра какой геометрической фигуры не хватает» |
Повторить правила игры. Фишка ходит на одну клетку по диагонали вперёд. Фишка «ест» вперёд и назад. Продолжать развивать зрительное восприятие и произвольное внимание. |
Март |
4-занятия «мини-игра» |
Учить играть в мини партии (игра двумя, тремя шашка-ми). |
Апрель |
1- занятие аппликация «Шашечное поле»
3-занятия «Спарринг мини-игра» |
Продолжать закреплять представление о шашечном поле и правильное построение шашек. Продолжать учить работать ножницами. Учить играть между собой, развивать дух соперничества. |
Май |
4-занятия «Практикум» |
Продолжать учить детей самостоятельно разыгрывать мини-партии |
На втором этапе дети проходят дальнейшее обучение. В конце года проводится внутригрупповое соревнование.
В этих соревнованиях определятся будущие участники общесадовского турнира (6 детей). Также занятия проводятся один раз в неделю.
Цель: Совершенствовать детей старшей группы в игре шашки.
1.Знакомство с дамкой и её возможностями.
2.Познакомить с понятием ничья.
3.Практиковать в игре шашки.
4.Учить решать несложные комбинации.
5.Участие внутригрупповом турнире по шашкам
2018-2019 учебный год
Старшая группа |
||
Время |
Тема |
Цель |
Октябрь |
1-занятие «История шашек»
1-занятие «Повторить правила игры», «спарринг»
2-занятие «Знакомство с дамкой и её возможностями» |
Шашки-игра древняя, шашечная игра развивались внутри национальных традиций. Существуют английские, немецкие, итальянские, испанские, русские, канадские шашки. Примерно сто лет назад в Голландии был создан новый вариант игры-«стоклеточные шашки». Он был признан между-народным. Продолжать закреплять правила игры. Практиковать в игре. Когда обыкновенная фишка достигает «королевского ряда» (дальний ряд),шашка становится дамкой. Дамка приобретает особые способности, включающие, в себя возможность ходить в любом направлении, по диагонали и может ходить назад. |
Ноябрь |
1-занятие «Логическая задача на внимание»
2-занятие «Ничья», «Спарринг» |
Догадайся, как нужно раскрасить рисунок, чтобы понять, что на нём нарисовано? Развивать логическое мышление. Знакомство с понятием «ничья». Это когда у обоих сторон нет возможности выиграть или когда обе стороны приходят к обоюдному согласию. Продолжать практиковать в игре. |
Декабрь |
3-занятие «Практиковать в игре»
1-занятие «Нарисуй справа рисунок, как и слева» |
Продолжать практиковать в игре, учить видеть всё поле. Развивать усидчивость, соблюдать правила игры. Учить сосредотачиваться и быть внимательным. Развивать глазомер и зрительную память |
Январь |
3-занятие «Практиковать в игре»
|
Учить играть дамкой, думать на два шага вперёд. Так же видеть угрозу со стороны противника |
Февраль |
4-занятие «Комбинации» |
Учить решать несложные комбинации. Продолжать развивать логическое мышление. |
Март |
4-занятие «Подготовка к групповому соревнованию» |
Продолжать учить видеть угрозу со стороны противника, думать на два шага вперёд. Настраивать на соревнования |
Апрель |
1- занятие «Повторить правила игры» 1-занятие «Турнир» |
Закрепить правила игры перед соревнованиями. Выявить участников обще садовского турнира |
Май |
4-занятие «Практикум» |
Совершенствовать детей в игре шашки. |
На третьем этапе, по результатам турнира формируется сборная детского сада, способна я выступать в соревнованиях более высокого уровня (города, улуса). Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Цель: Продолжать совершенствовать детей в игре, развивать спортивный интерес.
1.Задачи на мышление (определённые комбинации ходов).
2.Изучение шашечных терминов (большая дорога, двойник и т. д.)
3.Определение ходов в буквенно –числовом варианте (например: g3:h4).
4.Участие в шашечных турнирах (внутри детского сада, кустовых и улусных)
2019 – 2020 учебный год
Подготовительная группа |
||
Время |
Тема |
Цель |
Октябрь |
4-занятие «Закрепление и обобщение |
Повторить правила игры. Продолжать практиковать в игре. |
ноябрь |
1-занятие «Посади дерево»
3-занятие «Задачи на мышление» |
Образовать цепочку из трёх деревьев. За каждую вновь образованную цепочку у соперника забирается одно дерево. Игрок, у которого остались два дерева, считается проигравшим. Учить решать заданные, определённые комбинации. Например: решить исход игры в четыре хода в пользу белых. |
Декабрь |
4-занятие «Шашечные термины» |
Изучение шашечных терминов. Большая или главная дорога(самая большая диагональ на шашечной доске),двойник(две параллельные диагонали пересекающие большую дорогу) и.т.д |
Январь |
3-занятие «Шашечный алфавит» |
Понятие «шашечный алфавит», название шашечных полей и линий доски («вертикаль», «горизонталь», «вертикаль». Изучение алфавита |
Февраль |
1-занятие «Подготовка обще садовскому тур-ниру» 1-занятие «Общесадовский турнир»
2-занятие «Подготовка к городскому турниру» |
Соблюдать правила игры, продолжать учить видеть угрозу со стороны противника. Закреплять навыки думать на один, два хода вперёд. Выявить претендентов для участие в городском турнире среди дошкольников. Учить сосредотачиваться, собрать в кулак всю свою волю. |
Март |
1- занятие «Городской турнир» 2-занятие «Подготовка к улусному турниру» «Улусный турнир» |
Выявить претендентов для участия в улусном турнире среди дошкольников. Практиковать в игре. Стать призёрами улусного турнира. |
Апрель |
4-занятия«Определение ходов» |
Определение ходов в буквенно-числовом варианте (например: g3:h4). |
Май |
4-занятие «Спарринг» |
Практиковать в игре |
Заключение
Результаты:
развитие логического мышления дошкольника;
развитие и совершенствование интеллекта ребёнка;
формирование спортивного характера и интереса к игре;
формирование усидчивости и целенаправленности (доведение начатого дела до конца);
умение находить способы решения в сложных ситуациях;
овладение шашечными терминами (жертва, размен, вилка и т.д.)
разработать методические рекомендации по теме развития логического мышления детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образования, включающие перспективный план, диагностика, конспекты упражнения игр на логическое мышление могут быть использованы воспитателями, педагогами дополнительного образования, преподавателями среднего учебного заведения, а так же в системе повышение квалификации работников в ДОУ.
Работая над темой «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у дошкольников» я постаралась показать значимость развития логического мышления. Анализ специальной литературы показывает, что без развитого логического мышления ребенку трудно будет даваться обучение в школе. Приобретенные навыки в дошкольном возрасте служат фундаментом для получения знаний и способностей в более старшем возрасте. Разработанный мной перспективный план по развитию логического мышления, дает положительную динамику.
Соревнования по шашкам среди дошкольников проводится ежегодно и в основном весной. И наши воспитанники стали активными участниками соревнований по шашкам и занимают призовые места среди своих сверсников.
Источники:
1. А. Г. Маслаков. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 518 с.
2. Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
3. В. А. Смирнова. Вопросы мышления детей: Питер, 1962 . - 245 с. Ленингр. гос. пединститут. Учебные записки т. 233
4. Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
5. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.
6. Е. Агаева Формирование элементов логического мышления: старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. - 1981. - № 1. - с. 38-40
7. Е. В. Доценко. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях, - Изд-во: Волгоград Учитель, 2012. - 297 с.
8. . Немов. Р. С Психология. В 3-х кн. Кн. 1,. Общие основы психологии. - М.: Владос, 2000 - 575 с.
9. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. Высш. Пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами психологической статистики. – 640 с.
Приложение №1
Анкетирование для родителей
(Под словом да, нет, ставите галочки)
Ф.И.О:
Да
нет
1.
Есть ли у вас дома шашки?
2.
Умеете вы сами играть в шашки
3.
Играет ли ваш ребёнок в шашки?
4.
В какие игры больше предпочитает играть ваш ребёнок?
5.
Желаете ли вы, чтобы ребёнок посещал кружок шашек?
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шахпазова Оксана Гаджибутаевна
→ Публикатор 07.03.2020 0 5819 78 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.