Рекомендации по оформлению портфолио обучающегося


 

Организовать работу детского образовательного объединения, деятельность обучающегося невозможно без оценки. Оценка является одним из компонентов деятельности, ее регулятором, показателем результативности.

В практической деятельности педагоги дополнительного образования стараются уйти от традиционной отметки и широко используют альтернативные системы оценивания такие как рейтинговая, бальная, самооценка или нецифровое оценивание. Это позволяет персонализировать процедуру оценивания и сделать ее более щадящей.

В последнее время все большую популярность набирает такая форма нецифрового оценивания как портфолио.

Данные методические рекомендации предназначены педагогам дополнительного образования, внедряющим в свою работу технологию нецифроваго оценивания – портфолио, призваны помочь сориентироваться в его структуре и содержании.

 

Рекомендации

по оформлению портфолио обучающихся

 

Портфолио представляет собой индивидуальную папку - накопитель, в которой зафиксированы личные результаты обучающегося, демонстрирующие его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Портфолио должно содержать оформленный титульный лист, раздел содержание и несколько тематических разделов, каждый из которых отражает ту или иную сферу жизни, личности и деятельности ребенка. Создавая Портфолио необходимо помнить, что с одной стороны оно должно быть информативным, ярким, интересным, а с другой лаконичным и конкретным.

Структура Портфолио

  • Титульный лист

  • Содержание

  • Общие данные о личности

  • Творческие работы

  • Мои достижения

  • Социальная практика

  • Отзывы и пожелания

Титульный лист. Содержит информацию: наименование образовательного учреждения, наименование документа, ФИО обучающегося, наименование детского образовательного объединения, ФИО педагога, фото обучающегося, наименование населенного пункта, год разработки (приложение №1)

Раздел 1. Оглавление (перечень основных разделов портфолио) размещается сразу после титульного листа. Назначение оглавления состоит в создании общего представления о структуре портфолио (приложение №2)

В оглавлении приводятся заголовки разделов портфолио и указываются номера страниц, с которых они начинаются.

Все заголовки оглавления начинаются с прописной буквы без точки в конце. Последнее слово соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Раздел 2. Общие сведения. В этом разделе помещается первичная вводная информация об авторе портфолио, которая может быть представлена в форме самопрезентации, резюме или автобиографии. Кроме того, в раздел может быть включена карта краткосрочных или долгосрочных планов обучения. Возможные названия заголовков «Мой девиз», «Моё кредо», «Значение моего имени», «Кто я», «Какой я», «Что я делаю с удовольствием», «Что меня радует», «Моя семья», «Мои увлечения», « Беру курс на...», «Люди на которых я хотел(а) бы быть похожим» и др.

Раздел 3. Творческие работы. В этот раздел помещаются рисунки, фотографии, стихи и др. Работы сопровождаются кратким описанием наименование работы, техника изготовления, год изготовления. Если работа принимала участие в конкурсе/выставке необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Хорошо дополнить информацию фотографией с мероприятия. Если это освещалось в СМИ или Интернете можно приложить эту информацию. Если освещалось Интернет - порталом сделать скриншот (распечатку) тематической странички.

Раздел №4. Мои достижения. В разделе размещается информация об участии ребенка в конкурсных и выставочных мероприятиях, проводимых по линии системы дополнительного образования. Перечень мероприятий оформляется в таблице. В качестве приложения вкладываются официальные документы (допустимы копии): грамоты, сертификаты, благодарственные письма и т.д., подтверждающие участие и результаты ребенка в мероприятиях.

Раздел 5. Социальная практика. В данном разделе необходимо представить деятельность обучающегося, направленную на реализацию социальных преобразований или решение проблем социума, способствующих позитивным изменениям в самом человеке и во внешней социальной среде. Другими словами, это деятельность «на радость и пользу окружающих людей».

Раздел может содержать информацию о деятельности обучающегося по оказанию помощи мало защищённым/малообеспеченным лицам/семьям, сохранению исторического наследия, защите среды, об исследованиях/ проектной деятельности в области образования, науки, культуры, об участии в волонтерском движении (помощь остро нуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим). К социально-ориентированной деятельности относится: посадка цветов, газонов, кустов и деревьев, помощь престарелым людям, людям с ограниченными возможностями здоровья, благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц; помощь животным, просветительские беседы, направленные на профилактику наркомании, СПИДа, подростковой преступности; благотворительные концерты и театральные выступления; экологические марши, уборка мусора и загрязнений; пропаганда здорового образа жизни и др.

Возможные виды социально-значимой деятельности гражданско-патриотической направленности: участие в волонтерских движениях, интервьюирование ветеранов войны и труда, почетных граждан города, интересных людей, участие в работе поисковых отрядов, проведение социологических опросов, работа в архивах, сбор материала для пополнения фондов школьного музея, выступление агитбригад, создание школьных, классных сайтов, фильмов о городе, акции по оказанию адресной социальной помощи ветеранам и инвалидам ВОВ и др.

Раздел 4. Отзывы и пожелания. К сожалению, данный раздел в портфолио включается не часто. Вместе с тем ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний.

Данный раздел состоит из характеристики отношения воспитанника к людям и различным видам деятельности.

В данном разделе могут быть представлены тексты заключений, рецензий, отзывов, резюме, рекомендательных писем и прочее:

- отзыв о работе в детском образовательном объединении;

- резюме, подготовленное обучающимся, с оценкой собственных достижений;

- рекомендательные письма от друзей, где они могут написать свои впечатления от общения с ним;

- заключения о качестве различных работ, в которых лично принимал участие данный воспитанник,

- благодарственные письма из различных организаций,

- отзывы родителей,

- иная информация, подтверждающая отношение обучающегося к различным видам деятельности.

Обучающийся имеет право, включит в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие принципы:

 

  • непрерывность

  • достоверность

  • объективность

  • логичность

 

  • лаконичность

  • наглядность

  • документальное подтверждение результатов работы

  • аккуратность, эстетичность оформления

В ходе организации работы по оформлению Портфолио педагогу необходимо помнить, что портфолио — это не просто архивная папка, где собирается материал о деятельности обучающегося, а педагогическая технология, с помощью которой производится оценка результативности реализации образовательной программы, самооценка деятельности обучающегося, презентация его деятельности.

В процессе работы над портфолио у обучающихся формируются понятия основ культурной идентичности личности, чувства сопричастности к своей Родине, народу, истории, основы толерантности, нормы морали, навыки самооценки, коммуникативные навыки, формируется положительное отношение к жизни, установки на здоровый образ жизни, умения учится, планировать и организовывать свою деятельность, контролировать процесс и результаты своего труда, умения адекватно оценивать свою деятельность и воспринимать оценку со стороны, развивается целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Образец оформления титульного листа

_________________________________________________________________ полное наименование образовательной организации в соответствии с уставом

 

 

 

 

ПОРТФОЛИО

 

Иванов Сергей Петрович,

обучающийся ДОО «Кисточка»

 

Педагог: Петров С.С.

 

_____________________

наименование населенного пункта

20_______

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

Содержание

1.Здравствуйте, это Я…………………стр.

2 .Мои работы……………………………стр.

3 .Мои достижения……………………..стр.

4. Моя социальная практика………… ...стр.

5. Отзывы и пожелания…………………стр.

 

 


Полный текст материала Рекомендации по оформлению портфолио обучающегося смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Крамаренко Ольга Викторовна  Публикатор
27.04.2020 0 137 15

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0